Неудачи в развитии потребностей и интересов
Когда клиент жалуется на то, что лично у него или у близких ему людей слабо развиты какие-либо интересы и потребности, консультант-психолог должен поставить точный диагноз мотивации клиента, а потом предлагать рекомендации по практическому решению проблемы клиента. К примеру, родители ребенка могут сетовать на то, что он ничем серьезным не интересуется, хотя уже достаточно взрослый, например подросток или старшеклассник. Взрослый человек может обратиться в психологическую консультацию с жалобой, что он сам или кто-либо из близких ему людей утратил интерес к жизни, к тому, чем раньше с увлечением занимался. В этих и других подобных случаях обязательно требуется поставить точный и
независимый диагноз, а не воспринимать ситуацию только со слов клиента.
В действительности, после постановки точного диагноза, проблема нередко оказывается не такой, какой представлялась вначале самому клиенту. Скажем, у родителей ребенка, обратившихся в психологическую консультацию, может сложиться ложное впечатление о том, что у их ребенка нет особенных, ценностных интересов, тогда как на самом деле может оказаться, что такие интересы есть, просто родители о них не знают. Нередко при этом выясняется, что родители не придают серьезного значения интересам ребенка, и он их скрывает от родителей, заставляющих его заниматься чем-то совсем другим.
При проведении психологического консультирования на обсуждаемую тему также важно иметь в виду следующие обстоятельства. Новые интересы у любого человека никогда не возникают под давлением окружающих людей, они могут появиться только в результате того, что сам человек осознает их важность и значимость для себя. Кроме того, новые интересы всегда возникают на основе уже существующих интересов, а не на пустом месте и только затем становятся самостоятельными, не зависимыми от прежних интересов человека. Поэтому всякий раз, когда мы хотим сделать так, чтобы у человека действительно появились и закрепились какие-либо новые интересы, необходимо выяснить, какие потребности и интересы у него уже имеются, и связать с ними вновь формируемые интересы.
Консультирование по вопросам формирования и развития у человека новых потребностей и интересов рекомендуется проводить поэтапно, руководствуясь следующим планом действий.
Этап 1. Точно установить, какие важные интересы и потребности слабо развиты у клиента и почему он озабочен их развитием у себя или у других, значимых для него людей.
Этап 2. Выяснить уже имеющиеся потребности и интересы клиента. Определить те из них, которые являются наиболее важными для него и благодаря которым можно практически формировать новые потребности и интересы.
Этап 3. Побудить клиента приступить к занятиям новыми для него видами деятельности – такими, которые связаны с формированием нужных потребностей и интересов.
Этап 4. Подкрепить новые интересы и потребности значимыми стимулами.
Обоснуем необходимость и поясним содержание каждого из указанных этапов работы над развитием новых интересов и потребностей у человека.
Первый этап включает в себя диагностику реальной мотивации поведения клиента, в частности получение вполне определенных ответов на следующие вопросы:
Отсутствие или недостаточное развитие каких потребностей и интересов особенно беспокоят клиента и почему?
Какие потребности и интересы у клиента являются достаточно развитыми?
Что практически должно измениться в жизни клиента, если у него появятся новые потребности и интересы, о которых он беспокоится?
Что произойдет, если клиенту удастся избавиться от тех потребностей и интересов, которые он считает чрезмерно развитыми у себя?
По окончании этого, психодиагностического этапа работы, уточняющего суть проблемы и намечающего практические пути ее решения, консультант внимательно анализирует ответы клиента на соответствующие вопросы и делает вывод о том, на какие потребности и интересы следует на самом деле повлиять, какие приобрести и от каких избавиться. Проанализировав ответы клиента, психолог-консультант сообщает ему свое заключение, и в случае согласия клиента с ним, приступает к следующему этапу решения его проблемы.
Если клиент не соглашается с выводами консультанта, то консультанту следует продолжать работу на данном этапе до тех пор, пока клиент не согласится с ним. В противном случае клиент не будет психологически готов к продолжению работы на следующем этапе психологического консультирования.
На втором этапе психологического консультирования важно найти фактологическую и психологическую достаточно прочную основу, опираясь на которую, можно будет приступить к формированию и развитию новых потребностей и интересов клиента. Чем значимее окажутся те потребности и интересы, удовлетворение которых будет прямо зависеть от включения клиента в новые виды деятельности, тем быстрее у него самого сформируются новые интересы и потребности, функционально связанные с данными видами деятельности.
Для того чтобы определить базисную мотивацию клиента, необходимо выяснить, что больше всего он ценит в жизни и почему и какие виды деятельности доставляют ему наибольшее удовлетворение и по каким причинам?
Получив от клиента развернутые ответы на эти вопросы, можно приступать к проведению третьего этапа психологического консультирования. Желательно, чтобы между вторым и третьим этапами консультирования был некоторый перерыв, достаточный для того, чтобы психолог-консультант мог ненавязчиво вовлечь клиента в новые виды деятельности, связав новые потребности и интересы со старыми, не утратившими для него значимости. Психологу следует заранее продумать аргументы, с помощью которых он сможет убедить клиента энергичнее заняться новыми для него видами деятельности. Важно также заранее определить и включить в работу новые психологические факторы, активизирующие у клиента процесс формирования новых потребностей и интересов.
Четвертый этап психологического консультирования представляет собой в основном уже собственную работу клиента по развитию и закреплению у себя новых потребностей и интересов. Задача психолога на данном этапе работы с клиентом состоит в том, чтобы направить работу клиента в нужное конструктивное русло и закрепить его успехи в развитии новых потребностей и интересов. Здесь желательно постепенно раскрыть клиенту значение, личностный смысл для него приобретения соответствующих интересов и потребностей.