Как помочь ребенку привыкнуть к разводу.
Ребенок и стресс.
Шелдон Левис, Шейла Левис.
Упражнение 1.1 Мышечная релаксация.
(время 10 мин., возраст 6 - 12 лет)
1. Сядь в удобное кресло или ляг на пол. Спина опирается на спинку кресла или прижата к полу. (Если ты сидишь в кресле поставь ноги на пол, но не скрещивай их.)
2. Начнем с рук. Сожми руки в кулаки. Как можно сильнее напряги мышцы. Представь ощущение этого напряжения - как тугая тетива, которую вот-вот отпустят. Разожми кулаки и пошевели пальцами. Они извиваются, как спагетти. Встряхни их. Испытай чувство освобождения, расслабления.
3. Переходим к ногам. Напряги их включая пальцы в «тугую тетиву». Затем напряги икры, колени, бедра, всю ногу. Потряси ногами и пошевели пальцами.
4. Напряги туловище - начни с плеч, затем перейди к груди и животу. Ощути пространство вокруг пояса, в том месте, где обычно носят ремень. Расслабь живот, потом грудь. Если ты чувствуешь напряжение в плечах, мягко положи руки на пол или на подлокотники. Несколько раз глубоко вдохни животом, пока напряжение не пропадет. Затем расслабь поясницу. Ты чувствуешь себя спокойно и расслаблено, как отпущенная тетива.
5. Наморщи лоб, плотно закрой глаза. Затем открой. Наморщи нос ненадолго. Сожми и разожми зубы. Погримасничай, напрягая и расслабляя разные части лица. Расслабься и запомни это чувство.
6. Проверь, не чувствуешь ли ты напряжения в какой-нибудь части тела. Избавься от него, напрягая и расслабляя мышцы. Если ты сидишь в кресле, медленно поднимись, если на полу, медленно перекатись на бок и встань.
«Закрой глаза и представь. Что ты находишься под водопадом. Вода чистая и прохладная. Небо светло-голубое. Воздух свеж. Вода мягко струится по твоей спине. Она стекает с тебя и продолжает свой бег дальше. Постой немного под водопадом, позволяя воде омывать твое тело и уноситься прочь.» «Теперь давай поиграем как в театре. Ты будешь играть себя, а мы - того мальчика, который тебя дразнит. Расскажи нам, что он говорит...А теперь, когда мы будем тебя дразнить, представь, что наши слова - это та вода с водопада. Не впускай слова внутрь себя, и не реагируй на них. Просто дыши и представь, что они стекают с тебя.»
Не допустить появления ограниченного восприятия себя - или прервать его если оно уже есть,- способно альфа-состояние (чувство спокойной готовности).Обучение ребенка происходит ,когда он находится в приподнятом, но спокойном состоянии готовности, сосредоточенности и уверенности в себе. Это состояние раскрывает творческие способности и помогает решать проблемы. Т.к., когда ум спокоен и сосредоточен, идеи появляются сами.
Способы мгновенного преодоления стресса, необходимые для достижения альфа-состояния:
Упражнение 2.1. Мгновенная релаксация. (7-9 лет, 1-2 мин.)
1. Глубоко вдохни и выдохни.
2. Скажи себе «Расслабься!».
3. Если ты чувствуешь, что начинаешь нервничать или напрягаться, еще раз глубоко вдохни и выдохни.
4. Если в голове вертятся тревожные мысли - не обращай на них внимания. Они исчезнут, как улетает воздушный шарик, когда ты отпускаешь нитку.
Полезно знать: научись определять свою обычную реакцию на трудности. Где ты испытываешь напряжение? В спине, плечах, шее, голове? Напрягается ли горло? Может быть, ты потеешь или твои руки становятся холодными и влажными? Помни: просто контролируя реакцию своего тела на стресс, ты победишь его. Обыкновенная привычка глубоко вдохнуть перед контрольной или началом выполнения задания может тебе очень помочь.
Упражнение 2.2. 10 минутный перерыв на растягивание.(6-10 лет)
Цель: релаксация и растяжка.
1. Встань прямо, представь, что ты тянешься вверх, как стебель вместе с распустившимся на нем цветком, открывающим свои лепестки солнцу.
2. Глубоко вдохни. Если твое внимание рассеяно, сосредоточься на точке или на объекте прямо перед собой.
3. Закинь сомкнутые руки за голову. Затем разъедини их и вытяни руки к потолку. Сосредоточься на дыхании.
4. Представь, что хочешь дотянуться пальцами до звезд.
5. Плавно опусти руки.
6. Дотянись до пола пальцами, не сгибаясь в коленях. Если ты не можешь этого сделать без напряжения, наклоняйся не так низко.
7. Выпрямись и сделай несколько наклонов в стороны, левая рука в это время - в сторону и за голову. Проделай то же самое правой рукой. Почувствуй приятную свободу в руках и плечах.
8. Сядь на пол, вытянув ноги перед собой в виде буквы «Л». Дотянись до пальцев ног 3 раза.
Внимание: никогда не занимайтесь растяжкой, если вы напряжены. Надо помнить, что правильное дыхание помогает растягиванию и позволяет застывшим мышцам стать более подвижными.
Упражнения, помогающие во время занятий правописанием.
«Жираф» (2 мин, 6-8 лет)
1. Закрой глаза (можно и не закрывать)
2. Сделай вдох и расслабься.
3. Положи подбородок на грудь. Поверни подбородок и шею направо, затем налево. Повтори это три раза. Теперь повращай шеей.
4. Приподними плечи, затем опусти их. Повтори это 3 раза, затем подними каждое плечо несколько раз.
5. Снова сядь прямо и удобно. Почувствуй как удлинилась твоя шея, как она расслабилась. Представь себя с длинной, как у жирафа шеей.
Упр-е 2.4. «Игра в правописание» (7-9 лет)
1. Закрой глаза (по желанию)
2. Дыши и расслабляйся.
3. Представь экран телевизора. Настройся на канал правописания. Когда услышишь слово, сказанное ведущим, представь. Как оно загорается на экране.
4. Первое слово - энциклопедия. Ты видишь каждую букву (произнеси ее вслух), а затем целое слово.
5. Прислушайся к звуку слова. Представь его в воздухе, когда проговариваешь.
6. Глубоко вдохни. Следующее слово... (повтори).
После этой игры ученики проверяли слова друг у друга. Каждый ребенок мог увидеть слово, услышать или представить его правильное написание.
Плохая успеваемость в школе может быть связана со сложностью в выражении детьми своих чувств. Исследования показали. Что если родители умели управлять своими эмоциями и чувствами и научили детей осознавать и соответственно выражать чувства, то дети лучше успевали по математике и чтению. У них было меньше проблем с поведением, они дольше удерживали внимание, уровень гормонов стресса у них был ниже и частота сердечных сокращений меньше.
Психолог Джон Готтман утверждает, что на способность детей управлять своими чувствами влияет эмоциональное руководство, когда родители помогают детям рассказывать о том, что их беспокоит и находить способы изменения своего состояния.
Упражнение 2.5. Как избавиться от стресса перед контрольной работой. (8-10 лет)
1. Глубоко вдохни и выдохни.
2. Скажи себе: «Я постараюсь сделать это как можно лучше».
3. Если ты чувствуешь, что волнуешься во время контрольной, или начинаешь запугивать себя, еще раз глубоко вдохни и выдохни напряжение.
Мы не можем гарантировать, что ты получишь самую высокую отметку, но ты получишь прекрасную возможность показать, на что ты способен. Вместо того, чтобы запугивать себя, попробуй заняться самовнушением - заменить волнение и самокритику уверенностью и подбадриванием себя. Этот прием является утверждением себя и своих действий: «Я все знаю!»
Упражнение 2.6. Внушение (8 - 11)
1. Осознай, что именно ты говоришь. Когда запугиваешь себя.
2. Поймай себя на мысли: «я не могу», «я не сделаю», «я не буду».
3. Замени их на : «я могу», «я сделаю», «я буду».
4. Вот один из способов сделать это. Напиши четыре запугивающих предложения, а затем замени их на четыре предложения внушения. Н-р: «я не получу больше четверки по контрольной по английскому, потому что учительница меня не любит, даже и пытаться не буду» превратить в «я постараюсь изо всех сил». (В этом примере наша цель не «пятерка», а желание, чтобы ребенок не стал жертвой собственного запугивания.)
Упражнение 2.7. «Мыльные пузыри». (8-11)
Цель: повышение самоуважения. Замена негативных мыслей на позитивные.
1. Сядьте, взяв карандаш и бумагу. Проанализируйте свои мысли о том, что вас беспокоит. Сравните, как слова соотносятся с вашими чувствами. Если вы скажете: «я плохо себя чувствую», вы действительно себя почувствуете плохо. Скажите себе: «я вздремну и буду чувствовать себя лучше».
2. На чистом листе бумаги нарисуйте голову, из которой вылетают мыльные пузыри ваших мыслей вправо и влево. На пузырях слева напишите ваши негативные мысли, а на пузырьках справа - позитивные. Это будет выглядеть так:
Слева | Справа |
Я не могу это сделать | Я это выучу еще |
Я не буду, это слишком сложно | Я попробую это сделать |
Я никогда не сделаю этого хорошо, зачем пытаться | Я все понимаю, поэтому сделаю это хорошо |
Я не могу делать домашние задания, когда брат в моей комнате | Я надену наушники, чтобы сосредоточиться, когда брат в моей комнате |
Домашние задания.
Прежде, чем ребенок примется за дом. Задание, помогите ему на несколько минут сосредоточиться, используя движение, релаксацию или воображение. Отведите на это определенное время, чтобы старт не затянулся. Достичь альфа-состояния можно с помощью классической музыки; специалисты полагают, что она влияет на обучение и память, уравновешивая деятельность правого и левого полушария мозга.
Упражнение 2.8. «Шаги к успеху»
Цель: решение проблемы, разбиение ее на части или же представление ее в виде лестницы, на которую надо взобраться. (Можно вообразить определенное количество шагов - пять шагов, чтобы получить пятерку по контрольной, или просто представив конечный результат - выбранный балл). Расслабление и взгляд на проблему, как на разрешимую. Приобретение организационных навыков. Устранение напряжения. Практика использования утверждения или внушения. Чтобы помочь семье научиться снимать стресс. (Мы предлагаем выполнить это упражнение на бумаге. Когда ты его выполнишь несколько раз и привыкнешь к нему, можешь представлять шаги в уме.)
1. На левой стороне листа нарисуй лестницу. На каждой ступеньке напиши действие, которое приведет тебя к успеху (на вершину лестницы). Если твоя цель - реферат по физике, тогда пять шагов могут быть такими:
· выбор темы,
· составление списка необходимой литературы
· написание работы по плану
· редактирование окончательного результата
2. Закрой глаза и представь себе каждый шаг. Ты видишь слова и образы, которые им соответствуют, например «пишу за столом». Не открывай глаза, пока отчетливо не увидишь каждый шаг.
3. Составь список всего, что тебе мешает. Например, что тебя отвлекает - мысли о телевизионной передаче или о чьих - то неприятных словах. Глубоко вдохни и «выдохни» отвлекающие мысли. (Если у тебя посвились мысли о реферате, запиши их).
Выполняя это упражнение мы можем войти в контакт с подсознанием и узнать, что же мешает нам достичь цели. Это шаг к осознанию препятствий и движению дальше. Если вам трудно взяться за творческую работу - выбрать тему, написать рассказ или сделать набросок рисунка - начните с упражнений по медитации и релаксации, чтобы прояснить мысли. Вы поразитесь возникшим после этого идеям. Для стимуляции вашего воображения можете заняться образным представлением.
Упражнение 2.9. «Радуга». (5-7 мин., 7-11 лет)
Цель: снятие эмоционального напряжения. Стимулирование воображения.
Упражнение можно выполнять отдельно или после релаксации.
1. Закрой глаза. Представь, что у тебя в голове находится экран. На экране ты видишь радугу - цвета, которые тебе нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство. Ты видишь то. Что описываю я, или то, что захочешь сам.
2. Первый цвет - голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. Он освежает тебя, как купание в озере. Что ты видишь, когда думаешь о голубом?
3. Следующий цвет - красный. Красный дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда тебе холодно. Иногда слишком много красного нас злит. Иногда он напоминает нам о любви. Что ты думаешь, когда смотришь на красный цвет?
4. Желтый приносит нам радость. Он согревает как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Что ты думаешь, когда смотришь на желтый цвет?
5. Зеленый - цвет природы. Если мы больны или нам не по себе, зеленый помогает нам чувствовать себя лучше. Что ты думаешь, когда смотришь на него ?
6. Замечаешь ли ты, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие? Попробуй так же увидеть другие цвета.
Метод концентрации и контроля внимания «СИВКО»:
С - сиди прямо
И - интересуйся
В - выясняй все, задавай вопросы
К - кивай головой, давай положительный ответ
О - говори с учителем обо всем
Программа «ВППИП»: Вопрос, Понимание, Погружение, Изучение, Проверка. Сначала ты задаешь вопрос учителю или самому себе: что ты должен сделать? Затем спрашиваешь себя, понимаешь ли ты это. Если да, начинай выполнять задание. Если нет, попроси объяснить. Потом переходи к подготовке: подчеркни основные мысли, сделай карточки со словами, запиши идеи на кассету и т.д. Затем выполняй задание. В заключение проверь себя сам или пусть кто-нибудь задаст тебе вопросы.
Упражнение 2.11. «Скала» (2 мин.,7-9 лет)
Цель: соединение со своей внутренней силой. Сосредоточение.
1. Встань прямо, поставив ступни ног параллельно на расстоянии 10 см друг от друга.
2. Шея, голова, плечи выпрямлены, но не напряжены.
3. Покачайся с носка на пятку, плавно прижимая пятки к полу.
4. Покачайся на пятках, пока не почувствуешь легкое растяжение в икрах.
5. Постой несколько секунд, напрягая мышцы ног, живота и груди. Ощути себя плотным и неподвижным как скала.
6. Пусть партнер мягко толкнет тебя в плечо. Напрягись, сопротивляясь толчку.
7. Оставайся в этой позе сколько захочешь, можешь использовать «скалу» в лифте, автобусе или очереди.
8. Расслабься и пройдись. Обрати внимание на изменения в своих ощущениях. Ты чувствуешь возросшую уверенность в своих силах, большую устойчивость.
Дети, которые не умеют общаться:
Такие дети страдают от отсутствия навыков общения, психологи называют это - «диссемией» («дис» - сложность, «семес» - сигнал). Страдающие диссемией дети не умеют воспринимать «социальные» сигналы, их постоянно отталкивают, дразнят или преследуют ровесники. Выделяют 6 основных компонентов диссемии:
· непонимание жестов или языка тела - вырезать фотографии и составить каталог жестов, поз и мимики.
· непонимание выражения лица, или его неправильное истолкование - вырезать фотографии и составить каталог жестов, поз и мимики.
· неадекватная громкость звука (слишком тихо или слишком громко) - предложить побеседовать с воображаемым собеседником (полицейским, незнакомцем, другом) и обсудить приемы, привлекающие внимание. Каталог из аудиозаписей, чтобы научить детей правильно выражать эмоции тоном голоса.
· неопрятность и несоблюдение личной гигиены,
· неправильное использование пространства или прикосновений (говорят прямо в лицо собеседнику),
· отсутствие чувства времени (н-р, ребенок не может распределить время на задания или не знает, какой сегодня день).
Дети с диссемией испытывают сложности в понимании себя - основном социальном навыке. Реком. упражнения для развития самоуверенности.
«Гениальные дети»
Родители не только постоянно торопят детей, но, по словам психолога Керол Перри, «делают из них гениев» - обучая всему, чему только можно, и мешая почувствовать радости детства. Никто не хочет, чтобы его ребенок был «средним».
Пути помощи вашему ребенку без спешки и давления:
· перед тем, как составить расписание его занятий в кружках и секциях, выясните, что он действительно любит. Иногда дети нас удивляют. Поэтому, если вам кажется, что у ребенка есть определенный талант, который он не реализует, скажите ему об этом. Придите к обоюдному согласию.
· если ребенок не хочет заниматься, выясните - почему. Может ему не нравится класс или учитель, цвет купальника - зная причины, вы лучше сможете помочь.
· убедитесь, что у ребенка достаточно времени как для уроков, так и для отдыха.
· помогите вашему ребенку научиться чередовать занятия и отдых.
· помогите ребенку подготовиться к занятиям. Сама по себе их организация может быть источником напряжения. Но не будьте слишком навязчивы. Если ребенок забывает выполнить задания или взять с собой завтрак, помогите ему в этом: составьте вместе памятки (когда нужно взять трико, купальник и др.) Пусть у ребенка будет собственный еженедельник или план. Приучите детей собирать вещи накануне вечером, чтобы избежать суматохи в последнюю минуту.
· ваши дети должны знать границы своих возможностей.
· задайте себе вопрос, почему Вы хотите, чтобы ваш ребенок занимался именно этим?
· трезво оцените нагрузку на ваших детей, и при необходимости попытайтесь ее сократить.
· отдыхайте вместе со своими детьми.
· старайтесь заметить первые признаки перенапряжения: частые жалобы на головные боли или желудок, плохой сон., усталость без причин.
· научите детей простым упражнениям по релаксации.
· подавайте им пример. Проанализируйте собственный распорядок дня и избавьтесь от того, что вас слишком утомляет. Используйте методы релаксации в тех ситуациях, которые приводят вас к стрессу.
· пусть ваш ребенок найдет собственный метод снятия напряжения и , возможно, это будут не только упражнения. Но будьте внимательны! Такие занятия не должны стать дополнительным источником усталости.
Страх сцены.
Психологи применяют разные упражнения для преодоления страха сцены. Сначала дети должны рассказать, что они чувствуют, например, начинают преувеличивать сложность некоторых сцен пьесы или обвинять себя в неудачном их исполнении... Затем перестраиваются негативные мысли. Можно предложить задать вопрос: «Что я могу сделать, чтобы это изменить?»Если ты ощутил страх, не паникуй, а восприми его просто как реакцию, неподходящую для данной ситуации.
Методы преодоления страха сцены:
· репетиция - это не панацея от ошибок. Конечно, если ты хорошо подготовишься, то будешь чувствовать себя увереннее и меньше волноваться. Не переживай. Что мог бы подготовиться лучше, ты и так готов.
· не сравнивай себя с кем-то. Делай так, как можешь ты. Этого уже достаточно.
· Разогрейся: сделай несколько растягиваний, чтобы расслабить тело.
· Выполни любимые упражнения на релаксацию или медитацию, н-р, несколько глубоких вдохов и выдохов, разогревая дух и тело.
· Помни: нервная система заключает в себе энергию. Твоя нервная система разогревается, чтобы выработать дополнительную энергию, необходимую для выступления. Если чувствуешь, что ее уже слишком много - попрыгай или встряхни руками, как делают многие спортсмены перед выходом на стадион.
· Сконцентрируйся на том, что делаешь. Концентрация - это сосредоточенность, а она может ввести тебя в состояние «альфа» - состояние релаксации. Сделав это, ты перестанешь нервничать.
· Если ошибся, забудь об этом и продолжай.
· После выступления остановись ненадолго, чтобы успокоиться, мягко растянись или сделай несколько глубоких вдохов и выдохов.
· Признай свои успехи. Отпразднуй свои достижения и сделай вывод из ошибок.
Дети из разведенных семей.
Стресс, возникающий вследствие распада семьи, дети разных возрастов переживают неодинаково.
Дошкольники часто боятся быть брошенными. Поэтому, при разводе, они очень привязываются к тому из родителей, с которым остались и нервничают после посещения другого. Они плохо спят по ночам, могут по-детски начать сосать палец или мочиться в постель.
5 - 8 лет: дети этого возраста испытывают чувство потери, брошенности и вины - они полагают, что развод произошел из-за них. Поэтому часто плачут, с трудом могут сосредоточиться и плохо учатся.
9 - 12 лет: у них также возникают проблемы успеваемости и поведения. Они злятся из-за родителей из-за развода, нервничают, страдают, чувствуют себя одинокими и беспомощными. Дети этой возрастной группы часто жалуются на физические недомогания: головную боль и колики в животе - классические симптомы стресса.
Признаки стресса.
Американская Академия детской и подростковой психологии выделяет следующие признаки того, что ребенку необходимо вмешательство психолога, психиатра или терапевта.
Для младшего школьного возраста:
· заметное ухудшение школьной успеваемости,
· увеличение времени занятий при снижении результатов,
· выраженное расстройство и волнение: нежелание идти в школу, ложиться спать или участвовать в совместных занятиях,
· гиперактивность, нервные тики или постоянное движение, апатия и снижение активности,
· постоянные ночные кошмары,
· провокационное поведение: непослушание, неподчинение взрослым, агрессия (дольше 1 месяца),
· частые вспышки раздражение.
Для детей среднего и старшего подросткового возраста:
· изменение школьной успеваемости,
· употребление алкоголя или наркотиков,
· изменения в режиме сна или питания,
· частые жалобы на физическое состояние,
· одержимость вопросом своего веса: неоправданный страх ожирения,
· противопоставление себя правам и власти других людей, выраженное в актах воровства или вандализма,
· длительная депрессия, пессимизм, плохой аппетит, мысли о смерти,
· частые проявления агрессивности или жестокости.
Открытие настоящего Я.
Внутри каждого человека есть тайное место, доступное только ему. Это место, где находятся наши чувства. Именно там живут воспоминания о нашем детстве, например, о первой поездке на велосипеде. И когда мы чувствуем мир и спокойствие внутри, наблюдая удивительный закат или захватывающий дух водопад, то вновь соприкасаемся с этим тайным местом.
Во многих духовных традициях - это место - «внутреннее Я» - считается центром или смыслом нашего бытия. Это та часть, которая не изменяется, но является источником нашего роста и развития. Когда мы едины с этим «Я», то приумножаем внутреннюю силу и раздвигаем границы своих возможностей. Даже повзрослев, мы можем соприкоснуться с нашим детским Я четырех, шести или шестнадцати лет, так же, как можем представить аромат розы.
«Я» - это то, что мы есть на самом деле. Все роли, которые люди играют в жизни, все приобретенные навыки и достижения - эфемерны. Мы изменяем внешность - отращиваем или коротко стрижем волосы, худеем или толстеем, носим днем джинсы, а вечером смокинг, но остаемся все теми же. В детстве и в старости внутреннее Я не меняется. Это «настоящее Я» и есть наша сущность.
Таким образом, осознав свое тайное место, наши дети могут узнать о собственных внутренних резервах - силе, настойчивости, надежде, - которые можно при необходимости использовать.
Чувство общности.
Альтруистические поступки снижают чувство беспомощности и депрессии. В книге «Стресс жизни» Ганс Селье употребляет термин «альтруистический эгоизм» или эгоистический альтруизм. Это - чувство тепла от совершения добрых поступков. Которое может появляться вследствие выработки эндорфинов, естественных опиатов мозга. Те же чувства мы испытываем после бега или медитации. Альтруистические поступки обогащают не только нашу жизнь, но и жизнь окружающих.
Прекрасным способом обучения сотрудничеству является групповая деятельность.
Упражнение 7.3. «Рыба - звезда» (7-10 лет) - под музыку.
Цель: развитие чувства общности с другими. Научиться понимать намеки и «следовать за лидером». Энергично растянуться и избавиться от усталости. Наладить взаимодействие в группе.
1. Соберитесь в круг (минимум три человека). Это упражнение можно делать с друзьями, в семье или в классе.
2. Сядь, вытянув ноги в форме буквы «Л», твои подошвы ног касаются подошв соседей. Руки на коленях.
3. Выберите ведущего. Он начинает сгибать одну ногу. Вы повторяете его действия.
4. Ведущим каждый становится по очереди.
Упражнение 7.4. «Клеточное дыхание» (7-12 лет, 3-4 мин)
Цель: развитие сочувствия и умения передать положительную энергию другому человеку.
1. Сядьте спина к спине на стульях или табуретках.
2. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию. Вы ощущаете спину соседа.
3. Пусть каждый представит, что он ощущает клетки кожи спины другого.
4. Что вы чувствуете? Получаете ли вы таким образом информацию о человеке?
5. Расскажите о том. Что вы узнали друг о друге.
Ощущение себя в мире очень важно для ребенка. процесс социализации начинается в семье, когда дети учатся делиться с другими и заботиться о них (например, о младших детях и домашних животных). Именно так дети избавляются от эгоцентризма («мир для меня») и учатся сопереживать.
Множество людей живут в этом мире вместе с нами. И насколько полноценна наша жизнь. Во многом зависит от связей. Которые мы с ними устанавливаем посредством добровольной помощи, традиций и иных социальных действий.
Ребенок может обрести союз с чем-то большим, чем он сам, если отправится в «героическое путешествие» - изменит свое восприятие, возьмет пример с мифических или реальных героев и исследует наследие человечества. Героические путешествия приводят нас к идеалу общечеловеческой мечты, туда, где зарождается миф, они зовут нас к подвигам и переменам.
Путешествия могут начинаться с поиска ролевых моделей и осознания того, что именно герои сделали для достижения своей цели. Так как образ героя выходит за рамки повседневной жизни, его действия не ограничены обыденными событиями. Идентификация с их безграничной силой позволяет детям подняться над реальностью и прикоснуться к идеалу. Под идеалом мы понимаем всемогущество героев и их благородные цели.
Как писала Керол Пирсон в книге «Герои внутри: шесть наших прототипов»: «Они отправляются в путешествия, сражаются с драконами и находят сокровища собственного Я. И хотя иногда чувствуют себя одинокими во время своих путешествий, наградой им является чувство товарищества, уверенность в собственных силах, связь с родной землей.»
В своей книге ... описывает героев разного типа, и благодаря ему мы можем познакомить наших детей с мифическими героями. Во-первых. В мифе или рассказе существует боец - победитель, олицетворяющий творческий процесс борьбы с постоянно меняющимися препятствиями. Его враг. Монстр или тиран, способен убивать драконов и творить ужасные дела. Враг обязательно побеждается героем - бойцом, находящимся в гармонии с силами и возможностями божественного провидения или живого Бога. Поединок героя - постоянное разрушение вновь появляющихся препятствий. Ребенок должен знать, что настоящий герой - не Рэмбо, а человек, который находит мирное решение сложных и запутанных проблем.
Создание собственных мифических героев.
Дети могут заглянуть внутрь себя и побродить в пышных садах собственного воображения. Там они встретят мужественных и верных героев, которых создает их фантазия. Или которые появляются, по словам Карла Юнга «из общего подсознания» или из «божественных областей» по определению древних религиозных культур.
Выполнение забавных и живых поз Хатха- йоги поможет детям почувствовать себя богатырями и героями.
Упражнение «Поза героя» (1мин. 6-12 лет)
цель: растягивание торса и ног. «Раскрытие тела», подготовка к выполнению ежедневных задач. Поза героя является подготовительной к позе воина.
1. Сядь на корточки, колени вместе.
2. Опусти ягодицы на пол: голень параллельна бедру, ступни прижаты к полу. Если неудобно, подложи под ноги свернутое одеяло или полотенце.
3. Сделай вдох, вытягивая руки за голову. Потяни пальцы рук вверх. Выдохни, опуская руки. Повтори это 2 или 3 раза в течение одной минуты.
Упражнение 8.2. «Поза воина». (2 мин. 6-12 лет0
Цель: концентрация энергии и укрепление мышц. Убеждение в существовании внутренней и внешней силы. Эта поза поможет начать день, чувствуя себя воином духа. Тем. кто борется с внешними и внутренними врагами (например. Сражаться за то. Чтобы думать о себе хорошо).
1. Встань прямо. Вытянувшись. Ноги - на ширине плеч, выдвини левую ногу перед собой, а правую назад и в сторону под углом 60 градусов (или обопрись о стену).
2. Сделай вдох, поднимая руки за голову, сложив ладони на расстоянии 5 см от затылка.
3. Выдохни, медленно наклоняясь к левой ноге.
4. Вдохни, распрямляясь от основания позвоночника.
5. Выдохни, сгибая левое колено, пока бедро не будет параллельно полу.
6. Замри, считая до двадцати, дыши животом. Мягко выпусти напряжение из спины и плеч, повторяя про себя: «Я - воин, готовый встретить день мужественным и исполненным сил». (или придумай свою фразу).
7. Повтори эту позу, начиная упражнение с правой ноги.
Упражнение «Воин в движении»
1. Из основной позиции воина ты шагни в сторону, разводя руки буквой Т.
2. Прочно поставь правую ногу на пол, несколько впереди левой ноги. Пятка правой ноги должна быть на уровне центра левой стопы.
3. Сделай вдох, разведя руки: правую - вперед. Левую - назад.
4. Выдохни, поменяв позу так, чтобы твое правое бедро оказалось параллельно полу, а колено под пяткой.
5. Напряги левую ногу, упираясь пяткой в землю. Голову держи прямо, затем поверни ее в одну сторону.., в другую.., вернись в первоначальное положение, замри, изображая неподвижного воина.
6. Тридцать секунд повторяй фразу воина. Например: « Я готов встретить день, исполненный силой и отвагой настоящего воина».
7. нарисуй себя в виде воина и красиво запиши заветную фразу.
Планетарные герои, спасители планеты. Придумайте своих супергероев. Представьте себя героями, наделенными качествами, которые хотел бы иметь каждый из вас (красотой. Добротой, силой и великодушием). Используйте свои инициалы к героям и представьте, что они творят нечто могущественное. Нарисуйте своего героя. Покажите свои рисунки классу, объясните их связь с собой.
Упражнение 8.4. «Желаемый портрет» (10 мин. 4-8 лет)
Цель: развитие чувства собственного достоинства и тренировка творческих способностей. Обучение умению рассуждать о смысле жизни.
1. разделим пополам большой лист бумаги. На левой стороне нарисуй свой портрет.
2. на правой стороне нарисуй желаемый портрет - каким ты хочешь быть. Он может отражать определенную цель. Например: «Я хочу танцевать более грациозно», «Я хочу бегать быстрее» или «Я хочу стать космонавтом».
3. Подпиши оба портрета «Настоящий я в семь лет» и «Каким я хочу быть». Повесь портреты. Можешь здороваться с ними несколько раз в день. Напиши пару предложений о том, как ты собираешься достичь нарисованной цели.
Превращение воображаемого в реальность, соединение «внутреннего Я2 и внешнего мира, приобретение героических качеств «супергероев» придает ребенку силы. Он узнает. Что может стать лидером. Творцом и изменить мир. Пусть ребенок придумает свой рассказ о супергерое. А вы - свой. Можно попробовать создать таких героев в классе и т.д.
Ребенок в больнице.
Наиболее успокоительным для ребенка является образ воды. Врачи предлагают представить себя, например, на плоту посреди озера.
Упражнение 9.1. «Водопад» (6-12 лет, 2-3 мин0
Цель: расслабление, избавление от чувства дискомфорта.
Представь. Что ты находишься в прохладном зеленом лесу у подножия водопада. Восхитительно пахнут сосны, воздух чист и свеж. Брызги воды попадают на твою спину. Ты прекрасно себя чувствуешь. Подходишь ближе к водопаду. Подставляя свое тело под его брызги. Руки. Шея, плечи, спина. Ноги ощущают прохладу. Ты садишься у самой воды. И время замирает. Все вокруг кажется прохладным. Чистым и восхитительным, даже когда ты уходишь.
Может быть ты захочешь нарисовать водопад, используя свои любимые цвета. Повесь картину у кровати и смотри на нее почаще.
Страх перед госпитализацией снижает: релаксация, возвращение в спокойное психическое состояние (способность ребенка терпеть боль зависит от предварительной информации). Ролевые игры (например. Ребенок изображает доктора или медсестру) и занятия, знакомящие детей с оборудованием больницы. Дети, которых просили быть храбрыми и спокойными. Больше плакали, чем те, кому сказали, что страх перед уколом вполне естественен.
Так как дети иначе, чем взрослые ощущают внешний мир, возможно, не нужно говорить малышам о том, что причиняет боль. «Взрослое объяснение может вызвать страх и негативный опыт у детей». Лучше сказать следующее: «Все люди относятся к этому по своему. Иногда чувствуют холод. Иногда боль. Иногда это даже забавно. Интересно. Как ты себя почувствуешь? Скажи. А что ты почувствовал?»
Головные боли.
Воображение поможет избавиться от боли и постоянного напряжения, вызываемого мигренью. Известен случай с 9-летним ребенком, который дважды в день стал делать 15-минутные упражнения. Он начинал считать в обратном порядке с 10 до 0, одновременно представляя, что он идет по листьям, которые несет ветер. Затем мальчик воображал разные сцены, придающие уверенность, например, битву, в которой хороший трансформер побеждает плохого. После 4-х недель выполнения этого упражнения, головные боли стали реже, а после шести недель прекратились.
Астма.
Доктор Коэн учит детей, больных астмой, представлять, что мышцы около дыхательного горла расслабляются. Дети выполняют упражнения по релаксации, а затем занимаются направленным воображением, например, представляют себя путешествующими на маленькой лодке по своему телу или собирают пылесосом слизь из дыхательных путей.
Ребенок и стресс.
Шелдон Левис, Шейла Левис.
Упражнение 1.1 Мышечная релаксация.
(время 10 мин., возраст 6 - 12 лет)
1. Сядь в удобное кресло или ляг на пол. Спина опирается на спинку кресла или прижата к полу. (Если ты сидишь в кресле поставь ноги на пол, но не скрещивай их.)
2. Начнем с рук. Сожми руки в кулаки. Как можно сильнее напряги мышцы. Представь ощущение этого напряжения - как тугая тетива, которую вот-вот отпустят. Разожми кулаки и пошевели пальцами. Они извиваются, как спагетти. Встряхни их. Испытай чувство освобождения, расслабления.
3. Переходим к ногам. Напряги их включая пальцы в «тугую тетиву». Затем напряги икры, колени, бедра, всю ногу. Потряси ногами и пошевели пальцами.
4. Напряги туловище - начни с плеч, затем перейди к груди и животу. Ощути пространство вокруг пояса, в том месте, где обычно носят ремень. Расслабь живот, потом грудь. Если ты чувствуешь напряжение в плечах, мягко положи руки на пол или на подлокотники. Несколько раз глубоко вдохни животом, пока напряжение не пропадет. Затем расслабь поясницу. Ты чувствуешь себя спокойно и расслаблено, как отпущенная тетива.
5. Наморщи лоб, плотно закрой глаза. Затем открой. Наморщи нос ненадолго. Сожми и разожми зубы. Погримасничай, напрягая и расслабляя разные части лица. Расслабься и запомни это чувство.
6. Проверь, не чувствуешь ли ты напряжения в какой-нибудь части тела. Избавься от него, напрягая и расслабляя мышцы. Если ты сидишь в кресле, медленно поднимись, если на полу, медленно перекатись на бок и встань.
«Закрой глаза и представь. Что ты находишься под водопадом. Вода чистая и прохладная. Небо светло-голубое. Воздух свеж. Вода мягко струится по твоей спине. Она стекает с тебя и продолжает свой бег дальше. Постой немного под водопадом, позволяя воде омывать твое тело и уноситься прочь.» «Теперь давай поиграем как в театре. Ты будешь играть себя, а мы - того мальчика, который тебя дразнит. Расскажи нам, что он говорит...А теперь, когда мы будем тебя дразнить, представь, что наши слова - это та вода с водопада. Не впускай слова внутрь себя, и не реагируй на них. Просто дыши и представь, что они стекают с тебя.»
Не допустить появления ограниченного восприя