Консультирование по потребностно-мотивационным проблемам

Определим прежде всего, что мы далее будем называть потребностно-мотивационными проблемами.

Это, в первую очередь, такие проблемы, которые возникают и проявляются, например, в утрате человеком интереса к людям, к работе, к происходящему вокруг него.

Следствием возникновения потребностно-мотивационных проблем становится снижение активности человека, потеря цели, смысла жизни.

При возникновении таких проблем, несомненно, страдает дело и люди, вовлеченные в него, причем не только те, к которым данный человек утратил интерес, но и сам этот человек, так как перестает получать от других людей стимулы, поддерживающие на нормальном уровне его человеческое существование.

Теряя интерес к людям, человек фактически лишается возможности общения с ними и хронически недополучает то, что необходимо ему самому для поддержания своего психологического благополучия.

Хорошо известно, что люди, обладающие достаточно широкими интересами и множеством самых разнообразных потребностей, физически и морально чувствуют себя намного лучше, чем те, у кого не развиты познавательные интересы и ограничен круг общения. Это связано с тем, что мотивационно богатый человек обычно намного более активен, чем мотивационно бедный человек. Повышенная же активность – это основной признак и главное условие благополучного человеческого существования.

Как установить, что для клиента, обратившегося в психологическую консультацию, характерны проблемы именно мотивационно-потребностного плана?

Об этом можно судить, например, по следующим частным признакам. Во-первых, проблемный в плане мотивации человек почти всегда выглядит апатичным и усталым. Это, в свою очередь, чаще всего является естественным следствием отсутствия у него выраженного интереса к людям и к происходящему вокруг него. Основным стимулом социальной активности человека являются его мотивы и потребности.

Во-вторых, человек, у которого слабо развита мотивационная сфера, как правило, мало интересуется тем, что происходит с ним и с другими людьми, и почти никак не реагирует на то, на что обычно довольно живо и эмоционально откликаются другие люди. Такой человек заметно выделяется среди окружающих его людей именно своими неэмоциональными реакциями на происходящее.

В-третьих, человек, имеющий проблемы потребностно-мотивационного плана, довольствуется тем, что у него уже есть, даже если это явно меньше того, что ему на самом деле нужно и на достижение чего он по праву мог бы рассчитывать, приложив небольшие усилия.

В дополнение к наблюдению за клиентом можно прибегнуть к помощи специальных психологических тестов. Они, однако, в отличие, например, от тестов характера, чаще всего являются специфическими и позволяют диагностировать лишь отдельные потребности, мотивы и интересы человека, а не всю его мотивационную сферу в целом.

Поэтому, прежде чем обращаться к психологическому тестированию мотивации, желательно собрать об изучаемом человеке всю доступную информацию и, обобщив ее, сформулировать вполне конкретную гипотезу о его мотивационной проблеме. Только после этого можно будет точно подобрать необходимые психологические тесты и, воспользовавшись ими, получить нужную и достаточно точную информацию о мотивации клиента.

Допустим, что психолог-консультант уже определил, что у клиента действительно имеются проблемы, связанные с мотивацией. Этого, однако, недостаточно для того, чтобы сразу же непосредственно приступить к их практическому решению. Необходимо также сориентироваться в том, что явилось подлинной причиной возникновения у клиента данной мотивационной проблемы, и уточнить, в чем она конкретно состоит.

Рассмотрим в этой связи некоторые типичные случаи возникновения у человека проблем мотивационного характера, а также их возможные причины и жизненные проявления.

Проблема 1. Отсутствие у человека, например у ребенка, интереса к тому, к чему он естественно должен бы был проявлять повышенный интерес. Такой проблемой, к примеру, может стать нежелание приобретать те или иные полезные для жизни знания, умения, навыки.

Одной из вероятных причин появления у человека такой проблемы может стать то, что он живет лишь сиюминутными интересами, в число которых не входит приобретение знаний, умений и навыков на будущее. В них у данного человека просто нет необходимости, так как они не нужны для удовлетворения его сиюминутных потребностей.

Еще один показательный пример: ребенок определенного возраста может быть занят интересными играми и общением со сверстниками, но не испытывать никакой потребности в приобретении знаний, умений и навыков, к которым побуждают его взрослые люди. И до тех пор, пока то, на чем настаивают взрослые люди, не окажется непосредственно связанным с актуальными потребностями ребенка, вряд ли можно будет рассчитывать на усиление его интереса к приобретению знаний, умений и навыков.

Другой возможной причиной отсутствия интереса может быть привычка вовсе не думать о будущем, заранее к нему не готовиться. В этом случае практическое решение мотивационной проблемы видится в том, чтобы побудить человека задуматься о своем будущем, сделать так, чтобы он осознал, что его личное благополучие завтра будет прямо зависеть от того, что он сделает сегодня.

Дать понять это детям довольно трудно потому, что их поведение непосредственно и импульсивно, а также потому, что у них отсутствует жизненный опыт и собственный разум не настолько еще развит, чтобы без посторонней помощи понять справедливость требований взрослых людей и, исходя из этого, начать всерьез готовить себя к будущему.

Вместе с тем, решить эту задачу в детстве вполне возможно, потому что детство – это такое время, которое само по себе сориентировано на будущее. Важно только добиться того, чтобы в сознании ребенка его будущее не представлялось чем-то непонятным и абстрактным, а выглядело бы как вполне конкретное, реальное, связанное с актуальными интересами и потребностями.

Третьей возможной причиной возникновения обсуждаемой проблемы может стать несвязанность тех знаний, умений и навыков, к усвоению которых стараются стимулировать данного человека окружающие, с теми его потребностями, которыми он живет в настоящее время. В силу этого обстоятельства навязываемые человеку знания и умения кажутся ему совершенно не нужными и у него не возникает серьезных стимулов к их освоению в данный момент времени.

Проблема 2. Отсутствие у клиента какой-либо достаточно весомой, серьезной жизненной цели, определяющей смысл его существования.

Это психологически весьма глубокая мотивационная проблема, неразрешенность которой чревата для человека далеко идущими последствиями. Цель жизни, если она имеется у человека, стимулирует его к систематическим занятиям различными видами деятельности, делая тем самым жизнь вполне осмысленной и достаточно интересной для человека.

Целью жизни обычно становится то, что соответствует самым важным жизненным потребностям человека – таким, от удовлетворения которых данный человек может получить наиболее сильное, эмоционально положительное подкрепление.

У всех людей с детства, как правило, есть определенная жизненная цель. Но если она является единственной и практически не достижимой в силу ряда объективных и субъективных причин или если, добившись этой цели, человек не получает ожидаемого эмоционального удовлетворения, то наступает разочарование, частично или полностью утрачивается смысл жизни. Старая, привычная жизненная цель пропадает, а новая не появляется.

Для того чтобы этого не произошло, человек не должен ограничивать свои жизненные устремления одной-единственной целью. Если это ребенок, то его с детства необходимо обучать и воспитывать таким образом, чтобы у него было несколько взаимно дополняющих или взаимно заменяющих друг друга жизненных целей. Речь идет о таких целях, стремление к каждой из которых будет способствовать достижению других целей, а утрата одной из них не сделает жизнь данного человека полностью бессмысленной. Иными словами, каждый человек должен иметь в своей жизни несколько разных целей, достаточных для того, чтобы при любых жизненных утратах у него оставалась хотя бы одна из важных жизненных целей.

Если взрослый человек, который имеет одну-единственную жизненную цель, вдруг неожиданно утрачивает ее и его жизнь в результате этого становится бесцельной (бессмысленной), то с таким человеком необходимо проводить специальную и достаточно длительную психотерапевтическую работу, используя, например, процедуру логотерапии по В. Франклу.

Суть этой процедуры состоит в том, чтобы человеку, потерявшему прежнюю, актуальную для него цель и утратившему в результате этого смысл жизни, открыть, что в действительности жизнь настолько богата и интересна, что в ней каждый человек сможет при желании выбрать для себя не одну, а несколько новых, достаточно интересных, привлекательных жизненных целей.

Важно, однако, при этом добиться того, чтобы клиент, приняв новую для себя жизненную цель и приступив к ее реализации, сразу же смог получить необходимые эмоциональные положительные подкрепления.

Проблема 3. Суть данной проблемы – отсутствие у человека выраженного стремления к достижению поставленной цели, когда он или не приступает к практическим действиям по ее реализации, или, приступив к таким действиям и потерпев первые неудачи на этом пути, прекращает усилия, направленные на преодоление возникших препятствий.

В основе данной мотивационной проблемы могут лежать следующие возможные причины:

1. Недостаточная уверенность человека в себе, низкая самооценка, заниженный уровень притязаний.

2. Слаборазвитый мотив достижения успехов.

3. Слишком сильно развитый мотив избежания неудачи. В первом из указанных случаев человек не предпринимает должных усилий, направленных на достижение поставленной цели, и это происходит потому, что он не уверен в себе или не убежден в том, что сможет этой цели достичь. Данную отрицательную мотивационную тенденцию обычно усиливает и низкая самооценка. Человек в этом случае недооценивает свои способности и, исходя из этого, ошибочно полагает, что ему никогда не удастся добиться успехов.

Что же касается заниженного уровня притязаний, то он обычно приводит к тому, что человек просто не ставит перед собой отдален.

ГЛАВА XII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОММУНИКАТИВНОМУ И СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

Контрольные вопросы

1. В чем состоит проблема отсутствия у клиента интереса к людям?

2. Как организовать и провести психологическое консультирование в случае отсутствия у клиента интереса к людям?

3. В чем конкретно проявляется в жизни неумение человека привлекать к себе внимание со стороны окружающих людей?

4. Каковы объективные и субъективные причины неумения клиента привлекать к себе внимание, вызывать интерес со стороны, людей?

5. Как проводить психологическое консультирование в случае жалобы клиента на неспособность привлекать к себе внимание?

6. Что можно рекомендовать клиенту, если его жалобы на отсутствие внимания со стороны людей обусловлены субъективными причинами?

7. Что посоветовать клиенту, если его жалобы на отсутствие внимания со стороны людей вызваны объективными причинами?

8. В чем в реальной жизни практически проявляется проблема, связанная с неумением клиента высказывать комплименты в адрес других людей и правильно реагировать на их комплименты в свой адрес?

9. Каковы возможные причины и следствия неспособности высказывать комплименты и правильно реагировать на них?

10. Каким образом практически можно решить проблему неумения клиента высказывать комплименты в адрес других людей?

11. Что можно рекомендовать клиенту, который жалуется на неспособность управлять своим поведением и эмоциями?

12. Каковы жизненные проявления неумения правильно воспринимать и точно оценивать социальные роли людей?

13. В чем заключаются правило нормального ролевого взаимодействия людей в общении друг с другом?

14. Какие вопросы консультант-психолог может задать клиенту для того, чтобы выяснить, действительно ли у него имеются проблемы, касающиеся исполнения социальных ролей?

15. Каковы типичные ошибки психолога-консультанта при работе над решением проблемы эффективного социально-ролевого взаимодействия клиента с людьми?

16. Что можно рекомендовать клиенту, желающему научиться правильно воспринимать и точно оценивать социальные роли людей?

Поскольку в жизни довольно много разнообразных коммуникативных и социально-перцептивных форм поведения, в освоении которых человек может испытывать затруднения, выделим и обсудим типичные случаи обращения клиентов по этому поводу в психологическую консультацию и дадим самые общие рекомендации по каждому из подобных случаев.

Под оптимальной формой общения понимается такая, которая в наилучшей степени способствует установлению между людьми хороших личных взаимоотношений типа симпатии, уважения, признания, личного расположения, доверия и т.п.

Может быть несколько возможных причин затруднений в освоении оптимальных форм общения. Такие причины допустимо разделить на две основные группы: внутренние и внешние. К внутренним причинам относятся, например, отсутствие или слабое развитие у данного человека интереса к людям, неуверенность человека в себе, боязнь быть отвергнутым, неумение эмоционально положительно общаться с людьми, вовремя находить нужные слова и формы поведения. К числу возможных внешних причин дефицита нормального общения можно отнести неблагоприятность ситуации общения, отрицательные индивидуальные особенности общающихся друг с другом людей. В этой главе мы коснемся в основном анализа и устранения причин внутреннего характера.

Отсутствие интереса к людям

Проблема отсутствия интереса человека к людям – это в основном проблема мотивационного характера. Она касается отношения данного человека к людям, причем проблема затрагивает не только того человека, у которого нет особого интереса к активному личному общению с людьми, но и тех людей, которые имеют такой интерес и стремятся к установлению с ним хороших личных контактов, а он, со своей стороны, на такие контакты не идет.

Правда, в конечном счете от такого поведения страдает и сам этот человек, так как со временем перестает получать от других людей информацию, полезную для собственного психологического развития. Он лишается необходимой эмоциональной поддержки со стороны других людей в трудные минуты жизни, хотя сам этого не осознает или осознает не сразу, со значительным опозданием.

Следовательно, при проведении психологического консультирования по этой проблематике перед психологом возникает задача двоякого рода. С одной стороны, ему необходимо помочь клиенту осознать, что отсутствие или недостаточное развитие у него самого интереса к людям наносит ему вред. С другой стороны, консультанту надо дать понять клиенту, что от этого страдают и значимые для него люди.

Приоритет в выборе и в первостепенном решении одной из этих двух задач зависит от того, что для клиента в данный момент времени более значимо: делать добро для других людей или психологически развиваться самому. Это и предстоит выяснить психологу-консультанту в начале личной беседы с клиентом, а затем уже приступить к основной части психологического консультирования.

Если наиболее важное для клиента состоит в том, что от отсутствия выраженного интереса к близким людям существенно задерживается его собственное развитие, то психологическую консультацию можно проводить, обращая внимание клиента на следующие вопросы и предлагая ему соответствующие рекомендации:

1. Следует объяснить клиенту, что может дать ему повышенный интерес с его стороны к окружающим людям.

Во-первых, благодаря такому интересу, жизнь человека становится более насыщенной.

Во-вторых, свои положительные качества человек приобретает в основном путем подражания другим людям, и интерес к ним обогащает его, как личность. Наблюдая за другими людьми, подражая им, человек сам становится более развитым и интересным для людей.

В-третьих, интерес к другому человеку располагает данного человека по отношению к тому человеку, кто со своей стороны проявляет к нему интерес. Благодаря этому, мы можем рассчитывать на взаимные чувства и, следовательно, на поддержку других людей в трудные минуты своей жизни. Напротив, отсутствие интереса к людям обрекает нас самих на психологическое одиночество, на отсутствие интереса к нам со стороны других людей.

Подробно разъяснив все это клиенту, психолог-консультант не только поможет ему лучше и глубже понять собственную проблему, но и сформирует у клиента потребность как можно больше интересоваться людьми, создав тем самым определенную мотивационно положительную настройку на сотрудничество.

2. Консультант должен обстоятельно продумать, как сделать так, чтобы у человека возник или усилился интерес к людям.

Этого можно добиться при помощи следующих действий психолога-консультанта:

Во-первых, клиенту необходимо показать, что лично для него может представлять интерес в других людях, какую пользу такой интерес может ему принести.

Во-вторых, клиенту необходимо подсказать приемы и средства, воспользовавшись которыми, он сам может вызвать интерес к себе со стороны окружающих людей. Заметим, что интерес людей друг к другу, как правило, является не односторонним, а взаимным, и человек, осознав тот факт, что он интересен для других людей, сам начинает проявлять интерес к людям.

В-третьих, проявляемый интерес к людям должен получить с их стороны положительное подкрепление. Это означает, что человек, имеющий такой интерес, сам должен ощущать, что интерес к людям приносит лично ему пользу.

Вначале для этого бывает достаточно сделать следующие две вещи: добиться того, чтобы человек осознал то, что лично ему принесет его собственный интерес к людям, и указать способы, при помощи которых он может добиться проявления интереса к себе самому со стороны других людей.

Наши рекомендации