Индивидуальная психология Альфреда Адлера
(1870-1937)
А. Адлер был австрийским психологом. Полагал, что структура личности закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого стиля жизни, который предопределяет все последующее психическое развитие. Ребенок из-за недоразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и утвердить себя складываются его цели (стать агрессивным, могущественным, недосягаемым). Валено, чтобы стремление к превосходству, вытекающее из чувства неполноценности, сочеталось с социальным интересом, т. е. стремление к превосходству должно быть социально позитивно, включать стремление к благополучию всех людей. Если у человека социальный интерес выражен недостаточно, то такой человек эгоистичен, борется за личное превосходство и главенство над другими, поглощен своими
интересами и самозащитой. Социальный интерес должен развиваться в семье матерью через чувство сотрудничества, установление взаимосвязей и товарищеских взаимоотношений. Мать должна поощрять направление социального интереса за пределы сферы ее внимания.
Преувеличение здорового стремления постоянно преодолевать чувство неполноценности может переоформиться в комплекс неполноценности — навязчивую тенденцию преувеличивать свои физические или интеллектуальные способности подчас через неадекватные действия, лишенные социального интереса (постоянная демонстрация своей компетентности, склонность к конкуренции, привычка постоянно «сажать в калошу» других).
Индивидуальные различия Адлер описывал с помощью двух переменных: наличия или отсутствия социального интереса, высокого или низкого уровня жизненной активности. Он выделил следующие типы людей:
1) управляющий (высокая активность, но низкий социальный интерес);
2) берущий (не очень высокая активность, низкий социальный интерес);
3) избегающий (низкая активность, низкий социальный интерес);
4) социально-полезный тип (высокая активность сочетается с высоким социальным интересом).
Цели работы с клиентом
1. Снижение чувства неполноценности.
2. Развитие социального интереса.
3. Коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни, учитывая первые две цели.
Этапы работы с клиентом [Осипова, 2000, с. 43—47]
I. Установление правильных отношений — уважительность, вера в возможности и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, поддержка, подбадривание.
II. Анализ личностной динамики
1. Цели жизни:
v В чем Вы видите свое предназначение?
v Вам нравится то, на что Вы расходуете своюжизнь?
2. Анализ семейного созвездия:
v Как Ваш отец относился к детям?
v Кто был любимым ребенком в семье?
v В каких отношениях Вы были с отцом и матерью?
v Каким ребенком Вы были?
3. Анализ ранних воспоминаний:
v Я бы хотел услышать о Ваших самых первых детских воспоминаниях. Пожалуйста, расскажите что-нибудь из самых первых Ваших впечатлений.
v Хотелось бы услышать Ваше самое яркое воспоминание, относящееся к первым 6 годам жизни.
Собирают около четырех ответов по каждому пункту. Фиксируют:
§ доминирующую тему;
§ повторяющуюся реакцию;
§ позицию (участник - наблюдатель);
§ одиночество или включенность в группу;
§ центральное чувство, которое выражается в воспоминаниях.
4. Анализ сновидения. Детские сны рассматриваются как репетиция будущих действий.
5. Приоритеты, приоритетные ценности:комфорт, контроль, превосходство, желание быть принятым.
Клиента просят рассказать о своем обычном дне:
- что он делает;
- как он себя при этом чувствует;
- что он думает;
- чего избегает под любым предлогом;
- какие чувства вызывает у других.
Главная задача: помочь осознать приоритет, но не изменять его!
6. Подведение итогов.По каждой из предыдущих техник готовится резюме. Резюме обсуждается с клиентом, причем сам клиент читает резюме вслух, при этом обращается внимание на его невербальное поведение. Смысл процедуры - нахождение главных ошибок в суждении о мире:
- гиперобобщения - «Нет в жизни счастья»;
- неосуществимые цели- «Я хочу нравиться всем»;
- ошибочное восприятие жизненных требований - «Все несправедливы ко мне»;
- отрицание собственной основополагающей ценности — «Я конченый человек»;
- мнимые ценности - «Главное - добиться своего, неважно какой ценой».
III. Подбадривание -признание личного мужества клиента, его духовных сил, наличия свободы выбора в поступках на основе приобретенного самопознания.
IV. Поощрение инсайта(озарения). Методы: Психологическая поддержка в сочетании с конфронтацией и интерпретациями (намеки, подсказки, предположения). Цель: высветить для клиента его неосознаваемые цели, ложные ценности, стиль жизни, подвести клиента к реальному самопониманию.
V. Помощь в переориентации или воплощение инсайта в действие.Цель: изменение прежних целей, принятие новых решений. Приемы:
1. Антисуггестия (парадоксальная интенция)- многократное преувеличение пропорций нежелательной активности, чтобы клиент осознал неадекватность и неуместность, нежелательность своих действий.
2. «Если бы ...»Клиенту предлагают действовать так, как если бы его желание уже осуществилось.
3. Постановка целей и принятие обязательств.Цель должна быть достижима, приятна клиенту, время ограничено. Если цель не осуществляется, ее пересматривают. В случае удачи клиент поощряется к принятию более долгосрочных обязательств в желательном для него направлении.
4. «Поймай себя».Отслеживать элементы своего деструктивного поведения, имевшего место прежде, в нынешней жизни с теплым юмором в отношении себя.
5. «Нажатие кнопки».Если клиент чувствует себя жертвой противоположных эмоций, ему предлагается расслабиться и обратить внимание на то, какие образы и мысли вызывают неприятные чувства, а какие - приятные. После этого его обучают произвольно регулировать свое эмоциональное состояние «нажатием кнопки», т. е. принимая решение о том, на каких мыслях или образах стоит сосредоточиться.
6. «Избегание плакунчика».Если позиция клиента «Меня никто не любит, никому я не нужен», не стоит подкреплять эту позицию. Наоборот, следует подкреплять поведение, соответствующее психологической зрелости, когда выбор позиции зависит от человека, от его свободного решения.