Тема: Нормативные возрастные кризисы

1. Понятие кризиса возрастного развития. Значение кризисов. Характеристика кризисных явлений

2. Характеристика кризиса 1-го года

3. Характеристика кризиса 3-х лет

4. Характеристика кризиса 7 лет

5. Характеристика кризиса подросткового возраста

Литература:Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

Практическая работа 3

Тема: Пренатальный период, новорожденность, младенчество

1.Развитие ребенка в пренатальный период

2.Характеристика новорожденности. Комплекс оживления.

3.Развитие ребенка в младенчестве: развитие общения и речи, развитие восприятия и интеллекта, двигательная сфера и манипуляции с предметами

Литература:Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

Практическая работа 4

Тема: Раннее детство

1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым

2. Развитие предметной деятельности

3. Зарождение новых видов деятельности

4. Познавательное развитие ребенка

5. Развитие речи

6. Новые направления руководства психическим развитием в раннем детстве

7. Развитие личности в раннем детстве.

Литература:Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

Практическая работа 5

Тема: Как общаться с ребенком

1. Прочитайте книгу Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» и ответьте на следующие вопросы:

1.1 Что такое «безусловное принятие» ребенка. Приведите примеры принятия и непринятия ребенка, которые вы наблюдали;

1.2 Как должен поступать взрослый, если ребенок делает «не то», не слушается, раздражает;

1.3 Как должен поступать взрослый, если ребенок просит помощи;

1.4 Как должен поступать взрослый, если ребенок может справится с заданием, но не делает его, требует присутствия взрослого;

1.5 Что такое активное слушание и когда надо слушать ребенка;

1.6 Причины конфликтов взрослых с детьми и способы их разрешения;

1.7 Почему дети нуждаются в строгих правилах и дисциплине. Какие должны быть запреты и ограничения?

1.8 Как ребенок узнает о себе? Кто формирует его самооценку?

2. Подготовьте по книге презентацию и выступление на родительском собрании. Расскажите только то, что считаете самым важным (10-15 мин). Расскажите ваш доклад своим родителям. Спросите их мнение о вашем выступлении.

Практическая работа 6

Тема: Дошкольное детство

1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.

2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.

3. Другие виды деятельности дошкольника

4. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте

5. Особенности личности дошкольника

6. Кризис 6-7 лет, проблема готовности ребенка к школе

7. Прочитайте книгу Н.Галигузовой Е.Смирновой : "Ступени общения : от 3 до 6 " Подготовьте по книге презентацию и выступление на родительском собрании. Расскажите только то, что считаете самым важным (10-15 мин). Расскажите ваш доклад своим родителям. Спросите их мнение о вашем выступлении.

Литература: Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001. - 336 с.

Практическая работа 7

Тема: Детские страхи

1. Понятие страх и фобия. Природа детских страхов.

2. Нормативные детские страхи для каждого возрастного периода. Гендерные страхи

3. Невротические страхи. Невроз страха

4. Преодоление детских страхов

Литература: Захаров А.И Дневные и ночные страхи у детей – СПб, 2000

Практическая работа 8

Тема: Младший школьный возраст

1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.

2. Учебная деятельность - как ведущая деятельность дошкольного возраста. Игра в жизни ребенка

3. Развитие когнитивной сферы в младшем школьном возрасте.

4. Особенности личности младшего школьника.

5. Риски развития в младшем школьном возрасте

Литература: Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для бакалавров / под общ. ред. А. С. Обухова. — М.: Юрайт, 2014. — 583 с.

Практическая работа 9-10

Тема: Подростковый возраст

1. Прочитайте книгу Байярд Роберт Т., Байярд Джин "Ваш беспокойный подросток". Подготовьте по книге презентацию и выступление на родительском собрании. Расскажите только то, что считаете самым важным (10-15 мин). Расскажите ваш доклад взрослым или знакомым подросткам. Спросите их мнение о тех идеях, которые вы транслируете вашем выступлении, о вашей манере выступления.

2. Посмотрите фильм «Все умрут, а я останусь» Какие возрастные особенности подростков показаны в фильме. Что бы вы посоветовали родителям этих подростков.

3. Прочитайте книгу Ди Снайдер "Курс выживания для подростков".Подготовьте по книге презентацию и выступление на классном часе для подростков. Расскажите только то, что считаете самым важным (10-15 мин).

Подготовьте доклады:

1. Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста.

2. Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста.

3. Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте.

4. Учебная деятельность и познавательное развитие подростков.

5. Особенности личности подростков.

Литература:Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

Практическая работа 11

Тема: Юношеский возраст

1.Юность как стадия жизненного пути человека.

2.Психологические теории юности.

3.Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности старшеклассника.

4.Формирование мировоззрения в ранней юности.

5.Готовность к самоопределению как основное новообразование ранней юности.

Литература:Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

Практическая работа 12

Тема: Взрослость и старость

1. Развитие личности в период взрослости. Нормативные кризисы взрослости

2. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости

3. Старость как био социо психологическое явление

4. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости

5. Личностные особенности в старости

6. Познавательная сфера в период старения

Литература:Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.


Наши рекомендации