Правильно поставленный эксп-т позволяет проверять hyp о причинно-следственных отн-ях, не ограничиваясь констатацией связи между переменными.
Разделяют традиционные и факторные планы проведения эксп-та.
При традиц. планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном – насколько. Достоинством факторного планирования явл. возм-ть оцени в/д-я факторов – изменения хар-ра влияния одной из переменных в зав-ти от значения др.
Для статистической обработки рез-тов эксп-та применяется дисперсионный ан-з (Р. Фишер).
Если изучаемая обл-ть отн-но неизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят о пилотажном эксп-те, рез-ты кот. м. помочь уточнить напр-е дальнейшего ан-за. Когда имеются 2 конкурирующие между собой гипотезы и эксп-т позволяет выбрать одну из них, говорят о о решающем эксп-те. Контрольный эксп-т осущ. с целью проверки к-л зав-тей.
Особую категорию м-дов Ψ. иссл-я и воздей-я образуют формирующие, или обучающие эксп-ты Они позволяют направленно формировать особ-ти таких Ψ. пр-сов как воспр-е, вн-е, память, мышл-е.
Выделяют натурные и мысленные эксперименты, полевые и лабораторные.
Натурный (естественный) эксп-т предполагает реальное воздействие на реальный объект с целью его диагностирования.
Мысленный эксп-т предполагает манипулирование не с реальным объектом, а с инф-цией о нем, его моделью. Однако для этого модель д.б. более или менее адекватна (гомоморфна) реальному объекту. Достичь такого подобия в соц. сфере очень трудно. Поэтому в настоящее время в основном применяется натурный эксп-т.
Полевой эксп-т отличается от лаборатор. тем, что организуется в естественных для диагностируемого объекта усл-х. Полевой эксп-т м. проводить на всех ур-нях, во всех сферах соц. жизни. Но здесь, помимо методологич. трудностей, возникает масса этич. и даже правовых вопросов. Гл. этич. пр-п при проведении всех типов эксп-тов звучит достаточно просто и лаконично: «Не навреди». Это значит, что эксперим. ситуация, создаваемая Ψ-гом, не д. ухудшать положение диагностируемых, вести к росту напряженности и конфликтам, экстремальным ситуациям, угрожающим жизни и здоровью людей. При проведении правового эксп-та необх. усл-ем явл. согласование (и разрешение) вопроса с правовыми органами, а в ряде случаев и законодательными. Перечисленные методологич., организац. и этич. трудности значит-но сужают диапазон применения эксп-та в Ψд-ке, т.к. нередко данные, полученные в лабораторных усл-х, не «работают» в реальной жизни. Одна из трудность сост. в том, что иссл-ль зачастую оказ. включенным с ситуацию общения с обследуемым лицом (исп-мым) и м. невольно повлиять на его пов-е.
11. Диагностическая беседа и диагностическое интервью.
Беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации.
Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Было бы ошибкой считать, что беседа — самый легкий для применения метод. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка.
Беседа как метод психодиагностики имеет некоторые различия по форме и характеру организации.
Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью.
Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым).
По форме оно бывает:
♦ свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная);
♦ стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика);
♦ частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).
Диагностическим целям в большей мере соответствует стандартизованная форма интервью, поскольку дает возможность получить сравнимые данные по разным испытуемым, ограничивает влияние посторонних воздействий, позволяет в полной мере и в нужной последовательности отработать все вопросы. Однако следует применять его только тогда, когда отвечающий охотно идет на это. Интервью не должно быть продолжительным и скучным. Регистрация ответов не должна сдерживать отвечающего.
В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические. Диагностическое интервью — это метод получения информации общего содержания и направлен на зондирование различных аспектов поведения, свойств личности, характера, а также жизни вообще: выяснение интересов и склонностей, положения в семье, отношения к родителям, братьям исестрам и т. д. Оно может быть управляемым и неуправляемым (исповедальным).
Клиническое интервью — это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.
Определенные трудности в применении метода беседы возникают у психолога при работе с детьми [36; 94]. В этом случае стандартизованное интервью используется редко. Психолог стремится к более естественным формам беседы (диагностическому интервью).
Косвенные и проективные вопросы помогают выявить такие особенности, которые трудно поддаются осознанию. Их можно использовать, чтобы исключить социально желательные ответы.
Регистрация ответов не должна нарушать общение и тормозить детскую непосредственность. Более предпочтительно использовать запись от руки, чем магнитофонную, поскольку она позволяет сохранить
естественность ситуации, меньше отвлекает ребенка, не сковывает. В процессе беседы следует отмечать и такие моменты, как паузы, интонации, тон, темп речи и т. п.
12. Понятие о психологическом диагнозе.
Сначала диагноз понимался как распознавание любого отклонения от нормального функционирования и развития человека. Как определение статуса, состояния индивида, семьи, малой группы.
Диагноз (с греч.) – распознавание, различение познания.
В медицине диагноз строится путём сравнения картины заболевания с известными симптомами других заболеваний. Это раздел изучающий и устанавливающий признаки болезни, включающий методы и принципы, на основании которых даётся мед. Заключение.
В психологиидиагностируется не болезнь, а психическая индивидуальность и её отдельные характеристики.
2 вида диагноза:
1)-На основе констатации наличия/отсутствия какого-либо признака
-На основе данных об индивидуальных особенностях испытуемого соотносят либо с нормой (при определении патологии развития), либо с неким заданным критерием.
2)Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы на оси континуума по выраженности тех или иных признаков, качеств.
Для этого требуется провести сравнения данных внутри обследуемой выборки, провести ранжирование испытуемых по степени выраженности тех или иных показаний, затем вводятся показатели высокого/среднего/низкого уровня развития изучаемых особенностей, и это соотносится с определённым критерием (например, соц. Психическими нормативами). Позволяют собрать необходимый материал для формулирования диагноза.
Психологическое заключение сопровождается рекомендацией по развитию и коррекции признаков и предназначено не только для специалистов, но и для самого обследуемого.
На основе полученного заключения может строить работу с испытуемым.
13. Психодиагностические техники сбора данных о личности (методы LQT особенности и границы применения).
Метод L (life record dater) включает способы регистрации реал. поведения в повседневной жизни. Чаще всего использ. ЭО при осуществлении данного метода. Этот метод использ. как важный критерий, относительно которого измеряется валидность результатов, полученных др. способами.
Недостатки: проблема надежности. Факторы, порождающие эту проблему – систематическое искажение (плохое/ хорошее отношение эксперта к оцениваемому лицу – эффект ореола, хало-эффект: восприятие испытуемого через призму личности эксперта). На оценку м. повлиять различие в статусе. Различные ситуации м. повлиять на поведение испытуемого, что м. отразиться на адекватности получаемых оценок. Для повышения надежности L – данных нужно учитывать:
1) Оцениваемые черты должны определяться в терминах наблюдаемого поведения (д.б. больше описательности и меньше объяснительности).
2) Эксперт д. иметь возм-ть наблюдать за пов-ем оцениваемого лица достаточно длительный промежуток t.
3) Необходимо не менее 10 экспертов на 1 оцениваемого.
4) Ранжирование исп-х д. осущ. только по 1 черте за 1 раз, вместо оценивания 1 исп-го по всему комплексу хар-к.
Метод Q (questionnaire data) – м-д сбора данных о лич-ти, полученных с помощью опросников, самоотчетов и самооценок. Опросник MMPI, CPI, 16PF Кеттелла.
Недостатки: инструментальное искажение данного подхода, связанное с когнитив. и мотивац. аспектами. Когнитив. аспект связан с незнанием своей лич-ти. основные причины такого незнания заключаются в:
a. низкий интел.или культур.ур-нь исп-х;
b. отсут-е навыков интроспекции (плохое самопонимание);
c. отсут-е спец.знаний (использ-е в опросниках спец. терминов – мед., философских);
d. использ-е неверных эталонов, т.е. сравнение себя с близким окружением, а не со своей популяцией.
Мотивац. аспект искажения связан с различной мотив-ей исп-х. В ходе эксп-та исп-й м. ставить перед собой опр. цели, и тогда эти искажения м.б. либо в сторону соц. желательности (диссимиляция), либо подчеркивание своих дефектов (агравация).
Метод T (objective test data) – объективные тесты с контролируемой ситуацией. Данные получают измерением пов-я верб., неверб., соц. и индивидуал. без обращения к СО или ЭО. Объективность достигается либо наложением ограничения на возможное искажение тестовых оценок, т.е. тесты конструируются т.о., чтобы исп-й не догадывался о том, какие стороны пов-я будут изучаться.
2 подхода:
¨ Наложение ограничения.
¨ Уменьшение субъективных искажений, идущих от самого экспериментатора.
Это создается опр. формализ-ей проц-р тестир-я, что позволяет получать одинак. рез-ты различ. Ψ-гам, независ. от симпатий и мастерства.
14. Классификация психических свойств и личностных черт.
Черта личности — устойчивая предрасположенность (диспозиция) к определенному поведению.
Традиционно по происхождению и сфере приложения выделяются три класса (уровня) черт:
1) Конституциональные — обусловлены свойствами организма и задают ограничения для максимально возможного класса ситуаций.
2) Индивидные — обусловлены опытом жизнедеятельности в определенных относительно широких социально–нормативных ситуациях.
3) Личностные— обусловлены внутренней «работой» личности по анализу и проектированию собственного поведения. Это рефлексивно–ситуационные черты личности.
Однако черты не распределены по этим уровням строго однозначно. Многие черты сочетают в себе в определенных пропорциях большую или меньшую долю организмического, индивидного или личностного компонента регуляции.
Предрасположенность или диспозиция складывается либо из-за наличия определенных потребностей, мотивов или интересов, либо из-за наличия определенных склонностей (установок, привычек), иначе стилевых особенностей поведения.
Рассмотрим каждую группу черт более подробно.
Стилевые черты — это психические свойства индивида, определяющие скорее выбор способа деятельности, чем выбор направленности деятельности. Стилевые черты связаны с темпераментом и характером.
Темперамент — закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.
Характер — общая стилистика в привычках человека, его навыках, усвоенных тактиках поведения; это общий рисунок, или индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, которые обусловливают типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах; манера поведения, сформированная в результате взаимодействия темперамента с особым, индивидуально приобретенным опытом в конкретном социальном окружении.
Наиболее общепринятая классификация свойств темперамента в современной дифференциальной психологии следует психофизиологической традиции, заложенной И. П. Павловым.
Это три главных свойства нервной системы (у Шмелева им почему–то приравнены свойства темперамента):
1) сила — слабость нервной системы;
2) уравновешенность — неуравновешенность;
3) подвижность — инертность.
В последние годы к основным составляющим темперамента относят дополнительно две характеристики — энергетический уровень и временные параметры. Первая — энергетический уровень — описывается через активность и реактивность, вторая — временные параметры — через подвижность, темп и ритмичность реакций.
Таким образом, выделяют следующие свойства темперамента: