Взаимодействие психолога-консультанта со вспомогательным персоналом консультации
Вспомогательный персонал психологической консультации состоит в основном из таких специалистов, как секретари-референты и помощники-лаборанты.
Задача секретарей-референтов заключается в том, чтобы проводить первичный прием клиентов, получать от них предварительные данные социально-демографического характера, записывать на консультацию, информировать об условиях ее проведения, а также поддерживать постоянную связь с клиентами, вести с ними переговоры.
Взаимодействие психолога-консультанта с секретарями-референтами сводится к тому, чтобы своевременно снабжать их всей необходимой информацией о консультировании – такой, которая может понадобиться клиенту во время консультации, а также оперативно получать от клиента информацию, необходимую психологу-консультанту.
Роль лаборанта-помощника сводится к тому, чтобы своевременно готовить все необходимое для проведения психологической консультации, включая место, оборудование, материалы, документацию, связанную с консультированием. Иногда лаборанту, если он достаточно опытен, поручают самостоятельно проводить психологическое тестирование клиента, обрабатывать результаты тестирования, помогать психологу-консультанту в профессиональных вопросах во время проведения консультации.
В свою очередь роль психолога-консультанта в его взаимодействии с помощником-лаборантом сводится к тому, чтобы, во-первых, научить помощника всему тому, что он должен уметь делать во время консультации, во-вторых, непосредственно руководить его работой.
Иногда, если психологическая консультация по числу работающих в ней специалистов является достаточно большой или если в процессе проведения консультирования приходится обрабатывать значительную по своему объему информацию, используют разнообразную множительную и вычислительную технику. В этом случае в состав вспомогательного персонала психологической консультации включают специалистов по вычислительной и множительной технике. В какой-то степени в работе этой техники должен уметь разбираться и сам психолог-консультант, чтобы не только правильно формулировать задачи для помощников, но и пользоваться соответствующей аппаратурой. Что касается специалистов другого профиля, то их включают в состав психологической консультации по мере необходимости.
Упражнения
1. Вспомните, какие факторы следует принимать в расчет, практически решая вопрос о создании психологической консультации.
2. Припомните все, что необходимо учитывать, выбирая место для размещения психологической консультации и подбирая кадры для работы в ней.
3. Назовите основные факторы, обусловливающие оптимальный режим работы психологической консультации и распределение обязанностей между ее сотрудниками.
4. Вспомните основания, исходя из которых определяется индивидуальный режим работы каждого психолога-консультанта.
5. Что лично вам следовало бы сделать для того, чтобы полностью соответствовать своей роли в работе, например медико-психологической или судебно-психологической экспертной комиссии?
Практические задания
1. Предположим, что вам приходится практически решать вопрос о том, стоит или не стоит создавать новую психологическую консультацию. Примите решение и обоснуйте его.
2. Допустим, что, выполнив указанное выше задание, вы приняли положительное решение о необходимости создания новой психологической консультации. Постарайтесь теперь определить подходящее место для ее размещения и обоснуйте свой выбор.
3. Представьте себе, что теперь вам необходимо подобрать кадры для работы в созданной вами психологической консультации, определить наиболее удобный режим ее работы как для клиентов, так и для работников консультации. Примите решение по этим вопросам и объясните его.
4. Допустим, что для созданной вами новой психологической консультации нужно теперь подобрать вспомогательный персонал. Решите и эту задачу и дайте обоснование своему решению.
Ключевые слова
Психологическая служба.
Внешний режим работы психологической консультации. Внутренний режим работы психологической консультации. Индивидуальный режим работы консультанта-психолога.
Медико-психологическая экспертиза. Судебно-психологическая экспертиза. Психолого-педагогическая экспертиза.
Вспомогательный персонал психологической консультации. Секретарь-референт психолога-консультанта. Лаборант-помощник психолога-консультанта.
ГЛАВА V ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ЕГО ЭТАПЫ И ПРОЦЕДУРЫ
Контрольные вопросы
1. Что включает в себя общая подготовка к проведению психологического консультирования?
2. Каково содержание специальных вопросов подготовки к проведению психологического консультирования?
3. Каким образом выбирается и оборудуется помещение для психологической консультации?
4. Какая оргтехника необходима для нормальной работы психологической консультации и почему?
5. Что представляет собой регистрационный журнал психологической консультации?
6. Что такое картотека клиентов психологической консультации, как она составляется и где хранится?
7. Кто, где и как должен встретить клиента, пришедшего в психологическую консультацию?
8. Какие действия предпринимаются психологом-консультантом непосредственно после встречи клиента?
9. С чего начинается разговор психолога-консультанта с клиентом, когда они приступают к совместной работе, связанной с проблемой клиента?
10. Как следует вести себя психологу-консультанту во время исповеди клиента?
11. Каким образом может быть практически решена проблема запоминания психологом-консультантом того,
что ему сообщает клиент во время исповеди о себе и о своей проблеме?
12. Что делают консультант-психолог и клиент по окончании исповеди?
13. Когда и почему в консультации возникает необходимость специального психологического изучения клиента с помощью психологических тестов?
14. Что представляют собой основные этапы проведения психологического консультирования ?
15. Что включает в себя первый этап психологического консультирования?
16. В чем состоит второй этап психологического консультирования?
17. Какие действия психолога-консультанта и клиента содержит в себе третий этап психологического консультирования?
18. Что должны делать психолог-консультант и клиент на четвертом этапе психологического консультирования?
19. Каково содержание пятого этапа психологического консультирования?
20. Что называют процедурой психологического консультирования?
21. В чем заключается процедура встречи психолога-консультанта и клиента?
22. Что представляет собой процедура общего эмоционального настроя клиента на проведение психологической консультации?
23. Что такое процедура снятия психологического барьера (психологического напряжения) у клиента?
24. Что включает в себя процедура эмпатического слушания клиента?
25. Что представляет собой процедура активизации памяти и мышления клиента?
26. Каково содержание процедуры эмоциональной поддержки клиента?
27. В чем заключается процедура прояснения мысли клиента?
28. Что называют процедурой убеждения клиента?
29. Что представляет собой процедура разъяснения мысли психолога-консультанта клиенту?
30. Что такое процедура поиска психологом-консультантом и клиентом взаимоприемлемого решения?
31. Что такое процедура уточнения деталей принятого решения ?
32. Каково содержание заключительной процедуры психологического консультирования – убеждения клиента в том, что его проблема будет обязательно решена в результате выполнения рекомендаций, полученных от психолога-консультанта ?