Тема 3. Развитие ребенка в дошкольном возрасте
Общая характеристика развития ребенка дошкольного возраста. Социальная ситуация психического развития ребенка в дошкольном возрасте.
Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Теории детской игры. Социально-историческое порождение, структура и функции детской игры. Основные закономерности развития игровой деятельности. Значение игры и игрушки для психического развития ребенка, г
Развитие познавательных психических процессов в дошкольном возрасте. Основные психологические новообразования. Характеристика кризиса 7 лет. Проблема готовности ребенка к обучению в школе.
К дошкольному возрасту относится период от 3 до 6-7 лет. Это достаточно болыпой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений и стремится включиться в этот мир, проявляя свою возрастающую самостоятельность. Дошкольный возраст имеет большое значение в физическом и психическом развитии ребенка.
Анатомо-физиологическое развитие — это постепенное исчезновение младенческих черт и появление новых, характерных только для дошкольников. Увеличивается рост и вес ребенка. Увеличение веса происходит главным образом за счет развития мышц. У мальчиков в этом возрасте больше мышечных тканей, у девочек — жировых. К 5,5 годам толщина жирового слоя вполовину меньше, чем у 9-месячного ребенка, поэтому дошкольники выглядят более худыми, чем малыши. У 3-летних детей количество жировых клеток такое же, как и у взрослого. Увеличение жирового слоя происходит за счет роста объема, а не количества жировых клеток. Рост мышечных тканей у дошкольников постепенно замедляется, отставая от роста других тканей, но в подростковом возрасте он снова набирает высокие темпы.
4 Зак. 925
Часть II. Особенности психического развития личности...
Тема 3. Развитие ребенка в дошкольном возрасте
Организм развивается неравномерно, вследствие чего у детей в возрасте от 3 до 6 лет заметно меняются пропорции тела. В результате! центр тяжести, который прежде был расположен довольно высоко, те^| перь сместился вниз. Это позволяет детям передвигаться гораздо уве-| реннее и быстрее.
Заметные изменения происходят и с нервной системой, мозгом, хотя эти внутренние перемены наблюдать труднее, чем внешние. Мозг увеличивается в размерах, на нем образуются новые извилины, он как бы сморщивается и уплотняется. У взрослого мозг весит около 1,4 кг, а по объему равен примерно двум кулакам. К 5 годам мозг ребенка по размеру составляет почти 90% мозга взрослого. И по весу он в этом возрасте ближе к мозгу взрослого, чем любой другой орган.
Головной мозг состоит из двух полушарий, которые выполняют разные функции. Левое полушарие ответственно за речь и управление двигательными актами. Область зрительно-пространственных и многих других восприятий находится в ведении правого полушария. Связи между ними у детей до 2 лет еще очень слабы, но потом значительно укрепляются.
Некоторые исследователи полагают, что у мальчиков и девочек мозг развивается по-разному. Согласно их мнению, раннее доминирование левого полушария объясняет лучшую способность девочек к усвоению навыков речи по сравнению с мальчиками. Существует также предположение о том, что у мальчиков в этом возрасте доминирует правое полушарие, и потому у них раньше, чем у девочек, развивается двигательная активность.
Мягкие хрящи постепенно превращаются в твердые кости, которые увеличиваются в объеме. Такие факторы, как недоедание и переутомление, представляют серьезную угрозу формированию костной системы дошкольника.
У большинства детей все молочные зубы вырастают к 2 годам, но г 5 годам они начинают выпадать (у некоторых — к 4 годам). Первые постоянные зубы появляются, как правило, в 6—7 лет. Преждевремента ное разрушение молочных зубов может привести к смещению nocTof| янных. Молочные зубы помогают постоянным занять нужное положение
В возрасте от 3 до 5 лет совершенствуются многие двигательные навыки и координация движений. Дети осваивают такие виды двипЩ тельной активности, как бросание мяча и катание на велосипеде. Поначалу их движения резки и угловаты, но по мере накопления опыта
они становятся более плавными, ритмичными и лучше скоординированными. Бросая мяч, катаясь на велосипеде, дошкольники развивают и другие двигательные навыки. Они уже могут дольше, чем прежде, сидеть на одном месте, но если начинают двигаться, то делают это энергично и более целеустремленно.
У детей в возрасте от 3 до 6 лет заметно увеличиваются сила, скорость движений, улучшается их координация — важнейшие компоненты любого вида двигательной активности. В эти годы дети учатся выполнять движения с большей скоростью и более быстрой реакцией. К 4 годам у детей усиливается чувство равновесия. Некоторые дети могут в 5 лет выполнять одновременно два и более видов двигательной активности, например бежать, подпрыгивая, и подбрасывать вверх или ударять об землю мяч.
Дети в этом возрасте успешно осваивают бег, прыжки, умеют поддерживать равновесие, взбираться куда-нибудь без подсказки и подстраховки. Но такие более сложные виды активности, как плавание, катание на лыжах, метание шариков, развиваются у детей не спонтанно, а благодаря обучению.
Ребенок 3 лет умеет рисовать карандашами, самостоятельно кушать, расстегивать пуговицы, кнопки и молнии, обуваться. К 4 годам улучшение координации «глаз — рука» позволит ему не только расстегивать, но и застегивать молнии, кнопки и пуговицы, свободно поворачивать дверную ручку, резать ножницами бумагу и ткань. Ребенок умеет различать лицевую и изнаночную сторону одежды, одевается и раздевается, умеет наливать в чашку и тарелку молоко, умываться и чистить зубы. К 5 годам ребенок застегивает пуговицы, вставляет и завязывает шнурки. Таким образом развивается тонкая моторика.
В самом начале дошкольного возраста социальная ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Ребенок впервые выходит за пределы своего семейногомира и устанавливает отношения с миром взрослых людей.
Ребенок испытывает свою зависимость от непосредственно окружающих его людей; он должен считаться с требованиями, которые они предъявляют к его поведению, ибо это реально определяет собой его интимные, личные отношения с окружающими. От этих отношений не только зависят его успехи и неудачи, в них самих заключены его радости и огорчения, они имеют силу мотива.
■ У
Часть II.Особенности психического развития личности.
Тема 3. Развитие ребенка в дошкольном возрасте
А. Н. Леонтьев считает, что в этот период жизни мир окружающих людей как бы распадается для ребенка на два круга.
П е р в ы и круг — это близкие люди: мать, отец или те, кто заменяет их ребенку. Отношения с ними определяют отношения ребенка со всем остальным миром. В т о р о й, более широкий круг представляют все другие люди, отношения к которым опосредованы отношениями, устанавливающимися в первом, малом круге.
Известно, как своеобразно отношение детей этого возраста к воспитательнице, как необходимо для ребенка ее внимание лично к нему и как часто он прибегает к ее посредничеству в своих отношениях со сверстниками.
Своеобразны и отношения ребенка в детском коллективе. То, что устойчиво связывает между собой детей 3-5 лет, это еще в значительной мере личное, так сказать, «частное» в их развитии, идущем в направлении к подлинной коллективности. И здесь основную роль играет воспитатель — опять-таки в силу его личных отношений, установившихся с детьми.
Мир взрослых людей, мир их отношений так интересует ребенка, что он хочет активно действовать в этом мире. Но напрямую это невозможно, и ребенок находит способ действовать, но не в прямой, а в опосредованной связи с этим миром, через особый вид деятельности — сюжетно-ролевую игру, которая начинает бурно развиваться с 4-летнего возраста и позволяет ребенку смоделировать отношения взрослых. Предмет этой деятельности — взрослый человек как носитель общественных функций и отношений, потому социальная ситуация, характерная для дошкольного возраста, называется «ребенок — общественный взрослый».
Сюжетно-ролевые игры детей глубоко изучены в исследованиях отечественных (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин) и зарубежных психологов (Ж. Пиаже, В. Штерн и др.).
Сущность этих игр состоит в том, что в них отражаются различные стороны жизни, особенности деятельности и, что очень важно, взаимоотношения взрослых. Игра в этом смысле дает ребенку возможность отреагировать на ситуации, которые для него неприятны, запутаны, сложны. Таким образом ребенком приобретаются и уточняются знания об окружающей действительности, сначала эмоционально, а потом интеллектуально осваивается система человеческих отношений. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем символическом мире — мире смыслов и ценностей, в то же время исследуя, экспериментируя, обучаясь.
В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал. Иногда связь совершенно очевидна, а иногда она может быть отдаленной. В любом случае, игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт.
Обусловленность сюжетов детских игр социальными условиями жизни — несомненный факт, признаваемый многими исследователями. Однако некоторые психологи, признавая эту обусловленность, вместе с тем считают игру явлением биологическим по своей природе. Так, игры, связанные с бросанием, игры в куклы, игры в войну выходят из рамок времени и пространства, социального слоя национальной дифференцировки, процесса культуры.
По мысли В. Штерна, изменчивость сюжетов игр под влиянием условий жизни является лишь проявлением неизменной биологической, инстинктивной природы игры. Такова точка зрения не только В. Штерна. Многие исследователи стояли на точке зрения биологического происхождения игры. Различия лишь в том, какие инстинкты или глубинные влечения проявляются в игре: инстинкты власти, борьбы и попечения (В. Штерн, А. Адлер) или сексуальные влечения (3. Фрейд).
В отечественной психологии игра понималась как деятельность, социальная по происхождению, по структуре, по содержанию.
По мнению Л. С. Выготского, игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Л. С. Выготский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно действенной форме: ребенок использует один предмет, в качестве заместителей реальных предметов, осуществляющих символизацию.
Наряду с влиянием игры на развитие познавательных функций, отечественные психологи подчеркивали ее роль в формировании важнейших личностных новообразований, прежде всего произвольности. Игра представляет собой школу произвольности, воли и морали. Игра выступает как деятельность, реализация которой требует от ребенка отказаться от сиюминутных желаний и подчинения правилу в пользу выполнения принятой на себя роли и тем самым обеспечивает возможность перехода к произвольной регуляции поведения.
102 Часть II.Особенности психического развития личности...
------------------ .--------------------------------------------------------------------------------------
Ролевые игры — это всегда совместные, групповые игры. В игровом коллективе у детей появляется потребность регулирования взаимоотношений со сверстниками. Между ними складываются определенные нормы поведения, появляются нравственные чувства. Дети часто спорят о том, что бывает и чего не бывает: «Мамы так не делают!», «Разве доктор так обращается с больными?» и т. д. Роль в сюжетной игре как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности, начагаемые ею.
Специфичность дошкольной игры заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач.
А. Н. Леонтьев рассматривал игру как естественный для ребенка вид деятельности, мотив ее лежит в самой ее сущности. В игре перерабатываются полученные из окружающего мира впечатления, знания. Ярко проявляются особенности мышления, воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Игровое действие позволяет ребенку выразить самые фантастические желания, свои мечты, ему открываются широкие просторы для проявления творчества, активности, смекалки.
Психологическое содержание игры составляет моделирование социальных отношений и ситуаций. По мнению Д. Б. Эльконина, конкретный характер отношений между людьми, которые находят свое воссоздание в игре, может быть очень разным. Это и отношение сотрудничества, взаимной помощи, разделение труда, заботы и внимания людей друг к другу, но это могут быть и отношения деспотизма, враждебности, грубости и т. д. Здесь все зависит от конкретных социальных условий жизни ребенка.
Игровые действия, которые использует ребенок, всегда реальны и социальны. В них он овладевает действительностью, обогащая и свой социально-нравственный опыт.
Игровая деятельность — это специальный социально определяемый вид совместной деятельности, в котором дети не просто копируют взрослых, но и ставят себя в соответствующие ситуации, пытаясь осмыслить и воссоздать их действия, моделируя их отношения. Освоенные в игровой деятельности общественные функции и социальные отношения четко проявляются затем в индивидуальных отношениях ребенка.
В игре у детей развивается осознанность восприятия окружающего мира, тренируется наблюдательность, пробуждается фантазия, укрен-
Тема 3.Развитие ребенка в дошкольном возрасте
ляется память. Игра поощряет детей мыслить, следовательно, способствует развитию речи.
Игрушки для детей — одно из средств познания мира. Игрушки помогают развивать у детей органы чувств, тренировать координацию движений, оказывают влияние на их духовное развитие.
В этом возрасте наиболее любимые детьми игрушки — те, которые стимулируют их собственную активность: моторную (мячи, лошадки, машинки и т. п.), строительную (всевозможный строительный материал — конструкторы и т. п.) и социальную (куклы всевозможных типов, посуда, мебель, домики и т. п.).
Наоборот, игрушки, с которыми ребенок более или менее пассивен, не любимы детьми. Обычная судьба так называемых заводных игрушек (вообще механически двигающихся, где ребенок только смотрит, как они двигаются) — такова, что после первых дней увлечения ими ребенок забрасывает их, или пытается разобрать, увидеть, что у них внутри.
Возможности игры расширяются с появлением символических игрушек — изображающих или обозначающих какие-то другие предметы или события. Но не только за счет самих символических предметов, а потому, что они событийные (опоры) и помогают выстраивать целый мир (особые игровые реальности). Если палочка — это лошадка, то она может скакать, она ест, пьет и т. п. С помощью символических игрушек, выступающих в игре как предметные опоры, ребенок строит сложный мир с интересными событиями, которые он проживает и переживает.
В формировании символических предметов Ложно выделить два этапа.
На п е р в о м этапе ребенок учится замещать какой-то предмет знаком-моделью или знаком-символом, например: солнце — красный круг с лучами, а лошадь — рисунком лошади или палочкой.
На в т о р о м этапе знак, обозначающий предмет, начинает использоваться не только в своей непосредственной функции знака, но и как самостоятельный предмет — нарисованное солнце или палочка-лошадка. Поэтому ребенок и действует и с ними по-настоящему: скачет, кормит, ходит по небу.
К сюжетным игрушкам относятся такие, которые наталкивают ребенка на игру с определенным содержанием. Это игрушечные звери, домашние животные и прочие. Некоторые из этих игрушек заменяют кукол. Игрушечных животных можно кормить, укладывать спать и т. д.
Тема 3.Развитие ребенка в дошкольном возрасте
Особое место среди игрушек занимают куклы и мягкие игрушки. Они не только игрушки, а товарищи но игре, особенно для детей, не имеющих дома сверстников, с которыми они могли бы играть. Кукла в игре заменяет человека и выполняет различные роли. Это может быть ребенок, за которым надо ухаживать, может быть ученик, а играющий ребенок — учитель; она может приходить в гости и т. д.
Первоначально ребенок выполняет с куклой только те действия, которые показывает взрослый: качает куклу, кладет в кроватку. Это, прежде всего, подражательные действия, а не изображение отношений взрослых. В дальнейшем взрослый предлагает ребенку куклу или игрушечную зверюшку как объект для эмоционального общения. У каждого ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой, он по-своему привязывается к игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника — не только у девочек, но и у мальчиков.
В этом возрасте у многих детей есть любимые игрушки, которые они носят повсюду с собой. Это, чаще всего, мягкая игрушка, дающая ребенку приятное ощущение. Игрушка обычно используется как источник утешения в те моменты, когда ребенок расстроен или устал, и почти всегда — во время укладывания спать. Подобные игрушки каким-то образом связывают ребенка с матерью и используются как источник утешения в моменты ее отсутствия. Появление таких «объектов переноса» знаменует собой переходную стадию от исключительно тесных отношений с матерью к более широкому рангу социальных взаимоотношений
В школьные годы значение привязанности к вещам обычно постепенно уменьшается. Возраст, в котором ребенок перестает использовать игрушку в целях успокоения, чрезвычайно варьируется. Обычно в течение первых лет обучения в школе игрушки уже не используются в подобных целях днем, но они могут продолжать оставаться необходимыми в ночное время до 10-13 лет, особенно девочкам.
Куклы — копии человека — имеют разное предназначение в игре. Девочка ухаживает за своей куклой, пополняя ее наряды, обставляя мебелью ее дом.
Большую группу составляют строительные игрушки. Сюда входят и разборные домики, и строительные материалы и прочее. Строительный материал необходим для творческой игры ребенка. Из него можно возвести кукольный домик, мост, лестницу — да мало ли построек, которые могут оказаться необходимыми в игре. Нередко ролевая игра
п начинается с постройки. Лишь закончив ее, ребенок начинает обыгрывать построенное: заселяет дом жильцами, переезжает по мосту на автомобиле и т. д. Строительные игрушки побуждают ребенка самого пытаться конструировать, находить новые возможности привычных вещей.
Помимо игрушек, созданных специально для детской игры, в качестве игрушек часто используются различные материалы (игровые материалы): это и бытовые предметы (катушки от ниток, гвоздики, спички и пр.) и так называемый природный материал (шишки, веточки, щепочки, цветочки и пр.). Взрослый подсказывает ребенку возможность использования подобных предметов в качестве заместителей реальных игрушек. Эти материалы нужны почти во всякой игре, потому что они могут заменять самые разнообразные предметы.
Игрушки — копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребенка к этим предметам тем, что ребенок познает их функциональное назначение, что помогает ему психологически войти в мир существующих вещей.
Многие дети проводят долгое время с новой игрушкой, пытаясь узнать, «как работает» эта игрушка, выясняя ее предназначение. При этом переключатели будут выдернуты, подвижные части изменены и т. д. Эти действия являются тем способом, благодаря которому ребенок познает действительность. Этот момент является важным, поскольку исследовательская деятельность является одним из главных способов понимания детьми природы вещей. Вероятно, что та степень, в которой родители развивают и укрепляют интересы ребенка к исследованию, влияет на его интеллектуальное развитие.
Игрушка — средство воздействия на нравственную сторону личности ребенка. Ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее кукольных перипетиях, которые он сам создает в своем воображении на основе собственного опыта. Ребенок, играя с игрушкой, учится рефлексии, эмоциональному отождествлению. Он переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.
Благодаря тому, что куклы — герои сказок несут в себе эталонность нравственного облика, ребенок сосредотачивает на ней весь свой моральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений.
В старшем дошкольном возрасте в игры вводятся правила, налагающие определенные ограничения на поведение партнеров: прятки.
Часть II. Особенности психического развития личности...
фанты, спортивные игры. Это так называемые игры по правилам, которые непосредственно предшествуют учебной деятельности и более широко представлены в жизни школьников и взрослых. В них ребенок научается сознательно подчиняться правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, не принудительными. Способность подчиняться правилам и переход к внешним правилам имеет особое значение для формирования предпосылок учебной деятельности. Овладение правилами в игре учит ребенка управлять своим поведением, подчинять определенной задаче.
Формирование личности ребенка происходит в таких видах деятельности, как изобразительнаяи конструктивная.Особенность этих видов деятельности в том, что их результат — определенная вещь: рисунок, вылепленная из пластилина фигурка, модель машины и т. д.
Для того чтобы научиться рисовать, лепить, конструировать, ребенку необходимо правильно вычленять свойства предметов: форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве. У него должны быть хорошо сформированы и включены в сложные познавательные акты сенсорные процессы (ощущения), т. е. ему нужно иметь представление о предмете, о его отдельных частях и их пространственном положении.
Рисункидетей, начиная с 5 лет, уже отражают важные общественные события, национальные традиции и культурные особенности страны. Однако содержание представлений о красивом и некрасивом у детей разных народов во многом совпадает. Красивое для всех детей — это приятные впечатления (цвет, форма предметов, орнаменты), положительные, одобряемые окружающими поступки людей, красоты природы и т. д. Некрасивое — все неприятное, страшное и пугающее, то, что осуждается окружающими: грязные, неумытые дети, неряхи, драки, убийства, пьяные, грубые люди, война. Как правило, все «красивое» дети изображают яркими красками, часто с нарядными орнаментами, а «некрасивое» рисуют темными красками, нарочито плохо изображая рисунок.
Тематика детских рисунков зависит и от пола ребенка. Так, мальчики рисуют: автомобили, самолеты, танки, корабли, войны, драки и т. д. Девочки, как правило, рисуют «хорошеньких девочек», принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, мам, гуляющих с детьми, и т. д.
Анализ рисунков детей разных стран и детей нашей страны в различные исторические периоды показывает, что без всякого специального намерения в них проявляются идеологическая и культурная направленность общества, жизненные позиции и оценки взрослых.
Л. С. Выготский называет детский рисунок своеобразной «графической речью», и раннюю мнемотехническую стадию этой «речи» можно считать предвестницей будущего письма. Но при этом он находит, что такая речь является символами первого порядка, непосредственно означающими предметы или действия. Ребенок на этой ступени не доходит до символизма второго порядка, заключающегося в том, что создаются письменные знаки для устных символов-слов.
Детское рисование, с этой точки зрения, обеспечивает упражнение в символическом представлении заместителей реальных предметов. При этом оно обогащает и другой вид знаковой деятельности ребенка — речь, развитие которой в значительной степени детерминируется формированием предметных зрительных образов.
Одним из видов деятельности в дошкольном возрасте становится
Восприятие сказки.
Сказка рассматривается отечественными и зарубежными исследователями и как произведение искусства, и как культурное наследие, которое передается ребенку в повествовательной форме. В сказке запечатлены осознанные и неосознанные проблемы, важные для людей, и способы решения этих проблем. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных
проблем.
Дети любят слушать сказки. Им доступен и понятен язык и стиль сказки. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. Ребенок отождествляет себя с положительными героями.
Д. Б. Эльконин считал, что понимание сказки в дошкольном возрасте глубоко своеобразно, поскольку опирается на непосредственное эмоциональное отношение к описываемым событиям. Понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия герою. Ребенок входит в ситуацию действия героя и вместе с ним проживает его
жизнь, успехи и неудачи.
В дошкольном возрасте под влиянием игровой, художественной, конструкторской деятельности у ребенка складываются сложные виды ана-литико-синтетической деятельности.
Так, интенсивно развивается сенсорно-перцептивная сфера— совершенствуются ощущения, восприятия, наглядные представления. У детей повышаются острота зрения, точность цветоразличения, развиваются фонематический и звуковысотный слух. Знакомство детей с цветом, формой, пространственным расположением предметов способствует накоплению запаса представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые становятся все более устойчивыми.
108_________________ Часть II. Особенности психического развития личности...
Наряду с восприятием совершенствуется и вниманиедошкольников. Если у младшего дошкольника преобладает непроизвольное внимание, вызываемое внешне привлекательными предметами, событиями и людьми, то у старшего дошкольника проявляется способность к произвольному сосредоточению внимания, особенно если оно регулируется речью.
Развитие памятиу дошкольников также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Причем, если у детей раннего дошкольного возраста доминирует зрительно-эмоциональная память (у музыкально одаренных детей неплохо развита и слуховая память), то у старших дошкольников появляются первые признаки смыслового запоминания.
Известно, что развитие памяти тесно связано с развитием мышления.Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного, а затем наглядно-образного к словесно-логическому, начинающему формироваться к концу дошкольного возраста. Словесно-логическое мышление предполагает умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.
Способность ребенка использовать словесные рассуждения при решении практических задач наиболее ярко проявляется уже в среднем дошкольном возрасте, в описанном Ж. Пиаже (1932) феномене эгоцентрической речи. Эгоцентрическая речь— разговор вслух с самим собой без попытки передать информацию кому-либо. Сначала эта речь обслуживает всю автономную деятельность ребенка по решению практических задач и во внешней, словесной форме способствует сосредоточению внимания дошкольника на отдельных моментах деятельности, служит средством управления кратковременной и оперативной памятью.
Постепенно эгоцентрические высказывания ребенка переносятся на начало деятельности и начинают выполнять функцию планирования. В старшем дошкольном возрасте, когда этап планирования переходит во внутренний план, эгоцентрическая речь постепенно исчезает, сменяясь внутренней речью (речью про себя), которая, собственно, и является «носителем» понятий. Развивается и диалогическая речь ребенка.
В старшем дошкольном возрасте происходит обогащение словарного запаса ребенка. Развитие речи дошкольника в большой степени зависит от общего социокультурного уровня его окружения, от социальных обстоятельств развития ребенка. Если в 20-е гг. прошлого века
Тема 3. Развитие ребенка в дошкольном возрасте
средний активный словарный запас у детей нашей страны составлял 400-600 слов, то сейчас он равняется 1200 словам. Примерно на 500 слов возрос словарь современного 6-летнего ребенка по сравнению с его сверстником начала XX в.
В дошкольном возрасте происходит и быстрое развитие воображения:от репродуктивного — в начале, к творческому и преобразующему в конце этого периода. Воображение ребенка складывается в игре и на первых порах неотделимо от восприятия предметов и игровых действий с ними. Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника: в рисование, лепку, сочинение сказок и стишков.
К концу дошкольного детства в игровые виды деятельности начинает включаться специально организованное взрослым обучение.
Дошкольный возраст, по словам А. Н. Леонтьева, — это этап первого рождения личности, которой знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам.
Ребенок способен преодолевать собственные непосредственные побуждения, способен к опосредованному поведению. Мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Старшие дошкольники могут преодолевать свои непосредственные желания и действовать по принципу «Надо!».
В личности ребенка дошкольного возраста получают развитие активность и направленность, формируются первичные этические инстанции и моральные чувства. Чувство долга зарождается в самом начале возрастного периода под влиянием оценки, которую дает взрослый, совершенному поступку. Исходя из этой моральной оценки, дети устанавливают связь между понятиями «хорошо» и «плохо», а также своим действиям и на этой основе относят свои поступки к хорошим или плохим — первичное чувство удовольствия получает новое содержание, становясь чувством, связанным с оценкой «хорошо». Под влиянием взрослых происходит не только обогащение положительных чувств, переживаемых ребенком, но перестройка отрицательных переживаний. Положительная моральная оценка со стороны взрослого придает позитивную оценку даже тем действиям, которые обычно совершаются ребенком с полным равнодушием.
Д. Б. Эльконин подчеркивал, что управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, а это означает новую ступень развития сознания ребенка, ступень формирования его самосознания,которое у дошкольника наиболее ярко проявляется в самооценкеи осмыслении своих переживаний.
Самооценка формируется к концу дошкольного возраста, и ее содержанием является состояние умений, связанных с выполнением практической деятельности, и моральные качества, выражающиеся в подчинении или неподчинении правилам поведения, выделенным в данном коллективе.
Как особый психологический феномен самооценка является условием и средством формирования таких итоговых продуктов самосознания, как «образ Я» и «Я-концепция».
«Образ Я» есть некоторая система многообразных знаний субъекта о себе, имеющих разную степень осознанности, дифференцирован-Ности, обобщенности, функционирующих в неразрывном единстве. В качестве генетически исходной формы «образа Я» в исследованиях рассматривается «образ самого себя», репрезентирующий целостное отношение ребенка к себе.
<<Я-концепция» рассматривается как функционирование знаний субъекта о себе на более высоком уровне — как сложившаяся, иерархически организованная, обобщенная и устойчивая система, носящая вместе с тем динамический характер; в «Я-концепции» исследователи видят константный компонент самосознания, определяющий общее самочувствие личности. Отражение в «Я-концепции» интегрированных знаний субъекта о себе позволяет ему ощущать собственную определенность, самотождественность и целостность. «Я-концепция» детерминирует не только восприятие субъектом разных сторон собственной личности, но и окружающего мира. Самооценка выступает в качестве санкционирующего механизма «Я-концепции», обеспечивающего иерархизацию знаний человека о себе. Р. Берне отмечал, что в более узком смысле «Я-концепция» и есть самооценка.
Структура самооценки представлена двумя компонентами: когнитивным и эмоциональным.
Когнитивный компонент отражает знания человека о себе различной степени оформленности и обобщенности — от элементарных представлений до концептуально-понятийных.
Эмоциональный компонент отражает отношение человека к себе, накапливающийся у него «аффект на себя», связанный с мерой удовлетворенности своими действиями, результатами реализаций намечаемых целей. Знания о себе человек приобретает в социальном контексте, и они неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых зависят от значимости для него оцениваемого содержания. Любая самохарактеристика содержит оценку, функционирующую в той или иной степени проявленности.
Тема 3. Развитие ребенка в дошкольном возрасте
Основу когнитивного компонента самооценки составляют интеллектуальные операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с внутренними эталонами или результатами деятельности других.
Становление самооценки в возрастном аспекте связано с овладением ребенком более совершенными способами самооценивания, с расширением и углублением знаний о себе, с их обобщением и наполнением «личностными смыслами», с усилением их побудитель-но-мотивационной роли. Эмоционально-ценностное отношение к себе с возрастом также постепенно дифференцируется и обобщается.
Существует определенная динамика соотношения когнитивного и эмоционального компонентов самооценки в возрастном аспекте. Дошкольный возраст характеризуется недостаточным развитием когнитивного компонента и преобладанием эмоционального компонента. В силу этого положительное отношение ребенка к себе более выражено. Зачастую это заимствовано из отношений взрослых к ребенку. Появление подлинной самооценки, то есть устойчивого, внеситуативного отношения к себе, Л. С. Выготс