Интеллектуальная гибкость — ригидность.
Стилевые черты формируются не сами по себе, а в тесном взаимодействии с мотивационными чертами. Хроническая неудовлетворенность (фрустрация) определенной потребности приводит к тому, что формируются черты характера, обслуживающие эту потребность.
Мотивационные черты — это психические свойства индивида, определяющие скорее выбор направленности, чем способа деятельности
Направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.
Потребность — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. — это одновременно и нужда, испытываемая организмом в чем-то, находящемся вне его и необходимом для его жизнедеятельности.
Мотив— материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются. Помимо функции побуждения и направления деятельности мотив выполняет также смыслообразующую функцию, сообщая определенный личностный смысл целям, структурным единицам деятельности (действиям, операциям), а также обстоятельствам, способствующим или препятствующим реализации мотива.
15. Понятие объекта, субъекта и нормы в психодиагностике.
Объект – исследуемый
Субъект– исследователь
Объект психодиагностики:
1) Нормальное состояние
2) Отклоняющееся
Норма (2 аспекта):
1) Состояние объекта психодиагностики
2) Исходное начало для сравнения полученных данных в процессе обследования.
Норма понимается как состояние для объекта наиболее устойчивое и более всего соответствующее определённым условиям и задачам. Это лучшее из реально существующих однородных состояний.
Норма как адаптация. В основе – представление о человеке, как о соц.-биологическом существе, где в качестве нормального выступает состояние, обеспечивающее выживание, либо соответствие поведения соц. Нормам.
Второй вариант нормы строится на оценке поведения человека с точки зрения соц. Норм.
Норма как исходное начало. Обычный, типичный, средний. Используется формальный критерий для оценки полученных данных. Он связан со статистическим пониманием нормы. По функции совпадают с адаптационной нормой.
Сопоставление данных со статистической нормой позволяет определить место испытуемого среди других людей.
Норма как отсутствие отклонений.Всё, что не отклонение Б, облад. Признаками а, б, в есть норма А. Такой вариант нормы через исключение не раскрывает + содержательных характеристик.
Второй вариант нормы заимствован из психиатрии и предполагает сходство структуры больной и здоровой психики. Норма А по слабовыраженным признакам А1, Б1, В1 есть отклонение Б по сильновыраженным признакам а, б, в. Такой вариант нормы базируется на предположении о том, что психически здоровый человек имеет скрытые признаки патологии, и , соответстветствует норме до тех пор, пока эти признаки малы.
16. Подготовка к тестированию этап сбора данных.
Сбору данных и выбору диагностического инструмента должен предшествовать период предварительного ознакомления с данными об обследуемом (например, биографические факты, заключения других специалистов и т.д.), о специфике деятельности или группы, о ситуации обследования. С этой целью могут быть использованы анкеты, беседа или интервью.
Диагностическая задача состоит в адекватном выборе конкретных методик и включаеттри аспекта,учет которых обеспечивает её правильное решение:
1) содержание диагностики— что (какие качества или свойства), у кого и зачем подлежат диагностике.
Лучше использовать ступенчатую стратегию сбора данных, первоначально используя методики, которые позволяют получить наиболее общие представления о личности и выработать гипотезу. Диагноз и прогноз осуществляется на основе проверки гипотез с помощью методик, позволяющих получить более локальные данные. Для развернутого диагноза, о котором пойдет речь ниже, потребуются методики, как минимум, трех направлений диагностики:
- личностные особенности (в первую очередь, потребности, ценности, цели и способы их достижения), а также их природная (конституциональная) основа;
- оценка человеком своих личностных качеств и определенных ситуаций (рефлексивные особенности или сфера самосознания);
- история развития личности и настоящая жизненная ситуация (средовые факторы).
Соответственно целям и задачам психодиагностического исследования комплектуется набор диагностических средств, именуемой иногда диагностической батареей.
2) диагностическая ситуация — как внешняя (то есть условия диагностики – временные, пространственные и др.), так и внутренняя (мотивационная). Последняя чаще всего представлена в двух вариантах, условно называемых «ситуация клиента» и «ситуация экспертизы».
В первом случае клиент сам обращается за психологической помощью, он заинтересован в получении объективной информации и идет на сотрудничество с диагностом — это позволяет диагносту больше ориентироваться на свои методические предпочтения и меньше заботиться о защищенности методик от фальсификации результатов.
Во втором случае клиент либо не заинтересован в диагностике (например, когда его на службе принуждают участвовать в исследовании), либо заинтересован в тенденциозном искажении результатов (иногда выгодно представить себя в наилучшем свете или нарисовать социально желательную картину своего поведения — и тогда тебя примут, отберут и т.п., иногда выгодно, наоборот, преувеличить свои слабые стороны и — и тогда тебе окажут социальную помощь и пр.). Такая ситуация обязывает диагноста выбирать только те методики, которые защищены от фальсификации результатов, например, объективные тесты или опросники, содержащие шкалы достоверности;
3) пользователь диагностической информации, то есть, кто и как будет использовать результаты диагностики. Наиболее частые адресаты результатов диагностики:
- специалисты-смежники (врачи, педагоги) или заказчики (руководители, родители), то есть третьи по отношению к диагностическому процессу лица. В таком случае необходимо выбрать такие диагностические средства, которые позволят получить стандартизированные (переведенные в шкальные оценки) данные, которые возможно сравнить при разработке стратегии долгосрочных действий. Кроме того, информация, предоставляемая третьим лицам, должна исключать возможность использования её во вред клиенту и об этом надо думать уже при выборе методических средств (с вариативностью способов представления данных и языка описания) — этот вопрос регулируется этическими нормами психодиагностики (см. выше сноску 3);
- специалист, проводящий исследование, то есть сам психодиагност (например, при консультировании). В этом случае диагност имеет наибольшую свободу в выборе методических средств соответственно своему опыту и теоретическим позициям. Как правило, предпочтение отдается диалогическим, проективным техникам помогающим выстроить тактику взаимодействия и психологической помощи клиенту;
- клиент, то есть сам исследуемый. Иногда его просто информируют о результатах диагностики, часто — в письменной форме, в виде компьютерной компиляции. Соответственно при выборе методик необходимо учитывать легкость перевода получаемых данных на доступный для понимания неспециалистом язык. При выборе диагностических методик следует руководствоваться сведениями об их надежности и валидности по отношению к диагностической задаче.
На этапе сбора диагностических данных следует контролировать процесс и выполнять требования стандартизации психодиагностических процедур, что обеспечивает объективность исследования; а также — обеспечить соответствующую подготовку испытуемого, исключить из тестовой ситуации элементы неожиданности, которые могут внести искажение в выполнение теста (кроме тех случаев, которые предусматривают влияние диагноста на диагностический процесс — об интерактивных техниках также говорилось выше). Но в любом случае диагност должен стремиться к взаимопониманию с тестируемым.
Этап сбора данных завершается представлением полученных результатов в виде, который задан типом методики, — таблица «сырых» и стандартных оценок, графическое представление «профиля личности» или распределения выявленных характеристик в группе, расчет индексов (сплоченности), коэффициентов(интеллекта), уравнений (успешности) и т.п.
17. Процедура проведения теста.
Инструктаж
Ответ на вопросы
Фиксация времени
Слежка за испытуемыми
18. Первичная обработка тестовых испытаний.
19. Этап переработки и интерпретации в тестировании.
На данном этапе исследования реализуются те же принципы и подходы, что и при использовании других психологических методов. Полученные данные, как правило, обрабатываются качественно (с анализом содержания исходя из профессионального опыта и интуиции) и количественно (математико-статистический анализ — корреляционный, факторный, регрессионный и др.).
Интеграция разрозненных данных, сведение их в систему, может осуществляться на эмпирическом и теоретическом уровнях. В первом случае разрабатывается какая-либо схема сопоставления результатов отдельных методик без обращения к их теоретическим концепциям. Это может быть, например, пятибалльная шкала, крайние значения которой характеризуют «высокий» и «низкий показатели каждой методики. Теоретический уровень обобщения диагностических данных требует систематизации полученных результатов на основе какой-либо концепции и выражения их в соответствующих понятиях
20. Основные критерии анализа и интерпретации тестовых результатов.
21. Этап принятия решения.
22. Прогностичность результатов личностных методик.
23. Требования к экспериментатору при проведении тестовых испытаний.
24. Понятие и типы валидности.
25. Количественная оценка и основные подходы в исследовании валидности тестов.
26. Понятие надежности. Количественная оценка надежности теста.
27. Надежность критериально-ориентированных тестов.
28. Приемы стандартизации и нормирования тестов.
29. Понятие об адаптации тестов, психометрическая адаптация.
30. Разработка адаптация и использование методик.
31. Нормативные требования и предписания к пользователям и разработчикам.
32. Социально-этические аспекты психодиагностики.
33. Основные принципы построения, хранения и сообщения информации.
34. Новые технологии в психодиагностике. Автоматизация психодиагностических процедур Адаптивное тестирование.
35. Критериально-ориентированное тестирование КОРТ.
36. Специфика целей задач и подходов в практической психодиагностике различных направлений.
37. Типология и моделирование психодиагностических задач.
38. Принципы конструирования тестов.