Тема: Возрастные периодизации
Вопросы по возрастной психологии
1. История развития науки о детях, предмет и методы возрастной психологии
2. Возрастные периодизации: периодизация З.Фрейда
3. Возрастные периодизации: периодизация Л.Кольберга
4. Возрастные периодизации: периодизация Ж.Пиаже
5. Возрастные периодизации: периодизация Э.Эриксона
6. Возрастные периодизации: периодизация Д.Б Эльконина
7. Развитие ребенка в пренатальный период. Кризис рождения
8. Характеристика новорожденности
9. Возрастные особенности младенческого возраста. Кризис одного года
10. Характеристика раннего возраста
11. Кризис 3-х лет
12. Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии дошкольника. Другие виды деятельности в дошкольном детстве
13. Познавательные процессы в дошкольном возрасте
14. Психоэмоциональное развитие дошкольников и особенности общения
15. Кризис 7 лет и психологические новообразования дошкольного возраста
16. Готовность ребенка к школе
17. Особенности адаптации ребенка к школе
18. Характеристика учебной деятельности в младшем школьном возрасте
19. Основные психологические новообразования и их влияние на познавательное развитие ребенка.
20. Страхи детей в дошкольном и младшем школьном возрасте
21. Психологическая характеристика трудностей обучения в начальной школе
22. Характеристика пубертатного периода
23. Особенности общения в подростковом возрасте. Роль общения в развитии подростка
24. Социальная и психологическая зрелость в подростковом возрасте. Кризис подросткового возраста
25. Развитие познавательной сферы подростка
26. Развитие личности подростка. Акцентуации характера
27. Характеристика раннего юношеского возраста
28. Выбор профессии в юношеском возрасте
29. Психология зрелого возраста
30. Психология старости
Основная литература:
1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2006. – 464 c.
2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: (Психология развития и возрастная психология): учеб.: рек. сов. по психологии УМО / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009. – 351 с.
Практическая работа 1
Тема: Возрастные периодизации
1. Предмет и история становления возрастной психологии. Основные проблемы возрастной психологии
2. Характеристика возрастной периодизации З. Фрейда
3. Характеристика возрастной периодизации Ж. Пиаже
4. Характеристика возрастной периодизации Э. Эриксона
5. Характеристика возрастной периодизации Д.Б. Эльконина
Литература:Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
Практическая работа 2
Тема: Нормативные возрастные кризисы
1. Понятие кризиса возрастного развития. Значение кризисов. Характеристика кризисных явлений
2. Характеристика кризиса 1-го года
3. Характеристика кризиса 3-х лет
4. Характеристика кризиса 7 лет
5. Характеристика кризиса подросткового возраста
Литература:Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
Практическая работа 3
Тема: Пренатальный период, новорожденность, младенчество
1.Развитие ребенка в пренатальный период
2.Характеристика новорожденности. Комплекс оживления.
3.Развитие ребенка в младенчестве: развитие общения и речи, развитие восприятия и интеллекта, двигательная сфера и манипуляции с предметами
Литература:Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
Практическая работа 4
Тема: Раннее детство
1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым
2. Развитие предметной деятельности
3. Зарождение новых видов деятельности
4. Познавательное развитие ребенка
5. Развитие речи
6. Новые направления руководства психическим развитием в раннем детстве
7. Развитие личности в раннем детстве.
Литература:Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
Практическая работа 5
Практическая работа 6
Тема: Дошкольное детство
1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.
2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.
3. Другие виды деятельности дошкольника
4. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте
5. Особенности личности дошкольника
6. Кризис 6-7 лет, проблема готовности ребенка к школе
7. Прочитайте книгу Н.Галигузовой Е.Смирновой : "Ступени общения : от 3 до 6 " Подготовьте по книге презентацию и выступление на родительском собрании. Расскажите только то, что считаете самым важным (10-15 мин). Расскажите ваш доклад своим родителям. Спросите их мнение о вашем выступлении.
Литература: Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
Практическая работа 7
Тема: Детские страхи
1. Понятие страх и фобия. Природа детских страхов.
2. Нормативные детские страхи для каждого возрастного периода. Гендерные страхи
3. Невротические страхи. Невроз страха
4. Преодоление детских страхов
Литература: Захаров А.И Дневные и ночные страхи у детей – СПб, 2000
Практическая работа 8
Практическая работа 9-10
Тема: Подростковый возраст
1. Прочитайте книгу Байярд Роберт Т., Байярд Джин "Ваш беспокойный подросток". Подготовьте по книге презентацию и выступление на родительском собрании. Расскажите только то, что считаете самым важным (10-15 мин). Расскажите ваш доклад взрослым или знакомым подросткам. Спросите их мнение о тех идеях, которые вы транслируете вашем выступлении, о вашей манере выступления.
2. Посмотрите фильм «Все умрут, а я останусь» Какие возрастные особенности подростков показаны в фильме. Что бы вы посоветовали родителям этих подростков.
3. Прочитайте книгу Ди Снайдер "Курс выживания для подростков".Подготовьте по книге презентацию и выступление на классном часе для подростков. Расскажите только то, что считаете самым важным (10-15 мин).
Подготовьте доклады:
1. Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста.
2. Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста.
3. Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте.
4. Учебная деятельность и познавательное развитие подростков.
5. Особенности личности подростков.
Литература:Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
Практическая работа 11
Тема: Юношеский возраст
1.Юность как стадия жизненного пути человека.
2.Психологические теории юности.
3.Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности старшеклассника.
4.Формирование мировоззрения в ранней юности.
5.Готовность к самоопределению как основное новообразование ранней юности.
Литература:Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
Практическая работа 12
Тема: Взрослость и старость
1. Развитие личности в период взрослости. Нормативные кризисы взрослости
2. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости
3. Старость как био социо психологическое явление
4. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости
5. Личностные особенности в старости
6. Познавательная сфера в период старения
Литература:Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
Вариант 1
II. Будущему учителю
1. Составь рекомендации родителям по общению или развитию ребенка младенческого возраста.
(например: 1. Почаще играйте с малышом в «ладушки», в простейшие «прятки». Спрячьте лицо: «Где мама? Нет мамы. Вот мама!» Просто удивительно, как счастлив малыш, когда мама находится! Таких незатейливых и радостных игр можно придумать множество. Все они развивают и обучают ребенка.
2. Учитывайте темперамент вашего ребенка, его особенности. Очень возбудимые, нервные дети невероятно быстро устают от эмоциональных игр. Не особенно любят они и когда их подбрасывают вверх, теребят. Возможно, вашему сыну или дочке гораздо приятнее, когда вы играете с ними во что-то спокойное и нешумное: складываете пирамидку, укладываете кубики, двигаете игрушку и т.д.
3. Непрерывно разговаривайте с ребёнком, комментируйте все свои действия, обращайтесь к нему с вопросами, «подсказывайте» ответы.
2. Подбери игры для детей младенческого возраста и проанализируй их влияние на психическое развитие младенца.
3. Разработай проект – книгу «Мой ребёнок – младенец».
Работай по плану:
1. Сбор материала по теме (можно использовать самые разнообразные источники: журналы, газеты, худ. литературу, Интернет и собирать всё, что касается данного возраста: высказывания, стихи, песни о младенцах; информацию об особенностях и проблемах данного возраста, о воспитании детей младенческого возраста; картинки, фотографии с младенцами; игры для младенцев);
2. Определение содержания книги (может быть следующее содержание книги:
- высказывания о младенце (о ребёнке);
- стихи, песня о данном возрасте;
- собственные мысли – рассуждения по определённому поводу (например, «Первое слово», «Первая улыбка» или «Первый шаг»), воспоминания о младенце;
- дополнительная информация о данном возрасте;
- советы для родителей по воспитанию младенца;
- игры для младенцев и др;
Не забудь свою книгу проиллюстрировать картинками или фотографиями.
- список использованной литературы.)
Можно придумать другую структуру книги, но в конце обязательно должен быть список использованной литературы.
3. Оформление материалов и обложки книги (на обложке книги укажи ФИО автора, название книги, год издания);
4. Презентация книги (представь её название, содержание; приведи интересные факты, примеры, высказывания; вырази своё отношение к проделанной работе – Что узнал нового? Чем эта работа была полезна? Было ли интересно? Трудно?
III. Тест для самопроверки
1. Закончи фразу:
а) Новообразованием периода новорожденности является _____________ _____________
б) Ведущим видом деятельности младенца является _____________ _____________ _____________
в) Около года формируется речь, несовпадающая с речью взрослых. Она называется _____________
2. Ситуацией «_______» - единство матери и ребенка. Так называл социальную ситуацию развития младенческого возраста Л.С. Выготский.
3. В младенческом возрасте формируется чувство, которое выражается в том, что малыш ищет близости с любимым человеком, отличает знакомых от незнакомых людей. Это чувство:
а) чувство привязанности
б) чувство уважения
в) чувство уверенности
4. У младенца мышление:
а) наглядно-действенное
б) элементарное
в) наглядно-образное
5. Кризис одного года связан с:
а) стремлением ребенка к самостоятельности
б) со стремлением достичь желаемого
в) со стремлением к взрослости
Закончи фразу: «Главное для младенца………………………………
Вариант 2
II. Будущему учителю
1. Разработай рекомендаций для родителей по преодолению кризиса трёхлетнего возраста.
2.Составь рекомендации родителям по общению или развитию ребенка раннего возраста.
3. Разработай проект – книгу «Мой ребёнок – трёхлетка».
Работай по плану:
1. Сбор материала по теме (можно использовать самые разнообразные источники: журналы, газеты, худ. литературу, Интернет и собирать всё, что касается данного возраста: высказывания, стихи, песни о детях раннего возраста; информацию об особенностях и проблемах данного возраста, о воспитании детей; картинки, фотографии с детьми; игры для детей раннего возраста);
2. Определение содержания книги (может быть следующее содержание книги:
- высказывания о ребёнке;
- стихи, песня о данном возрасте;
- собственные мысли – рассуждения по определённому поводу (например, «Первое открытие», «Первая шалость» или «Первые желания»), воспоминания о данном возрасте;
- дополнительная информация о данном возрасте;
- советы для родителей по воспитанию;
- игры для детей двух – трёхлеток и др;
Не забудь свою книгу проиллюстрировать картинками или фотографиями.
- список использованной литературы.)
Можно придумать другую структуру книги, но в конце обязательно должен быть список использованной литературы.
3. Оформление материалов и обложки книги (на обложке книги укажи ФИО автора, название книги, год издания);
4. Презентация книги (представь её название, содержание; приведи интересные факты, примеры, высказывания; вырази своё отношение к проделанной работе – Что узнал нового? Чем эта работа была полезна? Было ли интересно? Трудно?)
III. Тест для самопроверки
- Закончи фразу:
а) Отставание детей в психическом и личностном развитии из-за дефицита общения, внимания называется _____________
б) Ведущим видом деятельности в раннем детстве является _____________ _____________ _____________
в) Раннее детство является сензитивным для _____________ _____________
2. В раннем детстве мышление:
а) наглядно-действенное
б) наглядно-образное
в) словесно-логическое
3. В раннем детстве доминирует:
а) мышление б) восприятие в) память
4. В раннем детстве появляется стремление:
а) к взрослости
б) к самостоятельности
в) к самоконтролю
5. Симптомами кризиса 3 лет являются:
1) __________
2) __________
3) __________
4) __________
5) __________
6) __________
7) __________
IV. Рефлексия
Продолжи фразу: «Трехлетний ребенок – это ……………………………………..
Вариант 3
II. Будущему учителю
1. Составь рекомендации родителям по развитию дошкольника или по подготовке его к школе.
2. Подбери игры или упражнения, направленные на формирование психологической готовности ребенка к школе /на развитие внимания или мышления, восприятия, памяти, речи или других психологических свойств личности дошкольника/ - (на выбор).
3. Проведи диагностику психологической готовности ребенка (группы детей) к школе с помощью определенного метода исследования.
Результаты исследования оформи по следующей схеме:
- Название метода психологического исследования (н-р, тест)
- Методика (н-р, «Уровень вербального мышления»)
- Цель исследования (н-р, выявить уровень вербального мышления)
- Испытуемый (н-р, Миша 6 лет)
- Инструкция (н-р, отвечает на вопросы)
- Полученные данные
- Обработка данных и выводы
4. Разработай проект – книгу «Мой ребёнок – дошкольник».
Работай по плану:
1. Сбор материала по теме (можно использовать самые разнообразные источники: журналы, газеты, худ. литературу, Интернет и собирать всё, что касается данного возраста: высказывания, стихи, песни о дошкольниках, «говорят дети»; информацию об особенностях и проблемах данного возраста, о воспитании дошкольников; картинки, фотографии с детьми; игры для дошкольников);
2. Определение содержания книги (может быть следующее содержание книги:
- высказывания о ребёнке, «говорят дети»;
- стихи, песня о данном возрасте;
- собственные мысли – рассуждения по определённому поводу (например, «Первая тайна (мечта)», «Первый друг» или «Первая обида»), воспоминания о данном возрасте;
- дополнительная информация о данном возрасте;
- советы для родителей по воспитанию и развитию дошкольника;
- игры для дошкольников и др;
Не забудь свою книгу проиллюстрировать картинками или фотографиями.
- список использованной литературы.)
Можно придумать другую структуру книги, но в конце обязательно должен быть список использованной литературы.
3. Оформление материалов и обложки книги (на обложке книги укажи ФИО автора, название книги, год издания);
4. Презентация книги (представь её название, содержание; приведи интересные факты, примеры, высказывания; вырази своё отношение к проделанной работе – Что узнал нового? Чем эта работа была полезна? Было ли интересно? Трудно?)
III. Тест для самопроверки
- Закончи фразу:
а) Новообразованиями дошкольного возраста являются _____________ _____________ _____________, _____________ _____________, _____________ _____________
б) Ведущим видом деятельности дошкольника является _____________ _____________ _____________
в) Речь ребенка, возникающая во время деятельности и обращенная к себе самому, называется _____________
2. В дошкольном возрасте мышление:
а) наглядно-действенное б) наглядно-образное в) словесно-логическое
3. Дошкольный возраст сензитивен для развития:
а) речи б) произвольности в) самоконтроля
4. Вставь слово:
а) У дошкольника преобладает _____________ внимание и память
б) У дошкольника _____________ самооценка
в) Как считает Л.И. Божович, кризис 7 лет – это период рождения __________ «Я» ребенка
5. Виды психологической готовности к школе:
1) __________ 2) __________
IV. Рефлексия
Продолжи фразу: «Чтобы дошкольник был подготовлен к школе, необходимо ..
Вариант 4
II. Будущему учителю
1. Разработай рекомендации для родителей по общению с младшим школьником, или для учителя по взаимодействию с младшими школьниками.
2. Проведи диагностику развития одного из познавательных процессов учащегося в ходе овладения учебной деятельностью. /Приложение 2/
3. Подбери игры или упражнения, направленные на развитие познавательных процессов младших школьников (на выбор).
4. Выяви особенности личностного развития ребенка в процессе обучения в начальной школе с помощью методик «Цветик-семицветик», «Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов» или др. (на выбор) /Приложение 3/
5. Разработай проект – книгу «Мой ребёнок – младший школьник».
Работай по плану:
1. Сбор материала по теме (можно использовать самые разнообразные источники: журналы, газеты, худ. литературу, Интернет и собирать всё, что касается данного возраста: высказывания, стихи, песни о младших школьниках, «говорят дети»; информацию об особенностях и проблемах данного возраста, о воспитании младших школьников; картинки, фотографии с детьми; игры для младших школьников);
2. Определение содержания книги (может быть следующее содержание книги:
- высказывания о ребёнке, «говорят дети»;
- стихи, песня о данном возрасте;
- собственные мысли – рассуждения по определённому поводу (например, «Первая дружба», «Первая победа», «Первый учитель» или «Первая пятёрка (двойка)»), воспоминания о данном возрасте;
- дополнительная информация о данном возрасте;
- советы для родителей по воспитанию и развитию младшего школьника;
- игры для дошкольников и др;
Не забудь свою книгу проиллюстрировать картинками или фотографиями.
- список использованной литературы.)
Можно придумать другую структуру книги, но в конце обязательно должен быть список использованной литературы.
Оформление материалов и обложки книги (на обложке книги укажи ФИО автора, название книги, год издания);
Презентация книги (представь её название, содержание; приведи интересные факты, примеры, высказывания; вырази своё отношение к проделанной работе – Что узнал нового? Чем эта работа была полезна? Было ли интересно? Трудно?)
III. Тест для самопроверки
1. Закончи фразу:
а) Новообразованиями младшего школьного возраста являются _____________, _____________, _____________ _____________, _____________, _____________ _____________.
б) Ведущим видом деятельности младшего школьника является _____________ _____________
в) В начале обучения у младшего школьника преобладает такое внимание как _____________
2. У младшего школьника мышление:
а) наглядно-действенное б) наглядно-образное в) словесно-логическое
3. Младший школьный возраст является сензитивным для:
а) самовоспитания б) развития речи в) формирования двигательных навыков
4. Причины рассеянности младших школьников на уроке:
а) __________ б) __________ в) __________ г) __________ д) __________
5. Мотивы учения младших школьников:
а) __________ б) __________ в) __________ г) __________ д) __________
IV. Рефлексия
Продолжи фразу: «Учебная деятельность является главной деятельностью для младшего школьника, т.к ……………………………………………………………
Вариант 5
II. Будущему учителю
1. Разработай рекомендации для родителей или учителя по общению с подростком.
2. Подбери из периодической печати материал по проблемам подросткового возраста. Приготовь и представь выступление по данной проблеме.
3. Проведи диагностику особенностей личностного развития подростка с помощью одного из методов психологического исследования (тестирования, беседы, анкетирования
4. Разработай проект – книгу «Мой ребёнок – подросток».
Работай по плану:
1. Сбор материала по теме (можно использовать самые разнообразные источники: журналы, газеты, худ. литературу, Интернет и собирать всё, что касается данного возраста: высказывания, стихи, песни о подростках; информацию об особенностях и проблемах данного возраста, о воспитании подростков; картинки, фотографии с подростками);
2. Определение содержания книги (может быть следующее содержание книги:
- высказывания о подростке;
- стихи, песня о данном возрасте;
- собственные мысли – рассуждения по определённому поводу (например, «Первая любовь», «Первые разногласия»), воспоминания о данном возрасте;
- дополнительная информация о данном возрасте;
- советы для родителей по воспитанию (по общению) подростка;
Не забудь свою книгу проиллюстрировать картинками или фотографиями.
- список использованной литературы.)
Можно придумать другую структуру книги, но в конце обязательно должен быть список использованной литературы.
Оформление материалов и обложки книги (на обложке книги укажи ФИО автора, название книги, год издания);
Презентация книги (представь её название, содержание; приведи интересные факты, примеры, высказывания; вырази своё отношение к проделанной работе – Что узнал нового? Чем эта работа была полезна? Было ли интересно? Трудно?)
III. Тест для самопроверки
- Закончи фразу:
а) Новообразованиями подросткового возраста являются _____________ _____________, _____________ _____________, _____________ _____________
б) Ведущим видом деятельности подросткового возраста является _____________ _____________ _____________
в) У подростков часто завышенная или заниженная _____________
2. У подростка мышление:
а) наглядно-действенное б) наглядно-образное в) абстрактное
3. Подростковый возраст является сензитивным для:
а) физического и волевого самовоспитания
б) духовного и морального самовоспитания
в) формирования двигательных навыков
4. Стремление к взрослости у подростка выражается в:
а) __________ б) __________ в) __________ г) __________
5. Симптомы кризиса 13 лет:
а) __________ б) __________
IV. Рефлексия
Закончи фразу: «Главное для подростка …………………………………………...
Вопросы по возрастной психологии
1. История развития науки о детях, предмет и методы возрастной психологии
2. Возрастные периодизации: периодизация З.Фрейда
3. Возрастные периодизации: периодизация Л.Кольберга
4. Возрастные периодизации: периодизация Ж.Пиаже
5. Возрастные периодизации: периодизация Э.Эриксона
6. Возрастные периодизации: периодизация Д.Б Эльконина
7. Развитие ребенка в пренатальный период. Кризис рождения
8. Характеристика новорожденности
9. Возрастные особенности младенческого возраста. Кризис одного года
10. Характеристика раннего возраста
11. Кризис 3-х лет
12. Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии дошкольника. Другие виды деятельности в дошкольном детстве
13. Познавательные процессы в дошкольном возрасте
14. Психоэмоциональное развитие дошкольников и особенности общения
15. Кризис 7 лет и психологические новообразования дошкольного возраста
16. Готовность ребенка к школе
17. Особенности адаптации ребенка к школе
18. Характеристика учебной деятельности в младшем школьном возрасте
19. Основные психологические новообразования и их влияние на познавательное развитие ребенка.
20. Страхи детей в дошкольном и младшем школьном возрасте
21. Психологическая характеристика трудностей обучения в начальной школе
22. Характеристика пубертатного периода
23. Особенности общения в подростковом возрасте. Роль общения в развитии подростка
24. Социальная и психологическая зрелость в подростковом возрасте. Кризис подросткового возраста
25. Развитие познавательной сферы подростка
26. Развитие личности подростка. Акцентуации характера
27. Характеристика раннего юношеского возраста
28. Выбор профессии в юношеском возрасте
29. Психология зрелого возраста
30. Психология старости
Основная литература:
1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2006. – 464 c.
2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: (Психология развития и возрастная психология): учеб.: рек. сов. по психологии УМО / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009. – 351 с.
Практическая работа 1
Тема: Возрастные периодизации
1. Предмет и история становления возрастной психологии. Основные проблемы возрастной психологии
2. Характеристика возрастной периодизации З. Фрейда
3. Характеристика возрастной периодизации Ж. Пиаже
4. Характеристика возрастной периодизации Э. Эриксона
5. Характеристика возрастной периодизации Д.Б. Эльконина
Литература:Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
Практическая работа 2