Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников
Между родителями и детьми младшего школьного возраста могут возникать следующие варианты проблем, требующих проведения психологического консультирования.
Вариант 1. Родители, у которых ребенок уже начал учиться в первом классе школы, беспокоятся о том, что он плохо учится.
Вариант 2. Родители, чей ребенок учится в начальной школе, неожиданно столкнулись с проблемой, суть которой состоит в том, что у их ребенка почему-то не складываются нормальные взаимоотношения с другими детьми.
Вариант 3. Родители, у которых ребенок уже учится в начальных классах школы, беспокоятся по поводу того, что у него не складываются хорошие взаимоотношения с учителями.
Рассмотрим последовательно все эти случаи.
Случай 1. В данном конкретном случае – при плохом начале обучения ребенка в школе – необходимо выяснить причину этого. Как правило, причин плохого начала обучения ребенка в школе бывает несколько, и в зависимости от того, каковы они на самом деле, родителям необходимо давать различные практические рекомендации.
Возможными причинами неуспеваемости ребенка в начальных классах могут быть, во-первых, отсутствие у ребенка интереса к учению вообще. Во-вторых, слабое развитие у него основных когнитивных процессов: концентрации внимания, запоминания, мыслительных, речевых. В-третьих, недостаточное развитие у ребенка каких-либо важных личностных качеств: деловых, волевых, коммуникативных. В-четвертых, неправильная методика подготовки ребенка к обучению в школе. В-пятых, неверный с психолого-педагогической точки зрения стиль обращения родителей с ребенком.
Рассмотрим каждую из этих причин в отдельности, включая ее возможное отрицательное воздействие на процесс учения ребенка.
Начать учиться в школе плохо ребенок может с момента поступления в школу потому, что у него слабо развиты, например, произвольное внимание и произвольная память, а также словесно-логическое мышление, т.е. как раз те высшие психологические функции, от которых зависит сознательное и полноценное освоение школьной программы.
В этом случае родителям ребенка можно рекомендовать самим или с помощью специалиста-психолога в течение нескольких месяцев дополнительно поработать с ребенком, чтобы развить у него до нужного уровня соответствующие когнитивные функции. Имеется, кстати, богатая психологическая литература на эту тему. Некоторые из полезных первоисточников приведены в конце книги, в списке дополнительной литературы, и их можно рекомендовать заинтересованному читателю.
Если у ребенка отсутствуют волевые, деловые, коммуникативные качества, то он не сможет преодолевать трудности, которые естественно возникают в любом достаточно сложном деле, в том числе и в учении.
В этом случае необходимо будет срочно заняться развитием соответствующих личностных качеств у ребенка, причем лучше всего это делать не в процессе учения, а в каких-нибудь других видах деятельности, также развивающих его личностные качества, но более интересных, привлекательных для ребенка, чем само по себе учение. Это может быть, например, игра или увлекательный труд. Сформировавшись в других видах деятельности, эти качества будут затем перенесены и начнут проявляться в учении.
Неправильное обращение с ребенком в семье, как причина его отставания в учении в начальных классах школы, может проявляться в том, что уже в дошкольном возрасте родители начинают предъявлять к ребенку чрезмерно высокие требования, не вполне соответствующие его возрастным возможностям и достигнутому уровню психологического развития. Нередко родители это делают тогда, когда ребенок еще не перестроился и не успел приспособиться к новым, изменившимся условиям его жизни.
В этом случае у ребенка вообще может пропасть всякое желание учиться, и оно сменится психологической защитной реакцией. Возникнет стойкое отрицательное отношение ребенка к учению и далее – к школе в целом. Появившиеся неприятности у ребенка ассоциируются именно с учением, и он всячески будет сопротивляться ему.
Родители, обнаружив отсутствие интереса ребенка к учению, должны больше внимания обращать на старания и успехи ребенка и какое-то время не замечать его ошибок и неудач.
Педагогически неправильной считается и прямо противоположная практика обращения родителей с ребенком, когда они в самом начале учебы продолжают обходиться с ним так же, как и до нее, не предъявляя ребенку никаких новых требований. Тогда и сам ребенок может начать рассматривать учение как развлекательную игру, и, как следствие, относиться к нему недостаточно серьезно. Обеих крайностей следует избегать, и именно об этом, в первую очередь, должен идти разговор психолога с родителями ребенка в обсуждаемом случае.
Случай 2. Наиболее распространенной причиной нежелания учиться является несформированность у ребенка нужных коммуникативных качеств личности, которые позволяли бы ему устанавливать нормальные взаимоотношения с другими детьми. Чаще всего это случается с единственными детьми в семье, которые до поступления в школу не посещали дошкольных учреждений типа детского сада. Нередко это происходит и с избалованными детьми, которые долгое время находились дома в привилегированном положении: им, например, все прощали и потакали во всем. Оказавшись в непривычной для себя социальной обстановке, среди других детей, имеющих равные с ними права, лишившись многих из своих преимуществ, такие дети начинают стихийно протестовать против этого, провоцируя конфликты и настраивая против себя окружающих детей.
Психолог-консультант мог бы в этом случае, разговаривая с клиентом, во-первых, выяснить, когда, при каких условиях, в какой обстановке у ребенка чаще всего возникают проблемы в общении с другими детьми, и попросить клиента внимательно понаблюдать за своим ребенком в этих условиях. Во-вторых, необходимо определить позицию, которую в конфликтах с другими детьми занимает сам ребенок, и помочь родителям осознать и правильно оценить эту позицию. В-третьих, следует точно установить, как ко всему этому относятся сами родители ребенка, и помочь им осознать это отношение. Наконец, в-четвертых, важно прояснить, как к данному ребенку на самом деле относятся все другие дети, с которыми он общается.
Скорее всего (и далее в этом психологу необходимо будет убедить родителей) более правыми в конфликтах окажутся другие дети, а не их собственный ребенок. Если психологу не удастся убедить в этом родителей, то вряд ли можно будет рассчитывать на существенное изменение в лучшую сторону возникшей ситуации, так как в ней очень многое зависит от правильной позиции родителей ребенка.
С учетом прояснившихся жизненных обстоятельств, психолог может давать родителям ребенка конкретные рекомендации о том, как практически изменить его поведение, чтобы отношение к нему других детей улучшилось.
Иной вероятной причиной возникновения подобного конфликта могут стать какие-либо отрицательные черты характера ребенка, неприемлемые в общении с людьми. Тогда необходимо будет принять срочные меры, направленные на то, чтобы перевоспитать ребенка.
Дело также может заключаться в недостатках не самого ребенка, а тех детей, с которыми он общается. Этот случай встречается в жизни сравнительно реже, чем первый, и его можно идентифицировать по тому, сколько детей плохо относятся к данному ребенку. Если к нему плохо относятся все без исключения или большинство, то дело, скорее всего, в недостатках психологии или поведения самого ребенка. Если плохо к нему относятся далеко не все дети, а только некоторые из них, то, по-видимому, сам ребенок не несет полной ответственности за плохие взаимоотношения со своими сверстниками.
Наконец, причина плохих взаимоотношений детей может быть не в них самих, а в поведении взрослых людей – родителей или учителей, которые своими непродуманными действиями препятствуют установлению между детьми нормальных взаимоотношений. Это может происходить, например, тогда, когда взрослые люди необоснованно выделяют и наказывают одних детей, в то же самое время не замечая и прощая другим детям аналогичные или даже более серьезные проступки. К примеру, это может происходить тогда, когда учителя ставят одним детям завышенные, а другим заниженные оценки.
В жизни эти причины могут действовать вместе, и задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы выявить их и дать клиенту рекомендации по их устранению.
Случай 3. Взаимоотношения ребенка с учителями в начальной школе могут не складываться по причинам, указанным в предыдущем пункте, а также из-за того, что данный ребенок нестандартен, не вполне соответствует общим, привычным требованиям, предъявляемым к детям в школе. Вследствие этого, он может претендовать на повышенное внимание к себе, и своим нестандартным поведением доставлять немало дополнительных трудностей учителям.
Так называемыми нестандартными могут быть самые разные дети: и нормально развивающиеся, и одаренные, и отстающие от других детей в своем развитии. Но чаще всего нестандартными все же являются одаренные и отстающие дети.
Нестандартность ребенка может, в частности, проявляться в особенностях его деятельности (например, работа левой рукой), в специфике его когнитивных процессов (ребенок может мыслить, воспринимать, запоминать и воспроизводить материал не так, как это делают другие дети), в наличии у ребенка особенных свойств темперамента, интересов или черт характера, и, наконец, в необычности стиля общения ребенка с окружающими людьми: учителями, родителями, сверстниками.
Нестандартный ребенок – это вовсе не обязательно такой, отклонение которого от нормы должно рассматриваться как аномалия, т.е. как отрицательное явление. Но, вместе с тем, нестандартный ребенок – это всегда ребенок, требующий к себе особого внимания как со стороны родителей, так и со стороны учителей. Нестандартный ребенок почти всегда испытывает трудности в общении с другими детьми. Далеко не всем учителям по душе иметь дело с нестандартными детьми, так как из-за необычности ребенка общение с ним порождает дополнительные проблемы.
То, что нестандартность ребенка – это далеко не всегда отрицательное качество для его развития, психолог должен будет, в первую очередь, разъяснить родителям, обратившимся в консультацию. Затем необходимо будет провести разностороннее психологическое обследование ребенка для того, чтобы выяснить, в чем же на самом деле состоит его нестандартность, что в этой нестандартности положительное и что отрицательное, что необходимо сохранить и от чего желательно избавиться.
Как правило, при обследовании обнаруживается, что далеко не все в ребенке, вызывающее тревогу родителей или учителей, следует изменять. Нередко, например, ошибающимся в ценностной оценке нестандартности ребенка является учитель, который жалуется психологу на чрезмерную активность или необычный образ мышления ребенка. Это-то как раз часто оказывается достоинством ребенка, способствующим его психологическому развитию, если данный ребенок во всем другом не уступает иным детям. В этом случае лучше менять позицию учителя, а не психологию ребенка.