Как вырастить защищенного от стресса ребенка.

Люди, обладающие определенными чертами характера, преодолевают стрессы или кризисы, не нанося ущерба своему здоровью. Психолог Сюзан Олетт Нью-йоркского университета называет эту группу черт «смелостью» и считает, что смелые люди обладают следующими характеристиками:

· выполнением обязательств: они полностью поглощены своей работой. заботятся о семье и окружены верными друзьями. У них устойчивая система ценностей, они знают значение и цель всех своих поступков;

· властью: они знают, что могут повлиять на события, и изменить ситуацию с помощью своих поступков и идей;

· вызовом: они рассматривают перемены, как возможность для роста. Для них это вызов. А не источник головной боли. Такие люди уверены, что способны справиться с любой проблемой.

Дети обладают удивительной возможностью «уходить» от сложностей, гнева и плохих чувств. «Способность уходить» - именно та черта, которая позволяет прощать друзей и снова играть с ними после ссоры или драки.

Упражнение 6.2. «Из зыбучего песка». (8-10 лет)

Цель: усиление самоконтроля, помощь в творческом решении проблемы.

1. Постарайся. Когда ты расстроен, осознать, почему это произошло и в чем выражается. Например: «Я злюсь, потому что он опять взял мою игру без разрешения. Я чувствую злость в груди».

2. Измени свою обычную реакцию (теряешь терпение, выходишь из себя), сказав : «Зыбучий песок». Это слово описывает ощущение «застревания», «засасывания» проблемой. Если мы застряли на чувстве злости, мы не можем из него выбраться. Как из зыбучего песка. Сказав, «зыбучий песок» мы напоминаем себе об этом и понимаем. Что необходимо что-то изменить.

3. «Что-то изменить» - значит. Перестать быть участником и стать наблюдателем. Можно рассказать кому-нибудь о своих чувствах. «Когда ты так поступаешь, я чувствую себя вот так.» Это - проявление власти над собой, а не демонстрация собственной уязвимости.

4. Если ты слишком расстроен, чтобы посмотреть на себя со стороны, сделай глубокий вдох или пройдись. Можешь сказать: «Я поднимаюсь над этим (назови чувство) Я ухожу от него, а не «застреваю» в нем.» А потом займись своими делами.

Использование положительных утверждений должно также сопровождаться работой воображения, упражнениями на дыхание, релаксацией и другими методами. Мы предлагаем вариант упражнения «мыльные пузыри» (2.7.), которое поможет ребенку «утвердиться» в своих силах.

Упражнение 6.3. «Утверждение» (9-11 лет)

1. Обрати внимание на свои ощущения, когда ты расстроен.

2. Повтори громко вслух: «Я несчастен, потому что..»

3. Возьми два листа бумаги, озаглавь первый: «Я несчастен, потому что..» и напиши почему. Например: «Учительница задает слишком много домашнего задания». Озаглавь второй лист утверждением: «Я сделаю домашнее задание, и у меня будет время поиграть». Таким образом у тебя два предложения. Повторяй только второе из них - «утверждение» - громко по несколько минут каждый вечер перед сном.

4. Ты заметишь. Что через некоторое время негативное утверждение слегка потеряет для тебя значение. Если этого не произойдет, перепиши утверждение и повторяй снова.

5. Отметь все изменения, происшедшие в твоем настроении. Ты можешь прибавить их к своему утверждению.

«Отважное» сердце.

Умение взрослых преодолевать трудности (и влияние его на наше здоровье) приобретается в детстве. Одно исследование показало, что дети с поведением А - типа - сочетанием черт враждебности, конкуренции и нетерпения - страдают повышенным давлением и высоким уровнем катехоламина. Выяснилось также. Что критика и наказание являются теми факторами, которые могут оказать вредное влияние на «сердце2 ребенка: их эмоциональное воздействие заставляет детей скрывать свои чувства, не доверять родителям и окружающим, плохо себя вести, привлекая к себе внимание, даже если этим вниманием будет наказание.

Вот упражнение, которое поможет детям обнаружить свои скрытые таланты и тем самым повысить чувство собственного достоинства.

Упражнение 6.4. «Собственный девиз» (9-12 лет)

Цель: самопознание и раскрытие своих способностей.

Придумай девиз, в котором было бы два слова: характеризующее тебя имя прилагательное, начинающееся с той же буквы, что и твое имя и самое имя. Например: «Потрясающий Павел». Представь соответствующий этим словам цвет или твое любимое занятие, например, игру в баскетбол, рисование и т.д.

Планы помогают развитию творческих навыков и повышают уверенность ребенка, показывая, что он может самостоятельно справиться с проблемой и принять собственное решение. Мы предлагаем вам план. Который называем «Разум и материя», потому что ум всегда способен найти решение проблемы.

Упражнение 6.5. «Разум и материя» (7-11 лет)

1. В центре большого листа бумаги нарисуй круг. Выбери тему (например. «Домашняя работа» или «Спортивная секция»)

2. Помни, что ты рисуешь план, чтобы решить какую-либо проблему (н-р, выполнить домашнее задание и посмотреть телевизор)

3. Напиши тему в центре круга, затем нарисуй выходящие из него ветви или линии. Для каждой линии выбери фломастер другого цвета. Затем записывай все, что приходит в голову по выбранной теме (например. «расписание»: 15.00-16.00 - домашнее задание; 16.00-16.15 - игра на рояле).

4. Когда закончишь, приступай к выполнению.

Исследования показали, что смех сильно влияет на физиологию: если ежедневно три минуты смеяться, то эффект вентиляции легких и тренировки сердечно-сосудистой системы при этом можно сравнить с 10 минутами активной гребли на байдарке. Когда мы смеемся, у нас несколько падает кровяное давление, уменьшается напряжение мышц, успокаивается дыхание, то есть наблюдается эффект релаксации.

Одним из интригующих открытий стало то, что у пациентов, которым заранее говорили о предстоящей комедии, уровень гормонов стресса уменьшился еще до ее просмотра! Таким образом, получается, что смех потенциально снижает стресс.

Эмоциональная грамотность.

Многие психологи и педагоги полагают, что если дети эмоционально заторможены или расстроены, они не могут успешно учиться. Чтобы помочь детям осознавать свои чувства и научиться их соответственно выражать, были созданы специальные программы, сочетающие выработку социальных умений и тренинг по управлению стрессом.

Одна из таких программ «Мысли, чувства, поведение» (Энн Вернон), основывается на рационально-эмоциональной терапии (РЭТ). Смысл РЭТ заключается в том, что если мысли влияют на наши чувства и поступки, то, значит, мы можем научиться действовать и реагировать иначе.

Другая программа по эмоциональной грамотности, «Тренинг решения социальных проблем» (ТРСП), учит детей справляться со стрессовыми ситуациями и межличностными проблемами. ТРСП состоит из нескольких шагов:

· остановись, успокойся, подумай, затем делай;

· назови проблему и свои чувства;

· поставь перед собой цель;

· подумай о разных возможностях решения;

· подумай о последствиях;

· выбери лучший план.

Рэп «Не волнуйся!»

Это очень легко и просто инструмент с действием тонким

для каждого очень взрослого и даже для очень ребенка.

Так вот, когда ощутишь ты в ужасе, что готов уже рвать и метать,

тебе первым делом нужно взять - и ПЕРЕСТАТЬ!

Просто перестать! Вот так взять - и перестать!

А вторым шагом - не ленись, не разыгрывай больного,

два раза глубоко вдохни, и вот - ты опять как новый.

А третьим этапом надо два слова сказать на бегу.

Скажи себе: «Не волнуйся!» и оставь их в своем мозгу.

Ну что же ты? «Не волнуйся!» повторяй опять и опять,

а когда совсем успокоишься, можешь и перестать.

Этап четвертый - последний - самый приятный для всех поколений -

похлопай себя по плечу и поздравь с концом волнений.

Чувство общности.

Альтруистические поступки снижают чувство беспомощности и депрессии. В книге «Стресс жизни» Ганс Селье употребляет термин «альтруистический эгоизм» или эгоистический альтруизм. Это - чувство тепла от совершения добрых поступков. Которое может появляться вследствие выработки эндорфинов, естественных опиатов мозга. Те же чувства мы испытываем после бега или медитации. Альтруистические поступки обогащают не только нашу жизнь, но и жизнь окружающих.

Прекрасным способом обучения сотрудничеству является групповая деятельность.

Упражнение 7.3. «Рыба - звезда» (7-10 лет) - под музыку.

Цель: развитие чувства общности с другими. Научиться понимать намеки и «следовать за лидером». Энергично растянуться и избавиться от усталости. Наладить взаимодействие в группе.

1. Соберитесь в круг (минимум три человека). Это упражнение можно делать с друзьями, в семье или в классе.

2. Сядь, вытянув ноги в форме буквы «Л», твои подошвы ног касаются подошв соседей. Руки на коленях.

3. Выберите ведущего. Он начинает сгибать одну ногу. Вы повторяете его действия.

4. Ведущим каждый становится по очереди.

Упражнение 7.4. «Клеточное дыхание» (7-12 лет, 3-4 мин)

Цель: развитие сочувствия и умения передать положительную энергию другому человеку.

1. Сядьте спина к спине на стульях или табуретках.

2. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию. Вы ощущаете спину соседа.

3. Пусть каждый представит, что он ощущает клетки кожи спины другого.

4. Что вы чувствуете? Получаете ли вы таким образом информацию о человеке?

5. Расскажите о том. Что вы узнали друг о друге.

Ощущение себя в мире очень важно для ребенка. процесс социализации начинается в семье, когда дети учатся делиться с другими и заботиться о них (например, о младших детях и домашних животных). Именно так дети избавляются от эгоцентризма («мир для меня») и учатся сопереживать.

Множество людей живут в этом мире вместе с нами. И насколько полноценна наша жизнь. Во многом зависит от связей. Которые мы с ними устанавливаем посредством добровольной помощи, традиций и иных социальных действий.

Ребенок может обрести союз с чем-то большим, чем он сам, если отправится в «героическое путешествие» - изменит свое восприятие, возьмет пример с мифических или реальных героев и исследует наследие человечества. Героические путешествия приводят нас к идеалу общечеловеческой мечты, туда, где зарождается миф, они зовут нас к подвигам и переменам.

Путешествия могут начинаться с поиска ролевых моделей и осознания того, что именно герои сделали для достижения своей цели. Так как образ героя выходит за рамки повседневной жизни, его действия не ограничены обыденными событиями. Идентификация с их безграничной силой позволяет детям подняться над реальностью и прикоснуться к идеалу. Под идеалом мы понимаем всемогущество героев и их благородные цели.

Как писала Керол Пирсон в книге «Герои внутри: шесть наших прототипов»: «Они отправляются в путешествия, сражаются с драконами и находят сокровища собственного Я. И хотя иногда чувствуют себя одинокими во время своих путешествий, наградой им является чувство товарищества, уверенность в собственных силах, связь с родной землей.»

В своей книге ... описывает героев разного типа, и благодаря ему мы можем познакомить наших детей с мифическими героями. Во-первых. В мифе или рассказе существует боец - победитель, олицетворяющий творческий процесс борьбы с постоянно меняющимися препятствиями. Его враг. Монстр или тиран, способен убивать драконов и творить ужасные дела. Враг обязательно побеждается героем - бойцом, находящимся в гармонии с силами и возможностями божественного провидения или живого Бога. Поединок героя - постоянное разрушение вновь появляющихся препятствий. Ребенок должен знать, что настоящий герой - не Рэмбо, а человек, который находит мирное решение сложных и запутанных проблем.

Создание собственных мифических героев.

Дети могут заглянуть внутрь себя и побродить в пышных садах собственного воображения. Там они встретят мужественных и верных героев, которых создает их фантазия. Или которые появляются, по словам Карла Юнга «из общего подсознания» или из «божественных областей» по определению древних религиозных культур.

Выполнение забавных и живых поз Хатха- йоги поможет детям почувствовать себя богатырями и героями.

Упражнение «Поза героя» (1мин. 6-12 лет)

цель: растягивание торса и ног. «Раскрытие тела», подготовка к выполнению ежедневных задач. Поза героя является подготовительной к позе воина.

1. Сядь на корточки, колени вместе.

2. Опусти ягодицы на пол: голень параллельна бедру, ступни прижаты к полу. Если неудобно, подложи под ноги свернутое одеяло или полотенце.

3. Сделай вдох, вытягивая руки за голову. Потяни пальцы рук вверх. Выдохни, опуская руки. Повтори это 2 или 3 раза в течение одной минуты.

Упражнение 8.2. «Поза воина». (2 мин. 6-12 лет0

Цель: концентрация энергии и укрепление мышц. Убеждение в существовании внутренней и внешней силы. Эта поза поможет начать день, чувствуя себя воином духа. Тем. кто борется с внешними и внутренними врагами (например. Сражаться за то. Чтобы думать о себе хорошо).

1. Встань прямо. Вытянувшись. Ноги - на ширине плеч, выдвини левую ногу перед собой, а правую назад и в сторону под углом 60 градусов (или обопрись о стену).

2. Сделай вдох, поднимая руки за голову, сложив ладони на расстоянии 5 см от затылка.

3. Выдохни, медленно наклоняясь к левой ноге.

4. Вдохни, распрямляясь от основания позвоночника.

5. Выдохни, сгибая левое колено, пока бедро не будет параллельно полу.

6. Замри, считая до двадцати, дыши животом. Мягко выпусти напряжение из спины и плеч, повторяя про себя: «Я - воин, готовый встретить день мужественным и исполненным сил». (или придумай свою фразу).

7. Повтори эту позу, начиная упражнение с правой ноги.

Упражнение «Воин в движении»

1. Из основной позиции воина ты шагни в сторону, разводя руки буквой Т.

2. Прочно поставь правую ногу на пол, несколько впереди левой ноги. Пятка правой ноги должна быть на уровне центра левой стопы.

3. Сделай вдох, разведя руки: правую - вперед. Левую - назад.

4. Выдохни, поменяв позу так, чтобы твое правое бедро оказалось параллельно полу, а колено под пяткой.

5. Напряги левую ногу, упираясь пяткой в землю. Голову держи прямо, затем поверни ее в одну сторону.., в другую.., вернись в первоначальное положение, замри, изображая неподвижного воина.

6. Тридцать секунд повторяй фразу воина. Например: « Я готов встретить день, исполненный силой и отвагой настоящего воина».

7. нарисуй себя в виде воина и красиво запиши заветную фразу.

Планетарные герои, спасители планеты. Придумайте своих супергероев. Представьте себя героями, наделенными качествами, которые хотел бы иметь каждый из вас (красотой. Добротой, силой и великодушием). Используйте свои инициалы к героям и представьте, что они творят нечто могущественное. Нарисуйте своего героя. Покажите свои рисунки классу, объясните их связь с собой.

Упражнение 8.4. «Желаемый портрет» (10 мин. 4-8 лет)

Цель: развитие чувства собственного достоинства и тренировка творческих способностей. Обучение умению рассуждать о смысле жизни.

1. разделим пополам большой лист бумаги. На левой стороне нарисуй свой портрет.

2. на правой стороне нарисуй желаемый портрет - каким ты хочешь быть. Он может отражать определенную цель. Например: «Я хочу танцевать более грациозно», «Я хочу бегать быстрее» или «Я хочу стать космонавтом».

3. Подпиши оба портрета «Настоящий я в семь лет» и «Каким я хочу быть». Повесь портреты. Можешь здороваться с ними несколько раз в день. Напиши пару предложений о том, как ты собираешься достичь нарисованной цели.

Превращение воображаемого в реальность, соединение «внутреннего Я2 и внешнего мира, приобретение героических качеств «супергероев» придает ребенку силы. Он узнает. Что может стать лидером. Творцом и изменить мир. Пусть ребенок придумает свой рассказ о супергерое. А вы - свой. Можно попробовать создать таких героев в классе и т.д.

Ребенок в больнице.

Наиболее успокоительным для ребенка является образ воды. Врачи предлагают представить себя, например, на плоту посреди озера.

Упражнение 9.1. «Водопад» (6-12 лет, 2-3 мин0

Цель: расслабление, избавление от чувства дискомфорта.

Представь. Что ты находишься в прохладном зеленом лесу у подножия водопада. Восхитительно пахнут сосны, воздух чист и свеж. Брызги воды попадают на твою спину. Ты прекрасно себя чувствуешь. Подходишь ближе к водопаду. Подставляя свое тело под его брызги. Руки. Шея, плечи, спина. Ноги ощущают прохладу. Ты садишься у самой воды. И время замирает. Все вокруг кажется прохладным. Чистым и восхитительным, даже когда ты уходишь.

Может быть ты захочешь нарисовать водопад, используя свои любимые цвета. Повесь картину у кровати и смотри на нее почаще.

Страх перед госпитализацией снижает: релаксация, возвращение в спокойное психическое состояние (способность ребенка терпеть боль зависит от предварительной информации). Ролевые игры (например. Ребенок изображает доктора или медсестру) и занятия, знакомящие детей с оборудованием больницы. Дети, которых просили быть храбрыми и спокойными. Больше плакали, чем те, кому сказали, что страх перед уколом вполне естественен.

Так как дети иначе, чем взрослые ощущают внешний мир, возможно, не нужно говорить малышам о том, что причиняет боль. «Взрослое объяснение может вызвать страх и негативный опыт у детей». Лучше сказать следующее: «Все люди относятся к этому по своему. Иногда чувствуют холод. Иногда боль. Иногда это даже забавно. Интересно. Как ты себя почувствуешь? Скажи. А что ты почувствовал?»

Головные боли.

Воображение поможет избавиться от боли и постоянного напряжения, вызываемого мигренью. Известен случай с 9-летним ребенком, который дважды в день стал делать 15-минутные упражнения. Он начинал считать в обратном порядке с 10 до 0, одновременно представляя, что он идет по листьям, которые несет ветер. Затем мальчик воображал разные сцены, придающие уверенность, например, битву, в которой хороший трансформер побеждает плохого. После 4-х недель выполнения этого упражнения, головные боли стали реже, а после шести недель прекратились.

Астма.

Доктор Коэн учит детей, больных астмой, представлять, что мышцы около дыхательного горла расслабляются. Дети выполняют упражнения по релаксации, а затем занимаются направленным воображением, например, представляют себя путешествующими на маленькой лодке по своему телу или собирают пылесосом слизь из дыхательных путей.

Наши рекомендации