Историческое введение в психологию.

Развитие представлений о предмете психологии

Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Душа как предмет исследования в античной философии.

Предпосылки возникновения психологии как науки о сознании. Понятие ассоциации в психологии, ассоциативная психология.

Основные направления психологии сознания: структурная психология сознания (В.Вундт и Э.Титченер); теория актов сознания (Ф.Брентано); функционализм (теория потока сознания) (В.Джеймс).

Основные направления современной зарубежной психологии

Возникновение и развитие психоанализа. Структура психической жизни и структура личности по З.Фрейду. Психоаналитические методы.

Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме. Обоснование объективного подхода в психологии Дж.Уотсона. Схема «стимул – реакция». Когнитивный необихевиоризм Э.Толмена. Оперантное обусловливание Б.Скиннера.

Возникновение и развитие гештальтпсихологии, основные представители и идеи (М.Вертгеймер, В.Кёлер, К.Коффка и др.). «Теория поля» К.Левина.

Возникновение и развитие гуманистической психологии, основные представители и идеи (А.Маслоу, К.Роджерс, Ш.Бюлер, Г.Олпорт и др.). Выделение экзистенциальной психологии (В.Франкл, Р.Мэй, Э.Фромм и др.).

Когнитивная психология, основные понятия и проблемы.

Развитие психологических знаний в отечественной психологии

Развитие психологических знаний в России XVIII-IXX вв. (И.М. Сеченов, К.Д. Кавелин, М.М. Троицкий, А.А. Потебня, В.С. Соловьев, С.Л. Франк, Д.Н. Овсянико-Куликовский). Психологическая мысль в России в начале XX века (Н.Я. Грот, Г.И. Челпанов, Н.Н. Ланге, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, Г.Г. Шпет, М.Я. Басов, Л.С.Выготский).

Развитие отечественной психологии в годы Великой отечественной войны (Р.Г. Натадзе, З.И. Ходжава, Д.И. Рамишвили, Н.А. Коновалов, Б.М. Теплов, Т.Г. Егоров, А.С. Прангишвили и др.). Состояние и тенденции развития ведущих школ отечественной психологии (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, В.М. Русалов, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, В.Н. Мясищев, П.И.Зинченко, Л.И. Божович и др.).

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и её значение для психологической науки. Учение о высших психических функциях (ВПФ), их свойства.

Деятельностный подход в психологии. Понятие деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Психологическая структура деятельности. Формы и виды деятельности. Понятие ведущей деятельности.

Эволюционное введение в психологию.

Возникновение и развитие психики в филогенезе

Понятие психики и отражения. Формы отражения в живой и неживой природе (П.Я.Гальперин). Проблема возникновения психики в эволюции и подходы к решению этой проблемы (антропопсихизм, панпсихизм, нейропсихизм, биопсихизм). Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении и развитии психики. Проблема критериев психического. Объективный критерий психики (по А.Н. Леонтьеву).

Основные стадии развития психики и поведения животных: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект (по А.Н. Леонтьеву), их характеристика. Связь уровня развития психики с особенностями нервной системы. Мозг и психика.

Возникновение и развитие сознания

Сущность различий психики животных и человека. Предпосылки возникновения и развития сознания в антропогенезе. Сознание человека как высшая форма развития психики. Психологическая характеристика сознания человека. Определение, основные признаки и свойства сознания. Функции сознания. Структурный анализ сознания.

Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ

Психология ощущений

Понятие ощущений. Деятельность анализатора как физиологическая основа ощущений. Теории ощущений. Различные основания для классификации ощущений.

Свойства ощущений: качество, интенсивность, временная и пространственная локализация. Механизмы изменения и взаимодействия ощущений. Адаптация ощущений, явления сенсибилизации и синестезии.

Психофизика ощущений. Проблема измерения ощущений. Понятия абсолютных и относительных порогов чувствительности. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера. Критика основного психофизического закона. Закон С. Стивенса. Закон Ю.М. Забродина.

Развитие и индивидуальные особенности ощущений.

Психология восприятия

Общее представление о восприятии, его отличие от ощущений. Физиологические основы восприятия. Теории восприятия (структуралистская теория восприятия, гештальттеория восприятия, экологическая теория и др.).

Основные свойства восприятия: константность, предметность, целостность, структурность, осмысленность, категориальность. Понятие апперцепции.

Виды восприятия. Закономерности и механизмы восприятия пространства: восприятие расстояния и глубины, механизмы стереоскопического зрения. Восприятие реального движения и иллюзии восприятия движения. Восприятие времени.

Иллюзии и галлюцинации как проявление закономерностей восприятия. Виды иллюзий.

Развитие восприятия в онтогенезе. Экспериментальные исследования восприятия.

Психология памяти

Общее представление о памяти. Теории памяти в различных направлениях и школах психологии, их вклад в современное представление о памяти (ассоциативные теории, бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология и др.). Деятельностный подход в исследованиях памяти (А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов).

Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Эксперименты Г. Эббингауза.

Виды памяти, критерии их выделения и характеристика. Кратковременная, долговременная и оперативная память. Эйдетическая память.

Развитие памяти в онтогенезе человека. Индивидуальные особенности памяти, типы памяти. Нарушения памяти. Развитие памяти.

Психология внимания

Общее представление о внимании. Понятие и основные функции внимания. Критерии наличия внимания: феноменальные, поведенческие, продуктивные. Положительные и отрицательные эффекты внимания.

История учений о внимании в различных направлениях и школах психологии (В.Вундт, У.Джеймс, Э.Титченер, Т.Рибо, Н.Н.Ланге). Исследование внимания в когнитивной психологии.

Физиологические основы внимания. Учение о доминанте А.А. Ухтомского. Оптимальный очаг возбуждения И.П. Павлова.

Виды внимания и их характеристика. Свойства внимания: объем, распределение, переключение, концентрация, устойчивость. Нарушения внимания и их причины. Развитие внимания в онтогенезе. Способы тренировки и коррекции внимания.

Психология мышления

Понятие мышления. Основные подходы к изучению мышления. Теории мышления в различных направлениях психологии.

Классификации видов мышления. Логические формы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Операции мышления. Исследования основных операций: анализ, синтез, анализ через синтез, обобщение (С.Л.Рубинштейн).

Мышление как процесс решения задач. Этапы процесса мышления, фазовая динамика мыслительного процесса.

Разные подходы к проблеме развития мышления. Фило-, социо- и онтогенез мышления. Стадии становления мышления (Ж.Пиаже). Обратимость операций и эгоцентризм детского мышления.

Понятийное и допонятийное мышление. Взгляды Л.С. Выготского и Ж.Пиаже. Основные эмпирические характеристики допонятийного мышления: эгоцентризм, синкретизм, трансдукция и др. Исследования Л.С. Выготского по проблеме формирования понятий. Развитие понятийного мышления.

Мышление и обучение: теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин), теория развивающего обучения (В.В.Давыдов).

Развитие мышления в онтогенезе. Культурно-историческая теория о соотношении мышления и речи в филогенезе и онтогенезе.

Психология речи

Речь и речевая деятельность. Соотношение речи и языка. Основные функции речи. Физиологические основы речи. Виды речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая. Внешняя, внутренняя и эгоцентрическая речь.

Возникновение и этапы развития речи ребенка. Классификации и характеристика основных речевых нарушений.

Психология воображения

Понятие воображения. Основные функции воображения. Виды воображения: воссоздающее и творческое, активное и пассивное. Психологические механизмы создания образов воображения. Операции воображения (комбинирование, агглютинация, гиперболизация, акцентирование, типизация).

Развитие воображения у детей. Методы исследования и развития воображения. Воображение и творческие способности.

Наши рекомендации