Тема: Нормативные возрастные кризисы
1. Понятие кризиса возрастного развития. Значение кризисов. Характеристика кризисных явлений
2. Характеристика кризиса 1-го года
3. Характеристика кризиса 3-х лет
4. Характеристика кризиса 7 лет
5. Характеристика кризиса подросткового возраста
Литература:Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
Практическая работа 3
Тема: Пренатальный период, новорожденность, младенчество
1.Развитие ребенка в пренатальный период
2.Характеристика новорожденности. Комплекс оживления.
3.Развитие ребенка в младенчестве: развитие общения и речи, развитие восприятия и интеллекта, двигательная сфера и манипуляции с предметами
Литература:Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
Практическая работа 4
Тема: Раннее детство
1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым
2. Развитие предметной деятельности
3. Зарождение новых видов деятельности
4. Познавательное развитие ребенка
5. Развитие речи
6. Новые направления руководства психическим развитием в раннем детстве
7. Развитие личности в раннем детстве.
Литература:Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
Практическая работа 5
Тема: Как общаться с ребенком
1. Прочитайте книгу Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» и ответьте на следующие вопросы:
1.1 Что такое «безусловное принятие» ребенка. Приведите примеры принятия и непринятия ребенка, которые вы наблюдали;
1.2 Как должен поступать взрослый, если ребенок делает «не то», не слушается, раздражает;
1.3 Как должен поступать взрослый, если ребенок просит помощи;
1.4 Как должен поступать взрослый, если ребенок может справится с заданием, но не делает его, требует присутствия взрослого;
1.5 Что такое активное слушание и когда надо слушать ребенка;
1.6 Причины конфликтов взрослых с детьми и способы их разрешения;
1.7 Почему дети нуждаются в строгих правилах и дисциплине. Какие должны быть запреты и ограничения?
1.8 Как ребенок узнает о себе? Кто формирует его самооценку?
2. Подготовьте по книге презентацию и выступление на родительском собрании. Расскажите только то, что считаете самым важным (10-15 мин). Расскажите ваш доклад своим родителям. Спросите их мнение о вашем выступлении.
Практическая работа 6
Тема: Дошкольное детство
1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.
2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.
3. Другие виды деятельности дошкольника
4. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте
5. Особенности личности дошкольника
6. Кризис 6-7 лет, проблема готовности ребенка к школе
7. Прочитайте книгу Н.Галигузовой Е.Смирновой : "Ступени общения : от 3 до 6 " Подготовьте по книге презентацию и выступление на родительском собрании. Расскажите только то, что считаете самым важным (10-15 мин). Расскажите ваш доклад своим родителям. Спросите их мнение о вашем выступлении.
Литература: Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
Практическая работа 7
Тема: Детские страхи
1. Понятие страх и фобия. Природа детских страхов.
2. Нормативные детские страхи для каждого возрастного периода. Гендерные страхи
3. Невротические страхи. Невроз страха
4. Преодоление детских страхов
Литература: Захаров А.И Дневные и ночные страхи у детей – СПб, 2000
Практическая работа 8
Тема: Младший школьный возраст
1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.
2. Учебная деятельность - как ведущая деятельность дошкольного возраста. Игра в жизни ребенка
3. Развитие когнитивной сферы в младшем школьном возрасте.
4. Особенности личности младшего школьника.
5. Риски развития в младшем школьном возрасте
Литература: Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для бакалавров / под общ. ред. А. С. Обухова. — М.: Юрайт, 2014. — 583 с.
Практическая работа 9-10
Тема: Подростковый возраст
1. Прочитайте книгу Байярд Роберт Т., Байярд Джин "Ваш беспокойный подросток". Подготовьте по книге презентацию и выступление на родительском собрании. Расскажите только то, что считаете самым важным (10-15 мин). Расскажите ваш доклад взрослым или знакомым подросткам. Спросите их мнение о тех идеях, которые вы транслируете вашем выступлении, о вашей манере выступления.
2. Посмотрите фильм «Все умрут, а я останусь» Какие возрастные особенности подростков показаны в фильме. Что бы вы посоветовали родителям этих подростков.
3. Прочитайте книгу Ди Снайдер "Курс выживания для подростков".Подготовьте по книге презентацию и выступление на классном часе для подростков. Расскажите только то, что считаете самым важным (10-15 мин).
Подготовьте доклады:
1. Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста.
2. Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста.
3. Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте.
4. Учебная деятельность и познавательное развитие подростков.
5. Особенности личности подростков.
Литература:Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
Практическая работа 11
Тема: Юношеский возраст
1.Юность как стадия жизненного пути человека.
2.Психологические теории юности.
3.Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности старшеклассника.
4.Формирование мировоззрения в ранней юности.
5.Готовность к самоопределению как основное новообразование ранней юности.
Литература:Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
Практическая работа 12
Тема: Взрослость и старость
1. Развитие личности в период взрослости. Нормативные кризисы взрослости
2. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости
3. Старость как био социо психологическое явление
4. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости
5. Личностные особенности в старости
6. Познавательная сфера в период старения
Литература:Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.