Составление тестов в соответствии с заданной темой.
3. Темы для тестовых заданий(по 2-3 человека):
1. Синдром РДА как специфическое нарушение развития (история, понятие, полиэтиология, клинико-психологическая структура, прогноз развития, классификации).
2. Проблема дифференциальной диагностики РДА от сходных состояний.
3. Особенности психического и социального развития при РДА (особенности психического развития; специфические проявления синдрома; особенности восприятия, моторики, речи, мышления, поведения, деятельности).
4. Медико-психолого-педагогическое обследование ребенка с РДА (цель, задачи, тестовые диагностические системы; организация, условия и особенности проведения).
5. Страхи в структуре нарушений при РДА (особенности проявлений и коррекционного воздействия).
6. Нарушения поведения в детском возрасте как психолого-педагогическая и социальная проблема (подходы к оценке поведенческой нормы, психология гармоничного и нормативного поведения определения и признаки отклоняющегося поведения, критерии определения, причины, структура девиантного поведения, классификации).
7. Дети с реактивными и конфликтными переживаниями (понятия, причины, механизмы развития, время выделения, представленность в популяции, разнообразие видов, особенности поведения).
8. Синдром посттравматического стрессового расстройства (понятия, причины, механизмы развития, время выделения, представленность в популяции, разнообразие проявлений и психокоррекционной работы по преодолению).
9. Акцентуации характера, сравнительный анализ имеющихся классификаций (понятия, отличительные особенности, причины, механизмы развития, представленность, классификации).
10. Патологические формы девиантного поведения (формы психопатий, этиология, классификации, типы вариантов психопатического развития, специфические нарушения, особенности в сравнении с акцентуациями).
Написание реферата.
Темы рефератов:
1. Исторический аспект изучения проблемы РДА.
2. Синдром РДА как специфическое нарушение развития.
3. Клиническая классификация РДА по МКБ 9-го и 10-го пересмотра.
4. Полиэтиология синдрома РДА.
5. Особенности деятельности детей с РДА.
6. Особенности моторного развития детей с РДА.
7. Своеобразие речевого развития детей с РДА.
8. Особенности психического развития при РДА.
9. Использование тестовых диагностических систем при обследовании детей с РДА.
10. Страхи в структуре нарушений при РДА (особенности проявлений и психологические аспекты коррекции).
11. Дифференциальная диагностика РДА от сходных состояний.
12. Причины девиантного поведения.
13. Классификации девиантного поведения.
14. Характеристика детей с конфликтными переживаниями.
15. Характеристика детей с реактивными состояниями.
16. Эмоциональный стресс (особенности проявлений и психологические аспекты коррекции).
17. Синдром посттравматического стрессового расстройства (особенности проявлений и психологические аспекты коррекции).
18. Психопатоподобное поведение (особенности проявлений и психологические аспекты коррекции).
19. Агрессивное поведение (особенности проявлений и психологические аспекты коррекции).
20. Зависимое поведение (особенности проявлений и психологические аспекты коррекции).
21. Психоэмоциональное напряжение (особенности проявлений и психологические аспекты коррекции).
22. Оптимальный и нарушенный стили воспитания в семье, их характеристика.
23. Акцентуации характера (особенности проявлений и психологические аспекты коррекции).
Вопросы к зачету:
- Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения как наука.
- Полиморфность группы детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы.
- Искаженный вариант дизонтогенеза.
- Синдром РДА как специфическое нарушение развития.
- История изучения РДА.
- Клиническая классификация РДА по МКБ 9-го и 10-го пересмотра.
- Психологическая классификация РДА.
- Полиэтиология синдрома РДА.
- Особенности деятельности детей с РДА (игровая, продуктивные).
- Особенности моторного развития детей с РДА.
- Своеобразие речевого развития детей с РДА.
- Особенности социального развития детей с РДА.
- Особенности психического развития при РДА (особенности развития познавательной сферы).
- Дифференциальная диагностика аутизма и нарушения интеллекта.
- Дифференциальная диагностика аутизма и сенсорных нарушений.
- Дифференциальная диагностика аутизма и тяжелых речевых нарушений.
- Отличие РДА от шизофрении.
- Особенности клинико-психолого-педагогическое обследование ребенка с РДА.
- Использование тестовых диагностических систем при обследовании детей с РДА.
- Страхи в структуре нарушений при РДА.
- Психологические аспекты коррекции страхов при синдроме РДА.
- Психодрама как способ борьбы со страхами у детей с РДА.
- Агрессивные проявления в структуре нарушений при РДА.
- Уровни эмоциональной регуляции деятельности в детском возрасте.
- Акцентуации характера. Характер как составляющая психологической индивидуальности.
- Сравнительный анализ имеющихся классификаций акцентуаций характера.
- Характеристика понятий «поведение», «нарушение поведения», уровни психологического здоровья.
- Отклоняющееся поведение, критерии определения, отличительные признаки.
- Причины девиантного поведения.
- Классификации девиантного поведения.
- Структура девиаций.
- Дети с реактивными и конфликтными переживаниями.
- Эмоциональный стресс: понятие, причины возникновения, механизм действия стрессовой ситуации.
- Синдром посттравматического стрессового расстройства: понятие, диагностические критерии, типы.
- Особенности работы по преодолению посттравматического стрессового расстройства.
- Суицидальное поведение: психологическая характеристика, условия формирования, психологическая коррекция.
- Дисгармонический вид психического дизонтогенеза.
- Психопатоподобное поведение: понятие, этиология, отличительные признаки.
- Типы вариантов психопатического развития (по причине возникновения, по ведущим проявлениям, по степени выраженности).
- Агрессивное поведение: психологическая характеристика, условия формирования, психологическая коррекция.
- Зависимое поведение: психологическая характеристика, условия формирования, психологическая коррекция.
- Детско-родительские отношения. Оптимальный и нарушенный стили воспитания в семье, их характеристика.
- Делинквентное поведение: психологическая характеристика, условия формирования, психологическая коррекция.
- Психоэмоциональное напряжение: психологическая характеристика, условия формирования, психологическая коррекция.
Литература:
- Аутичный ребенок: проблемы в быту / Под ред. С.А.Морозова. – М.,1998.
- Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Дефектология. -1995. -N 5.
- Башина В.М. Аутизм в детстве. М., 1999.
- Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление.-М., 1993.
- Вайнер Э.Н. Валеология – М.,2007.
- Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. // Дефектология. – 1997. - №2;3
- Дети с нарушением общения: РДА ./Сост. К.Л.Лебединская, О.Е.Никольская и др.- М.,1989.
- Дробинская А.О. Синдром РДА // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2002.- №6.
- Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков. - М., 1998.
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 1997.
- Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения).- М., 2003.
- Иванов Е.С., Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Детский аутизм: диагностика и коррекция.- СПб., 2004.
- Исаев Д.Н., Каган В.Е Аутистические синдромы у детей и подростков: механизмы расстройства поведения./ Патологические расстройства поведения у подростков. Л.,1973.
- Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. – СПб., 2005.
- Каган В.Е. Преодоление. Неконтактный ребенок в семье. СПб., 1996.
- Лебединский В.В., Никольская О.Н. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция.- М.,1990.
- Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М., 1991.
- Лебединская К.С. Медикаментозная терапия раннего детского аутизма // Дефектология.- 1994. -№2.
- Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностическая карта: исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. – Хрестоматия. – сост. В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе. – СПб.: Питер, 2001.
- Либлинг М.М. Холдиг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка // Дефектология. – 1996. - №3.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М., 1997.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – СПб., 2005.
- Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах.- М.,2007.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997.
- Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. – 1995. - №2.
- Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. - М., 2003.
- Психиатрия./ Под ред. В.П. Самохвалова. Ростов на Дону, 2002.
- Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой.- М.: Изд. центр «Академия», 2001. -312с.
- Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой.- М.:Изд. центр «Академия», 2001. - 400с.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В.Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская и др. – М., 1990.
- Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. – М.,2007.
Рейтинговая оценка
№ | Вид контрольного мероприятия | Срок (неделя) | Оценка (балл) | Штрафы (балл) | |
макс. | мин. | ||||
1. 2. 3. 4. 5. | Домашняя работа: -составление глоссария; -таблицы: «Страхи в структуре нарушений при РДА»; «Дифференциальная диагностика РДА от сходных состояний»; «Акцентуации характера»; Семинар. Самостоятельная работа. Тест: -составление; -итоговый. Реферат | 33; 40 25-40 25-40 | Отсутствие на момент сдачи - 2 балла | ||
Компенсационные баллы: - написание рефератов по теме; -составление кроссвордов на заданную тему; - составление библиографического списка по курсу с аннотацией | 5 дней | ||||
Премиальные баллы: - активная работа на семинарских занятиях; - разработка и презентация темы -составление кроссвордов на заданную тему |