II. 1 Игра «Скучно так сидеть»
Играющие сидят на маленьких стульях. У противоположной стены стоят стулья. Ведущий говорит:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга всё глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только стихотворение заканчивается, детям необходимо быстро перебежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены.
Игра «Кто за кем?»
По комнате в случайном порядке расставлены стулья. Звучит музыка. Один ребёнок, которого вызвал ведущий, ходит между стульями и, услышав слово «Стоп», садится на ближайший свободный стул. Ведущий вызывает следующего, и тот повторяет действия предыдущего ребёнка.
Когда все дети сядут на стулья, ведущий предлагает детям по очереди вставать и идти на прежнее место. Поднимаются дети в таком порядке, как их вызывал в начале игры ведущий.
Игра «Ветер, дождь и гром»
Сядьте в круг на пол. Каждый должен в точности повторять то, что я буду делать.
Мы поиграем в игру, которая называется «Ветер, дождь и гром».Сначала я буду тереть ладони друг о друга – это ветер...
Теперь я буду мягко хлопать руками по коленям – это дождь...
А сейчас я буду попеременно стучать ногами по полу – это гром…
Каждое из этих трёх действий совершайте приблизительно в течение минуты. Закончите игру, перевернув первоначальную последовательность, чтобы погода успокоилась.
Положите руки на колени и закройте глаза. Представьте красивую радугу (15 секунд).
Теперь вы можете открыть глаза и поаплодировать себе за то, что вы так хорошо справились с этим заданием.
III. Психомышечная тренировка
1 Игра с песком(на напряжение и расслабление мышц рук)
Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками. Игру повторить 2 – 3 раза.
Заключительная часть
Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу?(Ответы детей).
Выходим из леса по тоннелю. Ползём на животе.
Выполняем ритуал прощания (см. занятие № 1).
Занятие 4
Задачи:
· развивать воображение;
· развивать зрительное внимание;
· развивать коммуникативные навыки.
Оборудование:стулья и столы, поставленные в тоннель, колокольчик, флажок, запись «Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа», записи пьес Ф. Шопена «Вальс», Полонез «Военный»
Вводная часть
Выполняем ритуал приветствия (см. занятие № 1).
Ребята, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в волшебный лес. Для того чтобы попасть в лес, нам необходимо проползти по тоннелю. Ползём на животе.
Основная часть
I. 1 Психодинамическая медитация(звучит запись звуков природы)
Мы в сказочном лесу. Мы идём по земле. Земля бывает разная. Она бывает сухая и мокрая, горячая и холодная. На земле бывает и трава, и песок, и шишки. А в волшебном лесу всё постоянно меняется. Вот сейчас мы идём по зелёной мягкой травке, она приятно ласкает нам ноги. А теперь вдруг у нас под ногами песок, он становится всё горячее и горячее. Он просто обжигает ноги. Ой! Но вдруг выпал снег. И мы идём по мягкому пушистому, но холодному снегу. И снова всё изменилось в лесу: снег растаял и теперь у нас под ногами лужи. Можно побегать по тёплым лужам. Лужи высохли и перед нами лесная тропка, усеянная шишками да иголками. Они щекочут и покалывают наши ноги.
Тропка привела нас на поляну, где мы можем поиграть.
II. 1Игра «Флажок»
Играющие ходят по комнате под музыку. Когда ведущий поднимет флажок вверх, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.
2 Игра «Самый ловкий наездник» (см. занятие № 2)
3 Игра «Тихий колокольчик»(см. занятие № 1)
III. Психомышечная тренировка(см. занятие № 1)
Заключительная часть
Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу?(Ответы детей).
Выходим из леса по тоннелю. Ползём на животе.
Выполняем ритуал прощания (см. занятие № 1)
Занятие 5
Задачи:
· снять эмоциональное и телесное напряжение;
· развивать способность к сопереживанию;
· развивать акустическое внимание;
Оборудование:дуги из модульного конструктора, карандаш, обручи, картофель (1 шт.),запись«Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа», запись пьесы Ф. Шопена «Вальс».
Вводная часть
Выполняем ритуал приветствия(см. занятие № 1)
Ребята, сейчас мы отправляемся в путешествие в волшебный лес. Для того чтобы попасть в лес, нам необходимо пройти под радугой.
Основная часть
I. 1. Психодинамическая медитация(звучит запись звуков природы)(см. занятие № 4).
II. 1 Игра «Дятел»(см. занятие № 1).
2Игра «Слушай музыку»(см. занятие № 2).
Игра «Горячая картошка»
Сядьте на пол в круг. У меня для нашей игры приготовлена картофелина. Но она – особенная. Теперь представьте, что эта картофелина очень горячая. Поэтому мы должны передавать её друг другу очень – очень быстро. Если она у кого – то задержится в руках, то мы все представим, что он обжёг пальцы. И что тогда? Ещё у нас в игре есть стоп – часы. Это ребёнок, который сядет за кругом к нам спиной, и время от времени будет кричать: «Стоп!», когда захочет. Если мы услышали «Стоп!», картошку передавать нельзя, она остаётся у кого – то в руках, и он «обжигается». Для него это настоящая беда. Но, к счастью, мы можем его утешить. Те, кто сидит рядом, обнимут его за плечи, пока ребёнок с картошкой не скажет: «Дальше». И снова быстро – быстро передаём картошку из рук в руки, пока стоп – часы снова не закричат «Стоп!» Роль стоп-часов исполняют несколько детей, сменяя друг друга.
Заключительная часть
Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу?(Ответы детей).
Выходим из леса под радугой.
Выполняем ритуал прощания (см. занятие № 1).
Занятие 6
Задачи:
· снизить телесное напряжение;
· развивать уверенность в себе;
· обучать приёмам саморасслабления
Оборудование:дуги из модульного конструктора (радуга), стулья, запись«Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа»,записьпьес П. Чайковский «Сладкая грёза», «Песня жаворонка».
Вводная часть
Выполняем ритуал приветствия. См. занятие № 1.
Ребята, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в волшебный лес. Для того чтобы попасть в лес, нам необходимо пройти под радугой.
Основная часть
1. Психодинамическая медитация(см. занятие № 1)
Игра «Полоса препятствий»
Маленькие медвежата, гуляя по лесу, наткнулись на бурелом, полосу препятствий. Используя стулья, столы, кубы создать в комнате полосу препятствий. Необходимо пролезть через такую преграду.
Психомышечная тренировка
Медвежата в берлоге
Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на лесной полянке смотрят вслед уходящей в лесную чащу маме – медведице. Она идёт стелить им кроватки в берлоге. Медвежатам хочется спать. Они по одному идут домой, точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата забираются в свои кроватки и ждут, когда мама – медведица поиграет с ними перед сном. Медведица пересчитывает медвежат. Все на месте, можно начинать игру.
5 Игра с шишками(на напряжение и расслабление мышц рук)
Мама - медведица «бросает» медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются в мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела – лапки отдыхают. Повторить игру 2 – 3 раза.
Отдых
Мама-медведица спела медвежатам колыбельную, а медвежата, устроившись поудобнее стали дремать. Медведица говорит медвежатам, что сейчас они услышат прекрасную музыку, и, обращаясь к каждому медвежонку в отдельности, рассказывает, какими они будут хорошими, когда проснутся.(П. Чайковский «Сладкая грёза) Потом она предупреждает медвежат, что скоро утро и, как только запоёт жаворонок, они проснутся. (Пауза) Поёт жаворонок («Песня жаворонка»). Дети спокойно и медленно встают. С удивлением и любопытством дети – медвежата выглядывают из берлоги: легли спать осенью, а сейчас весна. Всю зиму, оказывается, проспали медвежата в берлоге. Тянемся к солнышку, потягиваемся.
Заключительная часть
Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу?(Ответы детей).
Выходим из леса под радугой.
Выполняем ритуал прощания (см. занятие № 1).
Занятие 7
Задачи:
· Снизить телесное напряжение;
· развивать зрительное внимание;
· развивать коммуникативные навыки.
Оборудование:канат, флажок, колокольчик, запись «Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа», запись пьесы Ф. Шопена Полонез «Военный».
Вводная часть
Выполняем ритуал приветствия(см. занятие № 1).
Ребята, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в волшебный лес. Для того чтобы попасть в лес, нам необходимо пройти по канату.
Основная часть
1. Психодинамическая медитация(см. занятие № 5)
2. Игра «Делай как я»(см. занятие № 1)
3. Игра «Флажок»(см. занятие № 4)
4. Игра «Тихий колокольчик»(см. занятие № 1)
5. Психомышечная тренировка(см. занятие № 6)
Заключительная часть
Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу?(Ответы детей).
Выходим из леса по канату.
Выполняем ритуал прощания(см. занятие № 1).
Занятие 8
Задачи:
· способствовать развитию чувства внутренней опоры, стабильности;
· развивать воображение;
· формировать навыки саморасслабления.
Оборудование:канат, карандаш, обручи, запись«Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа», запись пьесы В.А. Моцарта «Турецкое рондо».
Вводная часть
Выполняем ритуал приветствия (см. занятие № 1.)
Ребята, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в волшебный лес. Для того чтобы попасть в лес, нам необходимо пройти по канату.
Основная часть
Психодинамическая медитация
В нашем лесу есть волшебная Паутинка. С помощью паутинки можно делать удивительные превращения. Тому, кто по ней пройдёт, она подарит сильные и крепкие ноги.
Ведущий и помощник (воспитатель) берут ткань двумя руками и натягивают туго. Ткань поднимается над полом на 10 – 15 см. Дети по одному ходят по ней, преодолевая сопротивление ткани.
После ходьбы паутинка может покачать ребёнка. Кто – то из детей оказывается в центре паутинки, садится на неё, и остальные дети вместе с взрослыми начинают медленно поднимать и покачивать того, кто находится внутри. По очереди все дети могут покачаться на паутинке.
2. Игра «Дятел»(см. занятие № 1)
3. Игра «Смелые наездники»(см. занятие № 2)
4. Психомышечная тренировка(см. занятие № 1)
Заключительная часть
Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу?(Ответы детей).
Выходим из леса по канату.
Выполняем ритуал прощания(см. занятие № 1).
Занятие 9
Задачи:
· Развивать произвольное внимание;
· формировать навыки саморасслабления;
· развивать способность к сотрудничеству.
Оборудование:запись «Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа», запись пьесы К. Сен-Санса «Карнавал животных».
Вводная часть
Выполняем ритуал приветствия(см. занятие № 1).
Ребята, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в волшебный лес. Для того чтобы попасть в лес, нам необходимо пройти по тоннелю.
Основная часть
1. Психодинамическая медитация(см. занятие № 1)
2. Игра «Скучно так сидеть»(см. занятие № 3)
3. Игра «Кто за кем?»(см. занятие № 3)
4. Психомышечная тренировка(см. занятие № 6)
Заключительная часть
Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу?(Ответы детей).
Выходим из леса по тоннелю.
Выполняем ритуал прощания (см. занятие № 1).
Список литературы
1. Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). «Респекс», СПб.: 1995
2. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. – СПб.: Союз, 1997
3. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии. – Изд – во «СМАРТ», Санкт – Петербург, 1996
4. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. Учебное пособие. Российское педагогическое агенство. 1997
5. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребёнок и стресс. – СПб.: Питер Пресс, 1996
6. Миланич Ю. М.Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста[Электронный ресурс]
7. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999
8. Чистякова М.И. Психогимнастика/ Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1995
9. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника/
Под ред. Я. Л. Коломинского. – Мн., 1997
10. Фопель К.С головы до пят. Подвижные игры для детей 3 – 6 лет: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005
11. ФопельК.Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3 – 6 лет: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005
12. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребёнок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы//Национальный психологический журнал 2010,№2(4)
13. Развитие внимания и эмоционально – волевой сферы детей 4 – 6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы/сост. Ю.Е. Веприцкая. – Волгоград: Учитель, 2010
Приложение № 1
Карта наблюдений. Личностный профиль ребёнка
Фамилия, имя, возраст ребёнка: _____________________________________
Дата занятия, № занятия, тема занятия _________________________________
Характеристики поведения, проявляемого на занятии
Пассивность | 0-----1-----2-----3-----4-----5-----6 | Активность |
Отстранённость | 0-----1-----2-----3-----4-----5-----6 | Вовлечённость |
Агрессивность | 0-----1-----2-----3-----4-----5-----6 | Покладистость Миролюби- вость |
Проявление стереотипных действий | 0-----1-----2-----3-----4-----5-----6 | Проявление творческих действий |
Беспокойство, неуверенность, зависимость | 0-----1-----2-----3-----4-----5-----6 | Спокойствие, уверенность, зависимость |
Рассеянность, невнимательность, неусидчивость | 0-----1-----2-----3-----4-----5-----6 | Внимательность, сосредоточенность |
Карту важно заполнять не реже каждого 3 – го занятия (лучше на каждом занятии). Чем чаще заполняется карта, тем более обширный и глубокий материал накапливается, что позволяет быстрее и успешнее решать поставленные задачи.
Карта наблюдений включает в себя 6 шкал, построенных по принципу полярных качеств. Каждая шкала имеет шесть градаций. Отметка «3» показывает отсутствие явной выраженности того или иного качества. Отметки «0, 1» и «5, 6» показывают сильную выраженность того или иного качества.
Например, если ребёнок активно участвует в работе группы, быстро подхватывает идеи, стремится многое делать сам, то по шкале «Пассивность–активность» ставится знак «Х» (или точка) около цифры «5». При максимальном выражении качества «6». Если ребёнок иногда проявляет активность, а иногда остаётся в тени, можно поставить знак «Х» около цифры «3». Если ребёнок достаточно активен, но также склонен наблюдать за происходящим, можно поставить «Х» около цифры «4». Если ребёнок вял, безынициативен, можно поставить «Х» рядом с цифрой «1» или «2».
Важно помнить, что активность или пассивность во многом зависит от состояния ребёнка в данный момент. Даже самые активные и подвижные дети, когда заболевают или оказываются в непривычной обстановке, могут проявлять вялость или пассивность. А внешне замкнутые дети проявляют активность тогда, когда им неинтересно. Поэтому важно накапливать серию наблюдений в разные дни и в разных обстоятельствах.
Шкала «Отстранённость–вовлечённость»показывает уровень мотивации ребёнка по отношению к занятиям, его интерес к работе группы. Если ребёнку неинтересно, он не участвует в групповой работе, ноет, капризничает, не проявляет эмоциональной реакции, то можно поставить в этой шкале знак «Х» рядом с одной из цифр «0, 1, 2» (в зависимости от выраженности качества). Такая реакция ребёнка, если она не вызвана его болезнью может говорить о том, что для него данный подход или мало- эффективен или задания сложны; или это его личностная особенность.
Шкала «Отстранённость – вовлечённость» является одним из серьёзных показателей эффективности работы.
Шкала «Агрессивность–покладистость»характеризует уровень внутренней и внешней агрессии ребёнка. Если ребёнок проявляет по отношению к другим разрушительные или запугивающие действия: разрушает что-то сделанное детьми, толкает их, перебивает, кусается, обзывается, унижает – можно поставить «Х» рядом с одной из цифр «0, 1, 2». Крайнее проявление покладистости: беспрекословное выполнение указаний других, не считаясь со своими желаниями предпочтениями; страх конфликта, конформизм.
Шкала «Проявление стереотипных действий–проявление творческих действий»показывает, отражает динамику развития у ребёнка творческих процессов. В начале занятий некоторые дети могут иметь низкие оценки по этой шкале. В ходе занятий по мере развития творческого мышления и воображения, результаты по этой школе должны повышаться.
Шкала «Беспокойство, неуверенность, зависимость–спокойствие, уверенность, независимость»отражает уровень внутреннего напряжения, тревожности ребёнка. Если ребёнок боится выполнить задание, нервничает в ответственных ситуациях, говорит, что у него ничего не получится, можно поставить знак «Х» рядом с одной из цифр «0, 1, 2». Если ребёнок осторожен, выполняет не все задания, а только те, в успешном выполнении которых он не сомневается, можно поставить «Х» рядом с цифрой «3». Если ребёнок достаточно уверен в своих действиях, но всё же постоянно следит за тем, как выполняют задания ведущий и дети, и старается соотносить свои действия с увиденным, можно поставить «Х» рядом с цифрой «4». Если ребёнок спокойно и уверенно участвует в работе, выполняет задания самостоятельно и независимо, можно поставить знак рядом с цифрой «5».Если ребёнок самоуверен без достаточных на то оснований, берётся за сложные задания и не справляется с ними, можно поставить знак «Х» рядом с цифрой «6».
Шкала «Невнимательность, неусидчивость (импульсивность)–внимательность, сосредоточенность (рефлексивность)»отражает степень концентрации внимания ребёнка. Если внимание ребёнка рассеяно, он быстро переключает его с одного на другое, забывает задание, невнимательно слушает, можно поставить знак «Х» рядом с одной из цифр «0, 1, 2». В процессе занятий дети становятся более внимательными и усидчивыми. Поэтому оценки по этой шкале у них будут постепенно повышаться.
Отметки на шкалах можно соединить ломаной линией. Эта линия – личностный профиль ребёнка на данный момент времени.