По общей, возрастной и социальной психологии
1. Психология как наука, ее задачи и особенности. Место психологии в системе наук. Основные разделы и отрасли психологии.
2. Проблема соотношения житейского и научного психологического знания. Этапы возникновения и развития психологии. Многообразие предмета психологии.
3. Понятие психики и отражения. Проблема объективного критерия возникновения психики. Этапы развития психики в филогенезе (концепция А.Н. Леонтьева).
4. Возникновение и развитие сознания как главное событие антропогенеза. Свойства, структура и функции сознания. Сущность различий психики животных и человека.
5. Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского. Учение о высших психических функциях. Закон развития высших психических функций.
6. Деятельностный подход в психологии. Понятие о деятельности. Психологическая структура деятельности. Основные виды деятельности, их психологическая характеристика. Понятие ведущей деятельности.
7. Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущений. Виды и основные свойства ощущений. Механизмы изменения чувствительности. Проблема измерения ощущений.
8. Понятие о восприятии, его характеристика. Физиологические основы восприятия. Виды и свойства восприятия. Сложные формы восприятия: восприятие пространства, времени, движений.
9. Понятие о внимании, его функции. Теории внимания. Физиологические основы внимания. Виды внимания. Основные свойства внимания и методы их изучения.
10. Понятие о памяти. Теории памяти. Виды памяти и их характеристика. Процессы памяти и их характеристика. Индивидуальные различия и нарушения памяти.
11. Понятие о мышлении, его функции. Классификация видов мышления и их характеристика. Основные мыслительные операции. Мышление и речь. Логические формы мышления. Этапы мышления как процесса решения задач. Индивидуальные особенности мышления.
12. Понятие о воображении. Виды воображения. Психологические механизмы воображения. Воображение и личность.
13. Индивид, личность, индивидуальность. Структура личности. Теории личности.
14. Общая характеристика мотивационно-потребностной сферы личности. Основные классификации потребностей. Иерархия потребностей. Направленность личности.
15. Понятие об эмоциях и чувствах, их функции и характеристики. Теории эмоций. Эмоциональные реакции и состояния. Особенности развития и нарушения эмоций.
16. Общая характеристика волевых процессов. Функции воли. Структура волевого действия, характеристика его компонентов. Волевые качества личности. Развитие воли.
17. Общее понятие о темпераменте. История учения о типах темперамента. Физиологические основы темперамента. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
18. Понятие о характере. Характер и темперамент. Структура характера. Акцентуации характера.
19. Понятие о способностях. Концепции происхождения способностей. Способности и задатки. Виды способностей. Уровни проявления способностей. Формирование способностей.
20. Проблема возраста в психологии. Основные структурные компоненты психологического возраста. Типы возрастных периодизаций психического развития. Требования к критерию возрастной периодизации. Возрастная периодизация психического развития Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.
21. Кризис новорожденности. Безусловные и ранние условные рефлексы новорожденного. «Комплекс оживления». Психологическая характеристика младенчества. Основные новообразования младенческого возраста.
22. Учение как ведущая деятельность младшего школьника. Структура учебной деятельности. Мотивы учения младших школьников и их формирование. Роль учебной деятельности в развития личности младшего школьника. Основные психологические новообразования младшего школьника.
23. Подростковый возраст как социально-историческое явление. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка и ее влияние на процесс психического развития. Основные психологические новообразования подросткового возраста. Развитие личности подростка.
24. Общая характеристика психического развития в зрелом возрасте. Общественно-полезный труд как ведущая деятельность в зрелом возрасте. Основные новообразования зрелого возраста. Особенности развития личности.
25. Психологическая характеристика личности в период старения. Условия развития и новообразования в поздней зрелости. Кризис конца жизни и отношение к смерти.
26. Предмет социальной психологии; ее место в системе наук о человеке и обществе. Значение социальной психологии в решении современных проблем. Структура и отрасли социальной психологии. Основные этапы развития и становления социальной психологии как самостоятельной науки.
27. Истоки и предпосылки возникновения социально-психологической теории. Первые теоретические концепции в области социальной психологии («психология народов» Х. Штейнталь, М. Лацаруса и развитие идей «психологии народов» В. Вундом; «концепция подражания» Т. Тарда и «психология масс» Г. Лебона; теория «инстинктов социального поведения» У. Макдугалла).
28. Период экспериментального развития социальной психологии в XX веке. Развитие социально-психологических идей на западе. Развитие социальной психологии в России.
29. Методология и методы социально-психологических исследований. Методы исследования. Активные методы социально-психологического воздействия: содержание, направленность, типы, возможности и ограничения Социометрия как метод исследования межличностных отношений в малой группе.
30. Общение как обмен информацией. Структура коммуникативного акта. Коммуникативные барьеры. Вербальные средства общения. Речь, язык, виды речи. Невербальные средства коммуникации: разновидности и их функциональное назначение. Кинесика, проксемика, такесика в системе коммуникации. Массовая коммуникация как социальный феномен: понятие, структура и функции.
31. Общение как восприятие партнеров. Сущность и функции социальной перцепции. Идентификация, эмпатия, рефлексия. Стереотипизация и аттракция в социальной перцепции.
32. Место и роль общения в системе отношений человека. Структура и функции общения. Единство общения и деятельность (четыре позиции). Общение как взаимодействие. Особенности взаимодействия в конфликте.
33. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. Социально-психологические аспекты процесса социализации. Структура социальной установки. Значение исследований установок в школе Д.Н. Узнадзе. Иерархическая структура диспозиций личности. Концепция В.А. Ядова. Социальные роли: понятие, виды и основные характеристики.
34. Проблемы групп в социальной психологии. Классификация групп. Социально-психологическая характеристика устойчивых больших социальных групп (классы, религиозные и этнические общности, социальные движения). Стихийные большие группы: общая характеристика и типы (масса, публика, толпа).
35. История исследования малых групп в социальной психологии. Специфика социально-психологического подхода к изучению малой группы. Малая группа: понятие и характеристика основных видов. Возникновение и развитие группы. Модели развития группы. Групповая сплоченность и процесс принятия группового решения. Феномен группового давления (конформизма). Лидерство и руководство как феномен управления процессом жизнедеятельности группы.
Примеры практических заданий
Задача 1. Определите логическую последовательность представленных ниже функций службы управления персоналом, проставив соответствующий порядковый номер напротив каждой функции.
Название функции | Порядковый номер |
Обеспечение потребности в персонале | |
Использование персонала | |
Разработка системы целей управления персоналом | |
Определение содержания труда на каждом рабочем месте | |
Выбор путей покрытия потребности в персонале | |
Адаптация персонала | |
Определение функций и оргструктуры службы управления персоналом | |
Формирование системы управления персоналом | |
Планирование качественной и количественной потребности в персонале | |
Отбор персонала | |
Определение потребности в персонале | |
Производственная социализация персонала | |
Мотивация трудовой деятельности | |
Управление карьерой персонала | |
Высвобождение персонала | |
Определение содержания и процесса мотивации | |
Деловая оценка персонала | |
Использование денежных и не денежных побудительных систем | |
Развитие персонала | |
Организация обучения персонала |
Задача 2. В соответствии с представленной ниже темой Выпускной квалификационной работы студента определите:
1) объект исследования;
2) предмет исследования;
3) методы исследования;
4) методики исследования.
Тема ВКР: Влияние нарушенных семейных отношений на психическое развитие подростков.
Задача 3. Начало тренинга. Один из участников негативно относится к тренингам вообще и говорит об этом. Вы ему отвечаете:
Задача 4. Укажите те особенности поведения, которые обусловлены темпераментом, и те, которые зависят от мотивации. Объясните свой выбор.
У детей-холериков старшего дошкольного возраста при выполнении различных трудовых заданий могут проявляться следующие особенности поведения:
а) они невнимательны при объяснении задания даже тогда, когда интересно;
б) часто не выслушивают объяснения до конца и приступают к работе;
в) при неудачах бывают срывы: дети рвут тетради, бросают работу, когда что-нибудь не получается;
г) в новых заданиях с красочным материалом при объяснении внимательно следят за каждым движением воспитателя;
д) в работах соревновательного характера проявляют терпение и настойчивость при неудачах;
е) в однообразной работе проявляют торопливость, неряшливость, неаккуратность;
ж) в процессе выполнения задания часто переключаются на другие виды деятельности – игру, соревнование со сверстником, общение или просто мешают другим детям;
з) часто недоделывают трудную работу до конца, «забывая» о ней. (По В. С. Мерлину).
Задача 5.Выполните следующее задание:
а) прочитайте отрывок и определите, какие психические состояния испытывает человек в приведенном примере;
б) какую экстренную психологическую помощь необходимо оказывать при данном психическом состоянии (или состояниях)?
«Семнадцать ранений получил в бою Дабич, но остался жив. Позже он дал интервью журналистам: «Вы не можете представить, как во время боя притупляются нервы. Сама природа, кажется, заботится о том, чтобы все это человек перенес. Смотришь на палубу: валяются руки, ноги, черепа без глаз, без покровов, словно в анатомическом театре, и проходишь мимо почти равнодушно, потому что весь горишь единым желанием – победы!».
Пример интервью по компетенциям
ПК-1: способность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности.
Расскажите о ситуации, в которой Вам приходилось реализовывать стандартную программу, направленную на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности:
– каковы были обстоятельства этой ситуации?
– что именно Вам пришлось делать?
– каков был результат Ваших действий?