Основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса
Б.М. Мастеров [1998] описывает следующие основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса:
1. Аналитико-интерпретативная ориентация.Психолог по мере предъявления клиентом проблемы анализирует и интерпретирует ее содержание, а также происходящее «здесь и теперь» взаимодействие в терминах той теории, адептом которой он является. Клиент должен увидеть свою проблему и самого себя глазами психолога, принять это видение и сделать его своим. Именно психолог здесь ставит задачу на изменение, и составной частью этого изменения обязательно будет изменение картины мира клиента. Именно психолог выбирает средства изменения и использует их. Примером такого подхода к работе с клиентом является работа с ним в рамках разных вариантов психоанализа.
2. Рационально-констатирующая ориентация.По мере предъявления проблемы клиентом психолог старается помочь ему сформулировать эту проблему наиболее четко, в рациональной форме и в терминах клиента. Это помогает клиенту осознать свои представления о реальности и себе самом, что дает возможность ему самостоятельно или совместно с психологом поставить задачу на изменение, но редко позволяет самостоятельно найти средства для осуществления этих изменений. Отсюда возникает обоснованный запрос клиента к психологу-консультанту на овладение техниками изменний.
3. Процессуальная ориентация.Психолога здесь интересует не само содержание, предъявляемое клиентом, а динамика развертывания этого содержания в ситуации «здесь и теперь». Психолог следует за клиентом и усиливает проявления спонтанности с помощью различных приемов и техник. Клиент получает реальный новый опыт в ситуации «здесь и теперь»: происходит изменение эмоционального состояния, возникают новые поведенческие реакции. Наиболее яркие представители из известных в нашей стране — Милтон Эриксон и Эми Минделл.
4. Эмпатическая ориентация (частный случай процессуальной ориентации). Внимание психолога сконцентрировано на чувствах клиента, возникающих в ситуации «здесь и теперь», на характере эмоциональных отношений с клиентом. Основные представители - Карл Роджерс, Ролло Мэй.
5. Парадоксальная ориентация.Психолог своим поведением стремится разрушить ролевые ожидания и стереотипы отношений клиента. Это ведет к изменению состояний клиента, к разрушению стереотипов общения и отношений, стереотипов в восприятии себя и других людей. Это делает клиентов более «пластичными», эмоциональносензитивными и рефлексивными. Так работали Милтон Эриксон и Карл Витакер. Многие психологи используют техники этой ориентации на этапе дебюта как вспомогательные.
6. Реконструктивная ориентация.Направлена на воссоздание «здесь и теперь» контекста проблемы. Психолог воссоздает жизненный контекст, в котором существует проблема клиента, реконструирует в ситуации «здесь и теперь» фрагмент субъективной картины мира (СКМ) клиента в той ее части, которая имеет отношение к проблеме клиента. Внимание психолога сосредоточено не на содержании проблемы и отношениях с клиентом как таковых, а на процессе реконструкции и средствах, которыми она осуществляется. Саму реконструкцию осуществляет клиент, используя предложенные ему средства и процедуры. Клиент начинает видеть, думать, переживать, находясь внутри этой реальности. Психолог обращает внимание клиента на какие-либо аспекты его СКМ, которые клиент ранее не рефлексировал, и помогает клиенту получить новый опыт в этой реконструированной реальности.
Категории, внесенные психологом из его психологической картины мира, в качестве средства реконструкции (а не в качестве средства интерпретации) переструктурируют и расширяют воссоздаваемый «здесь и теперь» фрагмент субъективной картины мира клиента, имеющей отношение к его проблеме. Клиент начинает использовать эти категории как средства структурирования своего опыта и ориентации в нем, наполняя его своим содержанием. Этот подход разрабатывается Б.М. Мастеровым [1998]. Он выделил базовые компоненты СКМ клиента: пространство, время и оценка, образующие систему координат, которая помогает понять восприятие мира и его фрагментов клиентом, закономерности членения их на «проблемные» и «беспроблемные». На этом пути он выделил следующие миры: чувств и эмоциональных состояний, телесных ощущений, правил, норм и долженствований, отношений, образов, физический, психологический, символический, эстетический и др.