Предмет и задачи детской логопсихологии.

Логопсихология – это отрасль специальной психологии, изучающая психические особенности лиц, имеющих речевые нарушения.

Детская логопсихология, как часть логопсихологии, изучает психические особенности детей, имеющих речевые нарушения.

Объект детской логопсихологии – это закономерности и механизмы развития и функционирования психики детей при нарушении речи.

Предмет детской логопсихологии – своеобразие психического развития детей с различными формами речевой патологии.

Задачи детской логопсихологии:

- изучение специфики психического развития детей при речевых нарушениях;

- изучение особенностей личностного и социального развития детей с речевой патологией;

- исследование динамики спонтанного и целенаправленного развития детей с речевой патологией;

- выявление специфики взаимовлияния речевых и психических нарушений у детей с речевой патологией;

- определение прогноза развития детей с нарушениями речи и эффективных средств воспитания и образования;

- разработка методов психологической коррекции и профилактики отклонений в психическом развитии детей с речевыми нарушениями.

Детская логопсихология тесно связана с рядом наук: с общей, социальной, возрастной, педагогической и специальной психологией; нейропсихологией, психолингвистикой, логопедией.

Отрасли психологии (общая, социальная, возрастная, педагогическая) позволяют логопсихологии более точно и правильно понять сущность психики, личности и группы и, опираясь на эти знания, добиваться наиболее эффективного изучения особенностей психики детей с нарушениями речи.

Нейропсихология, в том числе детская, даёт возможность понять особенности мозговых механизмов высших психических функций (ВПФ), влияние на протекание локальных поражений мозга и зависимость проявлений нарушений ВПФ от возраста. Имеющиеся в нейропсихологии сведения позволяют более точно стороить прогноз психического развития детей с речевой патологией, определять степень повреждения мозговых структур в зависимости от вида речевого нарушения. Важное значение для логопсихологии представляют знания медицинских наук: педиатрии, невропатологии и др. Имеющиеся в данных науках сведения позволяют более точно понять структуру нарушения психики при патологии речи, правильно решать вопросы психодиагностики и дифференцированного психокоррекционного воздействия при устранении различных форм речевых нарушений.

Психолингвистика, раскрывая вопросы онтогенеза речевой функции и своеобразия протекания процессов речевосприятия и речепорождения в целом, позволяет выделить специфику усвоения системы языка, своеобразие взаимоотношения языка и сознания, мышления и речи, особенности продуцирования и понимания речи детьми с различными речевыми нарушениями.

Логопсихология тесно связана с педагогическими науками: общей, возрастной и специальной педагогикой, логопедией. Наиболее тесно связана логопсихология с логопедией. Связь эта взаимна. Знание логопсихологии помогает логопеду видеть не только само речевое расстройство, но и правильно понимать взаимосвязь речевых нарушений у детей с особенностями их психического развития в целом (Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, 2002). Логопедия, в свою очередь, содержит важные для логопсихологии сведения об этиопатогенезе, клинике, структуре и классификации речевых нарушений, позволят определить характер влияния речевых расстройств на формирование личности, психическое развитие, поведение и деятельность детей с нарушениями речи.

Взаимосвязь дошкольной логопсихологии с другими науками проявляется и в виде использования общего категориального аппарата. Важнейшие категории логопсихологии совпадают с категориями общей, возрастной и специальной психологии, нейропсихологии, логопедии.

Общими для общей психологии и логопсихология являются следующие категории: личность, задатки, способности, темперамент,характер; интеллект, мышление; деятельность, поведение, восприятие, ощущение, представления; память; внимание; эмоции, чувства, аффекты.

Часть своих категорий логопсихология берет из арсенала возрастной психологии. Это такие категории, как психическое развитие, социальная ситуация развития ребенка,ведущая деятельность, психологическое новообразование, зона ближайшего развития.

Значительное число категорий логопсихологиязаимствует изспециальнойпсихологии:дизонтогенез, психологические параметры дизонтогенеза, классификация психического дизонтогенеза; «дефект», «структура дефекта» (Л.С. Выготский, 2001). Логопсихология широко использует категории нейропсихологии (агнозия, апраксия, афазия) и логопедии (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи).



Наши рекомендации