Индивидуальная психология Альфреда Адлера

(1870-1937)

А. Адлер был австрийским психологом. Полагал, что струк­тура личности закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого стиля жизни, который предопределяет все по­следующее психическое развитие. Ребенок из-за недоразвито­сти своих телесных органов испытывает чувство неполноцен­ности, в попытках преодолеть которое и утвердить себя скла­дываются его цели (стать агрессивным, могущественным, недосягаемым). Валено, чтобы стремление к превосходству, вытекающее из чувства неполноценности, сочеталось с соци­альным интересом, т. е. стремление к превосходству должно быть социально позитивно, включать стремление к благополу­чию всех людей. Если у человека социальный интерес выражен недостаточно, то такой человек эгоистичен, борется за личное превосходство и главенство над другими, поглощен своими

интересами и самозащитой. Социальный интерес должен раз­виваться в семье матерью через чувство сотрудничества, уста­новление взаимосвязей и товарищеских взаимоотношений. Мать должна поощрять направление социального интереса за пределы сферы ее внимания.

Преувеличение здорового стремления постоянно преодоле­вать чувство неполноценности может переоформиться в ком­плекс неполноценности — навязчивую тенденцию преувеличи­вать свои физические или интеллектуальные способности подчас через неадекватные действия, лишенные социального интереса (постоянная демонстрация своей компетентности, склонность к конкуренции, привычка постоянно «сажать в ка­лошу» других).

Индивидуальные различия Адлер описывал с помощью двух переменных: наличия или отсутствия социального инте­реса, высокого или низкого уровня жизненной активности. Он выделил следующие типы людей:

1) управляющий (высокая активность, но низкий социаль­ный интерес);

2) берущий (не очень высокая активность, низкий социаль­ный интерес);

3) избегающий (низкая активность, низкий социальный ин­терес);

4) социально-полезный тип (высокая активность сочетает­ся с высоким социальным интересом).

Цели работы с клиентом

1. Снижение чувства неполноценности.

2. Развитие социального интереса.

3. Коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни, учитывая первые две цели.

Этапы работы с клиентом [Осипова, 2000, с. 43—47]

I. Установление правильных отношений — уважительность, вера в возможности и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, поддержка, подбадри­вание.

II. Анализ личностной динамики

1. Цели жизни:

v В чем Вы видите свое предназначение?

v Вам нравится то, на что Вы расходуете своюжизнь?

2. Анализ семейного созвездия:

v Как Ваш отец относился к детям?

v Кто был любимым ребенком в семье?

v В каких отношениях Вы были с отцом и матерью?

v Каким ребенком Вы были?

3. Анализ ранних воспоминаний:

v Я бы хотел услышать о Ваших самых первых детских вос­поминаниях. Пожалуйста, расскажите что-нибудь из са­мых первых Ваших впечатлений.

v Хотелось бы услышать Ваше самое яркое воспоминание, относящееся к первым 6 годам жизни.

Собирают около четырех ответов по каждому пункту. Фик­сируют:

§ доминирующую тему;

§ повторяющуюся реакцию;

§ позицию (участник - наблюдатель);

§ одиночество или включенность в группу;

§ центральное чувство, которое выражается в воспоминаниях.

4. Анализ сновидения. Детские сны рассматриваются как репетиция будущих действий.

5. Приоритеты, приоритетные ценности:комфорт, контроль, превосходство, желание быть принятым.

Клиента просят рассказать о своем обычном дне:

  • что он делает;
  • как он себя при этом чувствует;
  • что он думает;
  • чего избегает под любым предлогом;
  • какие чувства вызывает у других.

Главная задача: помочь осознать приоритет, но не изме­нять его!

6. Подведение итогов.По каждой из предыдущих техник го­товится резюме. Резюме обсуждается с клиентом, причем сам клиент читает резюме вслух, при этом обращается внимание на его невербальное поведение. Смысл процедуры - нахождение главных ошибок в суждении о мире:

  • гиперобобщения - «Нет в жизни счастья»;
  • неосуществимые цели- «Я хочу нравиться всем»;
  • ошибочное восприятие жизненных требований - «Все не­справедливы ко мне»;
  • отрицание собственной основополагающей ценности — «Я конченый человек»;
  • мнимые ценности - «Главное - добиться своего, неважно какой ценой».

III. Подбадривание -признание личного мужества клиента, его духовных сил, наличия свободы выбора в поступках на ос­нове приобретенного самопознания.

IV. Поощрение инсайта(озарения). Методы: Психологиче­ская поддержка в сочетании с конфронтацией и интерпрета­циями (намеки, подсказки, предположения). Цель: высве­тить для клиента его неосознаваемые цели, ложные ценно­сти, стиль жизни, подвести клиента к реальному самопони­манию.

V. Помощь в переориентации или воплощение инсайта в дей­ствие.Цель: изменение прежних целей, принятие новых реше­ний. Приемы:

1. Антисуггестия (парадоксальная интенция)- многократ­ное преувеличение пропорций нежелательной активно­сти, чтобы клиент осознал неадекватность и неуместность, нежелательность своих действий.

2. «Если бы ...»Клиенту предлагают действовать так, как если бы его желание уже осуществилось.

3. Постановка целей и принятие обязательств.Цель долж­на быть достижима, приятна клиенту, время ограничено. Если цель не осуществляется, ее пересматривают. В слу­чае удачи клиент поощряется к принятию более долго­срочных обязательств в желательном для него направле­нии.

4. «Поймай себя».Отслеживать элементы своего деструк­тивного поведения, имевшего место прежде, в нынешней жизни с теплым юмором в отношении себя.

5. «Нажатие кнопки».Если клиент чувствует себя жертвой противоположных эмоций, ему предлагается расслабить­ся и обратить внимание на то, какие образы и мысли вы­зывают неприятные чувства, а какие - приятные. После этого его обучают произвольно регулировать свое эмоцио­нальное состояние «нажатием кнопки», т. е. принимая решение о том, на каких мыслях или образах стоит сосре­доточиться.

6. «Избегание плакунчика».Если позиция клиента «Меня никто не любит, никому я не нужен», не стоит подкреп­лять эту позицию. Наоборот, следует подкреплять пове­дение, соответствующее психологической зрелости, ко­гда выбор позиции зависит от человека, от его свободного решения.

Наши рекомендации