Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников.- М., 1999.

3. Виноградова М.А. Формирование общения у заикающихся дошкольников. – СПб, - 2002.

4. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.,2004.

5. Воронова А.П. Нарушения зрительного гнозиса у детей с речевой патологией.// Дефектология – 1993-№1.

6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.

7. Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Сост. В.М. Астапов, Ю.М. Микадзе - СПб., 2001.

8. Грибова С.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией.// Дефектология – 1995 - №6.

9. Даниленкова О.Р. развитие преднамеренного запоминания у детей с нерезко-выраженным общим недоразвитием речи // Дефектология –2000 -№6.

10. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника./ Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Мн., 1997.

11. Ермолаева М.В. Возрастная психология. - М., 2000.

12. Калягин В.А. , Степанова Г.М. Оценка особенностей речи и личности заикающихся с помощью личных диагностических тестов //Дефектология – 1996 - № 3.

13. Кривовяз И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Дефектология – 1995 - №6.

14. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.,1991.

15. Лалаева Р.И. Гермаковска А. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи // Дефектология – 2000 - №4.

16. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М., 1997.

17. Логопедия /Под ред. Л.С.Волковой. – М., 1989.

18. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.,2002.

19. Переслени Л.И, Фотекова Т.А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи // Дефектология -1993 - №5.

20. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 1985.

21. Слинько О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи // Дефектология -1992 - № 1.

22. Соловьёва Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология – 1996 - №1.

23. Соботович Е.Ф. Механизмы речевой деятельности в норме и патологии. // Дети с проблемами в развитии. – 2004. - № 2.

24. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М., - 2001.

25. Терентьева В.И. Особенности поведения детей с заиканием в эмоционально насыщенной ситуации // Дефектология -1996 -№ 1.

26. Терентьева В.И. Социально-психологические особенности детей с нарушением речи 6-7 лет // Дефектология – 2000 - № 4.

27. Федосеева Е.Г. Развитие возрастных форм общения у дошкольников с общим недоразвитием речи. // Современные проблемы изучения, обучения, воспитания детей с отклонениями в развитии: Выпуск 4. / Под ред. И.В. Чумаковой, Е.А. Шиловой, Н.Н. Морозовой. Саранск, 2001.

28. Усанова О.Н. Специальная психология. - М.,1999 .

29. Фотекова Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология – 1994 - №2.

30. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М., 1987.

31. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.

Список научных работ сотрудников кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, отражающих основное содержание учебного пособия:

1. Брагина В.Д., Воробьева Н.А., Моисеева Е.В. Развитие общения у дошкольников с проблемами в речевом развитии в образовательном процессе/ Сборник трудов участников Y межвузовской конференции молодых ученых. Ч.I// Отв. за выпуск В.В. Заболтина.— Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2004 – стр. 231-237

Брагина В.Д, Карышева И.А. Развитие Я-концепции у детей с ОНР старшего дошкольного возраста / Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии/ отв. ред. О.А. Денисова. - Череповец: ЧГУ, 2002.- С.97-100

3. Бучилова И.А., Яковлева Н.Ю. Диагностика и коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. ./ Тезисы докладов. // Сост. А.И. Виноградов, М.Ю. Адамов. – Череповец, 2000 – стр. 124 -126.

4. Бучилова И.А., Дудорова Е.В. Условия формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. /Сборник трудов участников IV межвузовской конференции молодых ученых.// Отв. за выпуск О.Л. Леханова.– Череповец, 2003 –С.141.

5. Виноградова С.В. , Леханова О.Л. Формирование навыков преодоления конфликтных ситуаций у дошкольников с ОНР./ «Per aspera…»: Материалы межвузовской конференции молодых ученых / Сост. Е.Б. Карпушина, О.Л. Леханова. - Череповец, 2001 – стр. 26 -27

6. Денисова О.А., Пескишева Т.А. Комплексная оценка психофизического развития детей с ОНР в дошкольном учреждении компенсирующего вида/ Дети с проблемами в развитии-Спб., 2005, №1, С.4-6

7. Захарова Т.В., Поникарова В.Н. Дошкольная логопсихология (учебно-методическое пособие)// Материалы к курсу: «Психологтя детей с проблемами в развитии».-Череповец.-ч.2,2000.

8. Зайцева Л.И.

9. Иванова О.А., Калачева А.А., Парамонова В.А. Особенности формирования паралингвистических средств общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР /Тезисы докладов победителей открытого конкурса на лучшую студенческую работу «Череповец: XXI век» // Сост. А.И. Виноградов. - Череповец, 2000 – стр. 80 -81

10. Леханова О.Л. К вопросу о причинах отклонений в процессах восприятия, понимания и употребления невербальных средств общения детьми с ОНР / Сборник трудов участников IV межвузовской конференции молодых ученых.// Отв. за выпуск О.Л. Леханова.– Череповец, 2003 –С.130 -133.

11. Леханова О.Л. Особенности коммуникативной активности дошкольников с общим недоразвитием речи./ Сборник трудов молодых ученых. // Отв. за выпуск В.В. Заболтина.— Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2005 – стр. 55-58

12. Леханова О.Л. Развитие невербальных средств общения как необходимое условие формирования речевой деятельности детей с ОНР / Сборник трудов участников Y межвузовской конференции молодых ученых. Ч.I// Отв. за выпуск В.В. Заболтина.— Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2004 – стр. 216-223

13. Панова Е.В., Котляр Л.Я. Игро - и сказкотерапия эмоционального неблагополучия у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи / Тезисы докладов победителей открытого конкурса на лучшую студенческую работу «Череповец: XXI век» //Сост. А.И. Виноградов.- Череповец, 2000 – стр. 81 -82

14. Парамонова В.А., Калачева А.А. Программа коррекционной работы по развитию воображения у дошкольников с нарушениями речи / Сборник трудов молодых ученых ЧГУ. //Сост. А.И. Виноградов, М.Ю. Адамов. – Череповец – 1999 – вып.3. –С.44-45

15. Поникарова В.Н., Проценко А.С. Особенности самооценки у 6-летних дошкольников с заиканием. / Сборник трудов молодых ученых ЧГУ. //Сост. А.И. Виноградов, М.Ю. Адамов.– Череповец – 1999 – вып.3. – стр. 47-49.

16. Поникарова В.Н., Гаврилова И.Н., Макарова С.Ю. К вопросу об изучении памяти у старших дошкольников с нарушениями речи / Сборник трудов участников III межвузовской конференции молодых ученых. // Отв. за выпуск О.Л. Леханова. – Череповец, 2002 – стр. 205

17. Поникарова В.Н., Жукова М.Л. Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с ОНР./ Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии. // Под ред. О.А. Денисовой. – Череповец, 2002 – стр. 126-130

18. Поникарова В.Н., Чеплагина Е.А., Чубова М.П. К вопросу об особенностях коммуникативной активности детей дошкольного возраста с ОНР./ Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии. // Под ред. О.А. Денисовой. – Череповец, 2002 – стр. 138-142

19. Поникарова В.Н., Щербакова А.В. К проблеме формирования интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с ОНР./ Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии. // Под ред. О.А. Денисовой. – Череповец, 2002 – стр. 144-148

18.Поникарова В.Н. Материалы к по дисциплине «Дошкольная логопсихология» / Материалы к курсу «Психология детей с нарушениями в развитии» // Под ред. Т.В. Захаровой. – Череповец, 2000. –С.3-21

19.Материалы к курсу «Логопсихология» / Сост. В.Н. Поникарова, О.Л. Леханова // Под ред.О.А. Денисовой. – Череповец, 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

Примерный диагностический инструментарий оценки психического развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста

Возраст Методики Возрастные нормативы
Восприятие  
4-7 лет Сенсорные эталоны (по Л.А. Венгеру): «Коробочка форм», «Вкладыши», «Пирамидка», «Эталоны», «Перцептивное К 4 г. – узнавание, называние, соотнесение эталонов, обозначающих цвета, форму, величину, пространственные отношения, эмоциональные состояния. К 5 г. - узнавание, называние, соотнесение, описание эталонов, обозначающих цвета, форму, величину, пространственные отношения, эмоциональные состояния. К 6 - 7 гг. - соотнесение, описание эталонов, обозначающих цвета и оттенки цвета, форму, величину, пространственные отношения, оттенки эмоциональных состояний.
Внимание  
5-7 лет   Методика Пьерона - Рузера   К 4 г. – объем 4 предмета; устойчивость – 10 - 12 мин.; концентрация – нахождение в рисунке известного изображения, при высокой плотности штриховки; выделение контуров неизвестного предмета, при средней плотности штриховки К 5 г. – объем 5 предметов; устойчивость – 15 - 20 мин.; концентрация – нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично; К 6 г. – объем 6 предметов; устойчивость – 20-25 мин.; концентрация – нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7-8 контуров предметов, наложенных полностью. К 7 г. - объем 7-8 предметов; устойчивость – 25-30 мин.; концентрация – нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 5мелких деталей, при высокой плотности штриховки; умение видеть двойственные изображения
6-7 лет   Корректурные пробы (детский вариант)  
5-7 лет Методика Когана
Память  
С 4 лет   Запоминание 10 картинок   К 4 г. – объем зрительной образной -4-5 предметов, слуховой образной – 3-4 звука, слуховой вербальной – 4 слова, тактильной составляет 6-7 предметов. К 5 г. – объем зрительной образной -5 предметов, слуховой образной – 4-5 звука, слуховой вербальной – 5 слов, тактильной составляет 4-5 предметов. К 6 г. – объем зрительной образной, слуховой образной, слуховой вербальной, тактильной составляет 6 стимулов. К 7 г. - объем зрительной образной – 7-8 предметов, слуховой образной – 7 звуков, слуховой вербальной – 7-8 слов, тактильной составляет 7 предметов.
С 4,5 лет   Запоминание двух групп слов  
С 4, 5 лет   Методика А.Н Леонтьева на опосредованное запоминание  
С 7 лет Запоминание 10 слов (по А.Р. Лурия)
Мышление  
С 3 до 7 лет «Понимание смысла сюжетной картинки» К 4 г. – анализ: описание предмета по известным признакам, выполнение заданий «найди шестое» и «логические цепочки»из трех предметов по одному - двум признакам; исключение на основе всех изученных обобщений; зрительный синтез: из 3 частей без образца и из 4 частей – со зрительной опорой или наложением на образец; сравнение предметов: по цвету, форме, величине, эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия, самостоятельно выделять 3 сходства и различия; обобщение: по цвету, форме, величине, эмоциональному состоянию; операция конкретизации на основе всех имеющихся обобщений; сериация: по цвету – 3 оттенка, по величине – 5 предметов; по расположению в пространстве -3 положения; серия последовательных картинок к известной сказке – 4 картинки; классификация: по одному признаку – самостоятельно. К 5 г. – анализ: выполнение заданий «найди шестое» и «логические цепочки»из трех предметов по двум признакам; исключение на основе всех изученных обобщений; зрительный синтез: из 4 частей без образца и из 6 частей – со зрительной опорой на образец; сравнение предметов: по всем изученным свойствам, самостоятельно выделять 5 сходств и различий; обобщение: на основе изученных свойств, по материалу, по эмоциональному состоянию; времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт; операция конкретизации на основе всех имеющихся обобщений; сериация: по цвету – 4 оттенка, по величине – 5 предметов; по эмоциональному состоянию – 4 карточки, по степени выраженности свойств предметов – 3предмета; классификация: по двум признакам на основе имеющихся обобщений с помощью взрослого. К 6 г. – анализ: выполнение заданий «найди девятое» и «логические цепочки» по двум признакам; исключение на основе всех изученных обобщений; зрительный синтез: из 6 частей без образца и из 7-8 – со зрительной опорой на образец; сравнение предметов: на основе представлений и зрительного восприятия, самостоятельно выделять 7 сходств и различий; обобщение: выполнение обобщение первого и второго порядка (дикие и домашние животные; растения (деревья, цветы, грибы, ягоды), вещи (головные уборы, одежда, обувь), рыбы, птицы, насекомые, спортивные принадлежности); операция конкретизации на основе всех имеющихся обобщений; сериация: по цвету – 5 оттенков, по величине – 7 предметов; по эмоциональному состоянию -5 степеней выраженности, по возрасту – 4 возрастные группы, по степени выраженности свойств предметов – 5 степеней, серия из 5 последовательных картинок; классификация: по двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого. К 7 г. – анализ: умение устанавливать причинно-следственные связи, находить решение проблемных ситуаций; исключение на основе всех изученных обобщений; зрительный синтез: из 9 частей без образца и из 12 – со зрительной опорой на образец; сравнение предметов –самостоятельное выделение 10 сходств и отличий; в том числе существенных признаков; обобщение: выполнение обобщение первого и второго порядка; операция конкретизации на основе всех имеющихся обобщений; сериация: по всем свойствам предметов, умение выстраивать серию из 8-10 последовательных картинок; классификация: по существенным признакам.
С 4 лет «Раздели на группы»
С 5 лет «Классификация»
С 5 до 7 лет «Серия последовательных картинок»
С 4 до 7 лет «Четвертый лишний»
С 4 до 7 лет «Нелепицы»
Воображение  
С 6 до 7 лет Несуществующее животное К 5 г. – репродуктивное, с элементами творческого. К 6 г. – репродуктивное, с элементами творческого. К 7 г. – творческое воображение.
С 4 до 7 лет   Дорисовывание фигур  
Эмоционально-личностная сфера  
С 4 лет   Методика Дембо - Рубинштейн   К 4 г. – ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость, грусть, гнев. Знает некоторые способы выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и пантомимики). К 5 г. – ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. Умеет рассказать о своем настроении. Знает способы выражения и изменения этих эмоциональных состояний. Умеет определить эмоциональные состояния у героев сказки. К 6 г. – ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость – восторг, грусть, гнев – ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие. Сформированы представления о таких личностных качествах людей как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность. Ребенок умеет оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества. Проявляются элементы рефлексии. К 7 г. – ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам; появляются элементы рефлексии; устойчивая самооценка.
С 3 до 10 Детский апперцептивный тест  
С 4 лет   Цветовой тест отношений  
С 4 лет Тест Розенцвейга  
С 4 лет Рисунок «Дом –дерево - человек»
Межличностные взаимоотношения  
С 4 лет Социометрия К 4 г. – ведущим является внеситуативно-познавательное общение, которое происходит в рамках познавательной деятельности, направленной на формирование детских представлений о физическом мире. Ребенок умеет обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым. К 5 г. – ведущим остается внеситуативно-познавательное общение. Ребенок умеет работать в паре со сверстником по заданию взрослого; умеет выбирать роль в игре, предложенной взрослым. К 6 – 7 гг. – сформировано внеситуативно-личностное общение, которое направлено на познание не предметного, а социального мира. Оно не включено в какую-либо другую деятельность и представляет собой общение в чистом виде. Дети умеют объединяться в пары для совместной работы. Ребенок умеет при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли. Знает основные способы невербального общения.
С 4 лет Методика Р. Жиля
С 4 лет Рисунок «Моя семья»

ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

Коррекционно-развивающая программа развития межличностных отношений детей с ОНР старшего дошкольного возраста (Л.И. Зайцева)

Цель: развитие коммуникативных навыков как фактора успешной социализации ребенка в обществе.

Задачи:

§ Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».

§ Обучение детей речевым средствам общения.

§ Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой),

средствами человеческого общения.

§ Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания.

§ Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

§ Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в виде общения, формирование доверия к собеседнику.

§ Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.

§ Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.

§ Закрепление у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

§ Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

Основные формы обучения детей:

- развивающие игры, игры – драматизации, сюжетно – ролевые игры и др.),

- упражнения подражательно - исполнительного и творческого характера),

- этюды,

- импровизации,

- наблюдения, прогулки, экскурсии,

- рассматривание рисунков, фотографий,

- моделирование и анализ заданных ситуаций,

- свободное и тематическое рисование,

- лепка,

- чтение художественных произведений,

- рассказ психолога и рассказы детей,

- сочинение историй,

- беседы,

- мини-конкурсы, игры-соревнования.

Наши рекомендации