Взаимодействие психолога-консультанта со вспомогательным персоналом консультации

Вспомогательный персонал психологической консультации состоит в основном из таких специалистов, как секретари-референты и помощники-лаборанты.

Задача секретарей-референтов заключается в том, чтобы проводить первичный прием клиентов, получать от них предварительные данные социально-демографического характера, записывать на консультацию, информировать об условиях ее проведения, а также поддерживать постоянную связь с клиентами, вести с ними переговоры.

Взаимодействие психолога-консультанта с секретарями-референтами сводится к тому, чтобы своевременно снабжать их всей необходимой информацией о консультировании – такой, которая может понадобиться клиенту во время консультации, а также оперативно получать от клиента информацию, необходимую психологу-консультанту.

Роль лаборанта-помощника сводится к тому, чтобы своевременно готовить все необходимое для проведения психологической консультации, включая место, оборудование, материалы, документацию, связанную с консультированием. Иногда лаборанту, если он достаточно опытен, поручают самостоятельно проводить психологическое тестирование клиента, обрабатывать результаты тестирования, помогать психологу-консультанту в профессиональных вопросах во время проведения консультации.

В свою очередь роль психолога-консультанта в его взаимодействии с помощником-лаборантом сводится к тому, чтобы, во-первых, научить помощника всему тому, что он должен уметь делать во время консультации, во-вторых, непосредственно руководить его работой.

Иногда, если психологическая консультация по числу работающих в ней специалистов является достаточно большой или если в процессе проведения консультирования приходится обрабатывать значительную по своему объему информацию, используют разнообразную множительную и вычислительную технику. В этом случае в состав вспомогательного персонала психологической консультации включают специалистов по вычислительной и множительной технике. В какой-то степени в работе этой техники должен уметь разбираться и сам психолог-консультант, чтобы не только правильно формулировать задачи для помощников, но и пользоваться соответствующей аппаратурой. Что касается специалистов другого профиля, то их включают в состав психологической консультации по мере необходимости.

Упражнения

1. Вспомните, какие факторы следует принимать в расчет, практически решая вопрос о создании психологической консультации.

2. Припомните все, что необходимо учитывать, выбирая место для размещения психологической консультации и подбирая кадры для работы в ней.

3. Назовите основные факторы, обусловливающие оптимальный режим работы психологической консультации и распределение обязанностей между ее сотрудниками.

4. Вспомните основания, исходя из которых определяется индивидуальный режим работы каждого психолога-консультанта.

5. Что лично вам следовало бы сделать для того, чтобы полностью соответствовать своей роли в работе, например медико-психологической или судебно-психологической экспертной комиссии?

Практические задания

1. Предположим, что вам приходится практически решать вопрос о том, стоит или не стоит создавать новую психологическую консультацию. Примите решение и обоснуйте его.

2. Допустим, что, выполнив указанное выше задание, вы приняли положительное решение о необходимости создания новой психологической консультации. Постарайтесь теперь определить подходящее место для ее размещения и обоснуйте свой выбор.

3. Представьте себе, что теперь вам необходимо подобрать кадры для работы в созданной вами психологической консультации, определить наиболее удобный режим ее работы как для клиентов, так и для работников консультации. Примите решение по этим вопросам и объясните его.

4. Допустим, что для созданной вами новой психологической консультации нужно теперь подобрать вспомогательный персонал. Решите и эту задачу и дайте обоснование своему решению.

Ключевые слова

Психологическая служба.

Внешний режим работы психологической консультации. Внутренний режим работы психологической консультации. Индивидуальный режим работы консультанта-психолога.

Медико-психологическая экспертиза. Судебно-психологическая экспертиза. Психолого-педагогическая экспертиза.

Вспомогательный персонал психологической консультации. Секретарь-референт психолога-консультанта. Лаборант-помощник психолога-консультанта.

ГЛАВА V ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ЕГО ЭТАПЫ И ПРОЦЕДУРЫ

Контрольные вопросы

1. Что включает в себя общая подготовка к проведению психологического консультирования?

2. Каково содержание специальных вопросов подготовки к проведению психологического консультирования?

3. Каким образом выбирается и оборудуется помещение для психологической консультации?

4. Какая оргтехника необходима для нормальной работы психологической консультации и почему?

5. Что представляет собой регистрационный журнал психологической консультации?

6. Что такое картотека клиентов психологической консультации, как она составляется и где хранится?

7. Кто, где и как должен встретить клиента, пришедшего в психологическую консультацию?

8. Какие действия предпринимаются психологом-консультантом непосредственно после встречи клиента?

9. С чего начинается разговор психолога-консультанта с клиентом, когда они приступают к совместной работе, связанной с проблемой клиента?

10. Как следует вести себя психологу-консультанту во время исповеди клиента?

11. Каким образом может быть практически решена проблема запоминания психологом-консультантом того,

что ему сообщает клиент во время исповеди о себе и о своей проблеме?

12. Что делают консультант-психолог и клиент по окончании исповеди?

13. Когда и почему в консультации возникает необходимость специального психологического изучения клиента с помощью психологических тестов?

14. Что представляют собой основные этапы проведения психологического консультирования ?

15. Что включает в себя первый этап психологического консультирования?

16. В чем состоит второй этап психологического консультирования?

17. Какие действия психолога-консультанта и клиента содержит в себе третий этап психологического консультирования?

18. Что должны делать психолог-консультант и клиент на четвертом этапе психологического консультирования?

19. Каково содержание пятого этапа психологического консультирования?

20. Что называют процедурой психологического консультирования?

21. В чем заключается процедура встречи психолога-консультанта и клиента?

22. Что представляет собой процедура общего эмоционального настроя клиента на проведение психологической консультации?

23. Что такое процедура снятия психологического барьера (психологического напряжения) у клиента?

24. Что включает в себя процедура эмпатического слушания клиента?

25. Что представляет собой процедура активизации памяти и мышления клиента?

26. Каково содержание процедуры эмоциональной поддержки клиента?

27. В чем заключается процедура прояснения мысли клиента?

28. Что называют процедурой убеждения клиента?

29. Что представляет собой процедура разъяснения мысли психолога-консультанта клиенту?

30. Что такое процедура поиска психологом-консультантом и клиентом взаимоприемлемого решения?

31. Что такое процедура уточнения деталей принятого решения ?

32. Каково содержание заключительной процедуры психологического консультирования – убеждения клиента в том, что его проблема будет обязательно решена в результате выполнения рекомендаций, полученных от психолога-консультанта ?

Наши рекомендации