Стратегия психологической работы с искажениями чужих сообщений

Супругов побуждают к деноменализации - проверке своего понимания чужих посланий, сигналов, расшифровке их друго-

му: «Спросите свою жену, что она чувствует сейчас. Вы бои­тесь? Что может случиться, если вы сделаете это? Догадай­тесь!»

3.4.2. Работа с вычеркиваниями и обобщениями

Для систематизации и организации своего непосредственно­го опыта люди пытаются создавать внутреннюю картину мира, логичную, непротиворечивую. При этом часть информации мо­жет вычеркиваться, теряться, люди могут чересчур обобщать реальную картину мира. В конечном итоге получается иска­женный образ действительности, мешающий порой эффектив­но действовать в мире. Психолог помогает клиенту сделать его картину мира более объективной с помощью, например, вопро­сов, начинающихся словами: «Что», «Как», «Кто». Например: «Как вы узнаете, что делаете жену несчастной? », «Что говорит в пользу того, что вас невозможно любить?»

3.4.3. Работа с неконгруэнтными посланиями

Понятие конгруэнтности общения

Когда личность общается конгруэнтно, то все послания, ко­торые она делает различными способами (с помощью тела, тона голоса, слов), не совпадают по своей сути. Они дополняют одно другое и не меняют свого содержания в зависимости от способа послания.

Неконгруэнтное общение - когда послания, которые чело­век посылает с помощью своего тела, тона голоса или слов, не

совпадают.

Частным случаем неконгруэнтности сообщения является двойная связь(double bind). Значимый другой (например, роди­тель) передает человеку одновременно два сообщения, одно из которых отрицает другое. При этом воспринимающий информа­цию не имеет возможности высказываться по поводу получен­ных сообщений, чтобы уточнить, на какие из них реагировать, поэтому он постоянно пребывает в состоянии неуверенности

и одновременно не может выйти из ситуации, в которую попал. Например: мальчику говорят, что он должен быть смелым, му­жественным, добиваться успеха во всем, и в то же время его ру­гают и наказывают за проявление этих качеств. Это может при­вести к его отстраненности от реальности, уходу в себя, появлению психопатологических симптомов. Г. Бейтсон гово­рил: «Ребенок, одновременно получивший два сообщения: «тебя ждут» и «не мешай родителям», - потенциальный паци­ент психиатрической клиники».

Причины неконгруэнтных посланий

Неконгруэнтные сообщения - сигнал о фрагментарности личности человека, осуществляющего коммуникацию. Субъ­ект имеет более чем одну единую модель поведения, и эти моде­ли конфликтуют между собой. Части личности, продуцирую­щие противоречивые послания, суть неустановившиеся до конца модели мира, которые индивид до конца не интегриро­вал в единое целое.

В семье, где есть члены, посылающие окружающим некон­груэнтные сообщения, ряд тем обсуждения может вызвать к жизни внутренний конфликт. Это болезненно, поэтому пра­вилом коммуникации в семье может стать запрет обсуждения ряда тем (говорить о сексе, денежных проблемах - неприлично, некрасиво; нельзя говорить о своем недовольстве - «всегда ос­тавайся довольным»). Запрет на обсуждение ряда тем препят­ствует личностному росту членов семьи. Если в этих семьях и бывают результаты взаимодействия, то они случайны, хао­тичны, по большей части деструктивны. Члены таких семей, как правило, отличаются низкой самооценкой.

Методика работы с семьями, где имеют место неконгруэнтные послания

В. Сатир говорит: «Моя методика - рассказать, что видела, и спросить, что происходит. Критерий эффективности работы -повышение степени открытости семьи».

Осуществляется анализ того, какую репрезентативную сис­тему человек использует (аудиальную, визуальную, кинесте-

тическую) и что он пытается сообщить в рамках каждой систе­мы, что он при этом чувствует.

Можно использовать игры из гештальттерапии, способст­вующие интеграции личности.

Работа психолога-консультанта

С супружескими конфликтами

Слово «конфликт» происходит от латинского «столкнове­ние» и означает столкновение противоположно направлен­ных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппо­нентов или субъектов взаимодействия; серьезное разногла­сие, острый спор, что предполагает зачастую борьбу между сторонами.

А.И. Донцов и Т.А. Полозова [1980, с. 122-123] указыва­ют на то, что конфликт как неотъемлемый элемент социаль­ного бытия личности и группы может выполнять две функ­ции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструк­тивную).

Конструктивная функция конфликта в семейных отноше­ниях заключается в том, что он может стать мощным источни­ком развития личности и группы.

Для личности его последствия могут выражаться в достиже­нии душевного равновесия, умиротворенности, повышении ос­мысленности жизни, новом ценностном сознании.

В семье благодаря конфликту могут появиться новые цели,

нормы, ценности.

В рамках своей конструктивной функции конфликт:

1) адаптирует семью в целом и отдельных ее членов к новым условиям, в которых они оказались;

2) объективирует источник разногласия и тем самым позво­ляет устранить его;

3) обнажая и устраняя противоречия, освобождает семью от подтачивающих ее факторов и тем самым способствует ее стабилизации;

4) сплачивает членов семьи и ориентирует их на защиту ее единства;

5) помогает изжить внутреннюю напряженность и избавиться от фрустрации;

6) помогает найти подходящие

того;

7) позволяет членам семьи раскрыть лучшие качества своей личности и завоевать авторитет в семье.

Конструктивная функция конфликта начинает осуществ­ляться тогда, когда супруги или любые другие спорящие сторо­ны обладают навыками конструктивного поведения в кон­фликтной ситуации. Если этого нет, то усиливается деструк­тивная функция конфликта.

Деструктивная функция заключается в том, что на уров­не личности по мере нарастания ощущения неразрешимости конфликта последний может приводить к все более нарас­тающему ощущению психологического дискомфорта. Про­исходит сдвиг мотива на цель: конфликтующие стороны на­чинают забывать о том, что их целью является конструктив­ное разрешение ситуации. На первое место выходит жела­ние уязвить другого, причинить ему вред, порой даже ценой собственного вреда. Если внутрисемейный конфликт прини­мает затяжной характер, благодаря которому многие базо­вые потребности личности перестают удовлетворяться, то результатом такого конфликта для личности может быть невроз.

На уровне внутрисемейного функционирования деструк­тивная функция конфликта может проявляться в нарушении обмена информацией, системы взаимосвязей, ослаблять един­ство семьи, снижать ее сплоченность, способность противосто­ять трудностям.

Нарастающий психологический дискомфорт, по мере того как конфликт начинает принимать все более затяжной и де­структивный характер, побуждает супругов более активно искать конструктивные пути выхода из конфликтной ситуа­ции. Если самостоятельный поиск не увенчался успехом, кон­структивным шагом на пути к разрешению конфликта стано­вится обращение к психологу.

Из сказанного выше видно, что первоочередной задачей пси­холога-консультанта по отношению к супружеским конфлик-

там является не устранение или предотвращение конфликтов, а формирование у супругов навыков конструктивного поведе­ния в конфликтной ситуации.

В современной практической психологии разработан ряд техник, позволяющих формировать у супругов навыки конст­руктивного поведения в конфликтной ситуации.

Одной из таких техник является методика «Конструктивная ссора» чешского психолога С. Кратохвила [1991, с. 207-211]. В некоторых современных руководствах ее еще называют «Кон­структивный спор» [см., например, Эйдемиллер, Юстицкис, 1999,с. 460].

Наши рекомендации