Неудачи в коррекции недостатков темперамента и характера
Жалобы на неудачи в коррекции свойств темперамента и черт характера человека встречаются в практике психологического консультирования довольно часто. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, данные недостатки представляют собой то, что существует в психологии человека длительное время, возникает и закрепляется относительно рано и, следовательно, с трудом поддается коррекции. Во-вторых, эти недостатки лучше всего осознаются людьми, так как представляют собой то, что им сильно мешает в жизни. В-третьих, подобных недостатков у человека бывает немало. Избавившись от некоторых из них, он может сохранить у себя другие и, следовательно, не сможет до конца избавиться от недостатков. В-четвертых, почти все свойства темперамента человека практически невозможно скорректировать, причем даже на уровне их сугубо внешних, поведенческих проявлений, не говоря уже о связанных с ними непроизвольных внутренних реакциях.
Что же касается черт характера, то хотя они и мало зависят от генотипа человека, но тоже складываются у него довольно рано и еще в детстве становятся настолько стойкими, что полностью их изменить, особенно у взрослых людей, не представляется возможным.
Как следует поступить психологу-консультанту, если обратившийся к нему клиент жалуется на то, что сам неоднократно предпринимал попытки как-то повлиять на свой темперамент или что-либо изменить в своем характере, но все эти попытки оказались безрезультатными?
Прежде всего необходимо уточнить, что конкретно имеет в виду клиент, обратившийся за помощью к психологу, о каких недостатках в темпераменте и характере идет речь. Часто оказывается, что то, о чем говорит сам клиент, не вполне соответствует действительности. Это случается, во-первых, потому что в жизни да и в научной литературе нередко путают понятия «темперамент» и «характер» человека. Во-вторых, уточнение сути возникшей проблемы требуется и по той причине, что научные и житейские определения свойств темперамента и черт характера человека обычно не вполне совпадают. То, что называют темпераментом, может относиться к характеру человека, и наоборот. В-третьих, даже при отсутствии двух указанных выше типичных ошибок, клиент все же может серьезно заблуждаться в понимании собственной проблемы. Люди в большинстве своем не способны реально осознавать многие свойства своего темперамента и черты характера.
После уточнения проблемы клиента психологу-консультанту нужно осмыслить, почему предыдущие попытки, предпринятые самим клиентом для исправления своего темперамента и характера, закончились неудачей. Причин этого может быть несколько, и типичные их них мы кратко рассмотрим далее. Однако для этого сначала понадобится прояснить ситуацию, в которой оказался клиент, задав ему следующие, например, вопросы:
Какие из особенностей своего темперамента и характера вы сами пытались уже изменить и почему?
Когда вы впервые предприняли подобного рода попытки и в течение какого времени вы старались самостоятельно решить вашу проблему?
В чем состояли ваши попытки изменить свой темперамент? Как вы пытались это сделать?
Каким образом вы старались изменить свой характер?
По каким признакам вы судили о том, что ваш темперамент и характер действительно изменяются или остаются прежними?
Что, по вашему мнению, вам удалось изменить в себе?
Как вы думаете, почему вас постигла неудача?
Анализ ответов клиента на все эти вопросы позволит психологу-консультанту уточнить проблему клиента, направить процесс консультирования на ее оптимальное решение. Кроме того, такой анализ даст возможность клиенту избежать тех ошибок, которые он допускал, самостоятельно пытаясь изменить свой темперамент или характер.
Каковы же возможные и вместе с тем типичные причины таких неудач? Часто – это одна из причин – клиент ошибочно оценивает некоторые свойства своего темперамента и некоторые черты характера как отрицательные и пытается от них избавиться. Среди таких свойств и черт нередко оказываются те, которые по указанным выше основаниям являются трудноизменяемыми. Задача психолога-консультанта в этом случае состоит в том, чтобы убедительно разъяснить данное обстоятельство клиенту, побудить его отказаться от продолжения дальнейших непродуктивных попыток изменить соответствующие свойства темперамента и черты своего характера. Если все же окажется так, что клиенту в его жизни эти особенности темперамента и характера действительно доставляют немалые неприятности, то необходимо будет убедить клиента в том, что желательно не столько пытаться изменить свой характер или темперамент, сколько постараться принять его таким, какой он есть, т.е. просто приспособиться к нему, найти рациональные способы поведения, соответствующие имеющимся чертам характера и свойствам темперамента.
Вторая возможная причина неудач – это максимализм клиента, который выражается в том, что клиент не довольствуется умеренными положительными изменениями, которые со временем действительно происходят в его темпераменте или характере, но стремится стать почти совершенной или идеальной личностью. Понятно, что это практически невозможно сделать.
Задача консультанта в этом случае сводится к тому, чтобы достаточно аргументирование доказать клиенту, что это не только не-
реально, но и нежелательно. То, что человеком в детстве уже приобретено и стало его темпераментом или характером, остается с ним на всю жизнь, практически не меняясь. Это нежелательно ломать и искусственно менять по той причине, что со свойствами темперамента, от которых человек хочет избавиться, в его личном жизненном опыте обычно связано не только плохое, но и хорошее. Любое свойство темперамента и почти каждая черта характера человека приносят ему в жизни какую-то пользу, и полное устранение их совершенно неожиданно может обернуться весьма неприятными последствиями.
Если, к примеру, взрослые люди – родители, столкнувшись с упрямством ребенка, с его непослушанием, начнут систематически наказывать его и оказывать на него психологическое давление, то в конечном счете они, конечно, могут добиться послушания от своего ребенка. Но при этом он сам может стать безвольным человеком, что впоследствии приведет ко многим неудачам в его жизни.
Третья причина неудач в коррекции темперамента и характера человека – это недостаточная осознанность самим клиентом тех положительных изменений, которые могут действительно происходить в его характере и в темпераменте. Дело в том, что изменения в характере и темпераменте человека на самом деле являются очень медленными и, как правило, незаметными для самого человека. Это происходит примерно по тем же самым причинам, по которым человек не замечает, например, движения часовой стрелки по циферблату часов: оно, как мы знаем, существует, но медленнее, чем работают органы чувств, воспринимающие движения.
В последнем случае неудача в коррекции темперамента и характера обусловлена простым незнанием, неспособностью человека реально оценивать происходящие в нем самом изменения. В этом случае основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы показать, доказать клиенту, что его попытки как-то повлиять на свой характер и темперамент на самом деле небезуспешные. Сделать это можно одним из трех способов:
• Предложить клиенту обратиться к кому-либо из близких для него людей, которые с ним часто общаются, и попросить этого человека сказать, изменилось ли что-либо в психологии и поведении клиента за то время, когда он активно пытался себя изменить. Такой разговор с близким человеком должен быть обстоятельным. Желательно, чтобы сам психолог-консультант подсказал клиенту, как его лучше организовать и провести, какие вопросы следует задать близкому человеку, чтобы убедиться в том, что собственные попытки оказать воздействие на темперамент или характер можно считать успешными.
• Провести тщательное тестирование тех проявлений темперамента и характера, на невозможность изменения которых жалуется клиент. Здесь особенно важно обратить внимание клиента на те признаки, которые свидетельствуют об изменениях в свойствах темперамента и в чертах характера, от которых сам клиент хотел бы избавиться.
• По завершении коррекционной работы также необходимо провести заключительное психологическое тестирование и сравнить его результаты с результатами первоначального тестирования. Путем такого сравнения можно будет практически доказать клиенту, что в его психологии и поведении действительно происходят значимые положительные изменения, хотя он сам их не вполне осознает.