Стратегия психологической работы с искажениями чужих сообщений
Супругов побуждают к деноменализации - проверке своего понимания чужих посланий, сигналов, расшифровке их друго-
му: «Спросите свою жену, что она чувствует сейчас. Вы боитесь? Что может случиться, если вы сделаете это? Догадайтесь!»
3.4.2. Работа с вычеркиваниями и обобщениями
Для систематизации и организации своего непосредственного опыта люди пытаются создавать внутреннюю картину мира, логичную, непротиворечивую. При этом часть информации может вычеркиваться, теряться, люди могут чересчур обобщать реальную картину мира. В конечном итоге получается искаженный образ действительности, мешающий порой эффективно действовать в мире. Психолог помогает клиенту сделать его картину мира более объективной с помощью, например, вопросов, начинающихся словами: «Что», «Как», «Кто». Например: «Как вы узнаете, что делаете жену несчастной? », «Что говорит в пользу того, что вас невозможно любить?»
3.4.3. Работа с неконгруэнтными посланиями
Понятие конгруэнтности общения
Когда личность общается конгруэнтно, то все послания, которые она делает различными способами (с помощью тела, тона голоса, слов), не совпадают по своей сути. Они дополняют одно другое и не меняют свого содержания в зависимости от способа послания.
Неконгруэнтное общение - когда послания, которые человек посылает с помощью своего тела, тона голоса или слов, не
совпадают.
Частным случаем неконгруэнтности сообщения является двойная связь(double bind). Значимый другой (например, родитель) передает человеку одновременно два сообщения, одно из которых отрицает другое. При этом воспринимающий информацию не имеет возможности высказываться по поводу полученных сообщений, чтобы уточнить, на какие из них реагировать, поэтому он постоянно пребывает в состоянии неуверенности
и одновременно не может выйти из ситуации, в которую попал. Например: мальчику говорят, что он должен быть смелым, мужественным, добиваться успеха во всем, и в то же время его ругают и наказывают за проявление этих качеств. Это может привести к его отстраненности от реальности, уходу в себя, появлению психопатологических симптомов. Г. Бейтсон говорил: «Ребенок, одновременно получивший два сообщения: «тебя ждут» и «не мешай родителям», - потенциальный пациент психиатрической клиники».
Причины неконгруэнтных посланий
Неконгруэнтные сообщения - сигнал о фрагментарности личности человека, осуществляющего коммуникацию. Субъект имеет более чем одну единую модель поведения, и эти модели конфликтуют между собой. Части личности, продуцирующие противоречивые послания, суть неустановившиеся до конца модели мира, которые индивид до конца не интегрировал в единое целое.
В семье, где есть члены, посылающие окружающим неконгруэнтные сообщения, ряд тем обсуждения может вызвать к жизни внутренний конфликт. Это болезненно, поэтому правилом коммуникации в семье может стать запрет обсуждения ряда тем (говорить о сексе, денежных проблемах - неприлично, некрасиво; нельзя говорить о своем недовольстве - «всегда оставайся довольным»). Запрет на обсуждение ряда тем препятствует личностному росту членов семьи. Если в этих семьях и бывают результаты взаимодействия, то они случайны, хаотичны, по большей части деструктивны. Члены таких семей, как правило, отличаются низкой самооценкой.
Методика работы с семьями, где имеют место неконгруэнтные послания
В. Сатир говорит: «Моя методика - рассказать, что видела, и спросить, что происходит. Критерий эффективности работы -повышение степени открытости семьи».
Осуществляется анализ того, какую репрезентативную систему человек использует (аудиальную, визуальную, кинесте-
тическую) и что он пытается сообщить в рамках каждой системы, что он при этом чувствует.
Можно использовать игры из гештальттерапии, способствующие интеграции личности.
Работа психолога-консультанта
С супружескими конфликтами
Слово «конфликт» происходит от латинского «столкновение» и означает столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия; серьезное разногласие, острый спор, что предполагает зачастую борьбу между сторонами.
А.И. Донцов и Т.А. Полозова [1980, с. 122-123] указывают на то, что конфликт как неотъемлемый элемент социального бытия личности и группы может выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную).
Конструктивная функция конфликта в семейных отношениях заключается в том, что он может стать мощным источником развития личности и группы.
Для личности его последствия могут выражаться в достижении душевного равновесия, умиротворенности, повышении осмысленности жизни, новом ценностном сознании.
В семье благодаря конфликту могут появиться новые цели,
нормы, ценности.
В рамках своей конструктивной функции конфликт:
1) адаптирует семью в целом и отдельных ее членов к новым условиям, в которых они оказались;
2) объективирует источник разногласия и тем самым позволяет устранить его;
3) обнажая и устраняя противоречия, освобождает семью от подтачивающих ее факторов и тем самым способствует ее стабилизации;
4) сплачивает членов семьи и ориентирует их на защиту ее единства;
5) помогает изжить внутреннюю напряженность и избавиться от фрустрации;
6) помогает найти подходящие
того;
7) позволяет членам семьи раскрыть лучшие качества своей личности и завоевать авторитет в семье.
Конструктивная функция конфликта начинает осуществляться тогда, когда супруги или любые другие спорящие стороны обладают навыками конструктивного поведения в конфликтной ситуации. Если этого нет, то усиливается деструктивная функция конфликта.
Деструктивная функция заключается в том, что на уровне личности по мере нарастания ощущения неразрешимости конфликта последний может приводить к все более нарастающему ощущению психологического дискомфорта. Происходит сдвиг мотива на цель: конфликтующие стороны начинают забывать о том, что их целью является конструктивное разрешение ситуации. На первое место выходит желание уязвить другого, причинить ему вред, порой даже ценой собственного вреда. Если внутрисемейный конфликт принимает затяжной характер, благодаря которому многие базовые потребности личности перестают удовлетворяться, то результатом такого конфликта для личности может быть невроз.
На уровне внутрисемейного функционирования деструктивная функция конфликта может проявляться в нарушении обмена информацией, системы взаимосвязей, ослаблять единство семьи, снижать ее сплоченность, способность противостоять трудностям.
Нарастающий психологический дискомфорт, по мере того как конфликт начинает принимать все более затяжной и деструктивный характер, побуждает супругов более активно искать конструктивные пути выхода из конфликтной ситуации. Если самостоятельный поиск не увенчался успехом, конструктивным шагом на пути к разрешению конфликта становится обращение к психологу.
Из сказанного выше видно, что первоочередной задачей психолога-консультанта по отношению к супружеским конфлик-
там является не устранение или предотвращение конфликтов, а формирование у супругов навыков конструктивного поведения в конфликтной ситуации.
В современной практической психологии разработан ряд техник, позволяющих формировать у супругов навыки конструктивного поведения в конфликтной ситуации.
Одной из таких техник является методика «Конструктивная ссора» чешского психолога С. Кратохвила [1991, с. 207-211]. В некоторых современных руководствах ее еще называют «Конструктивный спор» [см., например, Эйдемиллер, Юстицкис, 1999,с. 460].