Лекция 2. Психоаналитические теории поведения человека.

Лекция 2. Психоаналитические теории поведения человека.

Учебная цель: Всесторонне рассмотреть взгляды психоаналитического направления на поведение личности.

Учебное время – 2 часа (120 минут)

Литература:

1. Сьюзен Клонингер. Теории личности: познание человека. СПб.: Питер, 2003.

2. Аверьянов Л.Я. Хрестоматия по психологии. сайта http://www.myword.ru

3.Марцинковская Т.Д.История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 272 с.

4. Психология социальных ситуаций / Сост. и общая редак­ция Н.В. Гришиной. - СПб.: Питер, 2001

Вопросы для обсуждения:

1. Чем отличается подход к личности у Адлера от Фрейда? Опишите основную мотивацию индивида по Адлеру.

2. Обсудите теорию Адлера в отношении взаимосвязи между порядком рождения и личностью. Какой, по его представлению, должна быть типичная личность старшего ребенка? Среднего? Младшего?

3. Как адлеровское понятие неполноценности относится к людям с физическими недостатками?

4. Сторонники психоаналитического направления (Э.Фром, К.Хорни, В.Шутц, А.Адлер), подчеркивают влияние на поведение взрослого человека, отношений между родителями и ребенком на раннем этапе жизни. Какие выводы, касающиеся ухода за детьми, вытекают из этого анализа? Считаете ли вы излишним значение, которое придавалось ранним отношениям между родителями и ребенком?

Темы докладов/рефератов:

1. Психоаналитико-социальная теория А. Адлера.

Формы текущего контроля знаний - оценка выступлений студентов с докладами/рефератами и работы на занятии

Темы для самостоятельного изучения

1. Классический психоанализ З.Фрейда.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний.

1. Какие из утверждений Фрейда в его теории личности были революционными?

2. Опишите подход Фрейда к объяснению поведения личности.

Режимы подкрепления

Адаптируясь к среде, организм тонко модифицирует свое поведение в ответ на ча­стоту и продолжительность подкреплений. Термином режим подкрепления обо­значается специфическая сопряженность между реакцией и подкреплением.

Постоянное подкрепление -реакции, которые всегда порождают подкрепление(ПП — CR). Это происходит, если студент получает балы всякий раз, когда предоставляет письменный ответ на вопросы семинара. Режим постоянного подкрепления порождает быстрое научение, потому что подкрепление непосредственно сопровождает реакцию. Хотя при постоянном подкреплении научение идет быстро, но и угасание — стремительно. Стратегии, которые всегда срабатывали в прошлом, быстро отбрасываются, стоит им провалиться.

Режим частичного подкрепления

Режим частичного подкрепления отмечается в случае, когда подкреплением сопровождаются лишь некоторые реакции. Хотя режим частичного подкрепления порождает более медленное научение, он вырабатывает большую устойчивость к угасанию,чем режим ПП. Для объединения преимуществобоих режимов лица, применяющие бихевиоральные техники, могут обеспечить быстрое научение, используя постоянный режим подкрепления с последующим сокращением режима,подкрепляя все меньшее и меньшей число реакций, чтобы сделать поведе-• устойчивымк угасанию.

Режимы чередования

В режиме постоянного соотношения (ПС — FR) подкрепление происходит в соответствии с количеством проявленных реакций-

Например, при режиме ПС-15 организм подкрепляется после каждой 15-й реакции (то есть после реакции 15, и реакции 30, после реакции 45 и т. д.). При быстром реагировании возможно получить большее количество вознаграждений. Работники, занятые на сдельнойработе, трудятся исключительно напряженно, теория Скиннера объясняет это в свете событий внешнего подкрепления.

В режиме вариативного соотношения (ВС — VR)подкрепление производится в соответствиис количеством выданных организмом реакций, но точное число реакций, необходимых для каждого подкрепления, произвольно варьируется, вращаясь вокруг заранее установленной средней величины. При режиме ВС-15 организм в перспективебудет получать одно подкрепление за каждые 15 реакций. Иногда, однако,подкрепление будет следовать всего через 5 или 6-7 реакций, а иногда между подкреплениями проходят 20 или 30 и более реакций. Как и режим ПС, режим ВС порождает высокий уровень реагирования, хотя он более устойчив к угасанию,нежели режим ПС.

Временные режимы

Режим с постоянным интервалом (ПИ — FI)подкрепляет реакции, основанные на прохождении времени. Например, режим ПИ-10 будет подкреплять организм в конце каждого 10-секундного интервала всегда, если за этот промежуток времени возникаетхотя бы одна реакция. Более частое реагирование в указанном интервале непринесет никакого дополнительного подкрепления. Поэтому здесь, вотличие от режимов чередования, отмечается более низкая частота реагирования. Строгиевременные режимы порождают отчетливую «зубчатую» линию. Несколько реакцийвыдаются в начале интервала, после чего их частота падает до нуля. Студент, который обучается в классе с еженедельным пятничным опросом, в началенедели будет заниматься очень мало, но в четверг возьмется за усердную зубрежку,Есть, правда, студенты, которые занимаются на протяжении всей недели. Также и студент – заочник, усиленно учится только в период сессии

Режим с вариативным интервалом (ВИ — VI)подкрепляет реакции в соответствии с временными интервалами, которые меняются от подкрепления к подкреплению. Иногда подкрепления быстро следуют одно за другим (в той мере, в какой протяжении интервала выдается хотя бы одна реакция). В других случаях между подкреплениями проходят длительные временные интервалы. При непостоянстве интервалов зубцы кривой режима ПИ сглаживаются.

В то время как Скиннер объявлял, что бихевиоральные принципы, которые он следовал, приложимы к реальной жизни, явления даже в своем принципе отличаются исключительной сложностью. Поведение многообразно, и оно подкрепляется многими разными режимами, которые сами подвержены изменениям. Критики скептически относятся к перенесению принципов подкрепления на людей в особых, высококонтролируемых ситуациях. По их мнению, уверенность в том, что только в рамках поведения можно объяснить повседневную жизнь, не прибегая к л или иным концепциям высшего порядка, отдает редукционизмом. Чтобы перекинуть мост через пропасть, пролегшую между Ящиком Скиннера и человеческим поведением, бихевиористы разрабатывают принципы поведения, выходящие рамки тех, что были выдвинуты Скиннером. Язык, например, в состоянии позволить множеству стимулов сделаться взаимозаменяемыми (эквивалентность стимулов) (Hayes & Hayes, 1992).

Лекция 2. Психоаналитические теории поведения человека.

Учебная цель: Всесторонне рассмотреть взгляды психоаналитического направления на поведение личности.

Наши рекомендации