Метод игротерапии в психокоррекционной практике.

Общая характеристика метода игротерапии. Основные психологические

механизмы коррекционного воздействия игры. Основные виды и формы игротерапии. Директивная и недирективная игротерапия. Индивидуальная и групповая игротерапия. Игротерапия в зарубежной и отечественной психологической практике.

Общая характеристика метода игротерапии.

Игротерапия – это метод психотерапии для детей и взрослых с помощью игр: ролевых и директивных. Термин был предложен нем. Психологом Мелани Кляйн, далее – Анна Фрейд(20-е годы 20 века) в рамках психоанализа. Гермина Худ-Хельмут впервые предложила игрушки.

Структура игры:

-роли,

- игровые действия,

- игровое употребление предметов,

- реальные отношения между играющими.

Цель игры: созд Игра позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимает тревожность, снижает опасность социально значимых последствий.

Показания к применению игры:

- замкнутость,

- фобические реакции,

- агрессивное поведение,

- форимрование произвольной сферы. ание близких отношений между уч-ми группы, снятие напряженности.

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры.

1. Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, следования им ребенком и ориентировка в этих отношениях.

2. Изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» в игре и возрастает мера социальной

компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.

3. Формирование (наряду с игровыми) реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстником, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.

4. Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение. Организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний и обеспечение их осознания благодаря вербализации и соответственно осознанию смысла проблемной ситуации, формирование ее новых значений.

5. Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате.

Основные виды и формы игротерапии.

1. Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить виды:

· игротерапию в психоанализе;

· игротерапию, центрированную на клиенте,

· игротерапию отреагирования;

· игротерапию построения отношений,

· примитивную игротерапию;

· игротерапию в отечественной психологической практике

2. По функциям взрослого в игре различают

· недирективную игротерапию;

· директивную игротерапию.

3. По форме организации деятельности различают:

· индивидуальную игротерапию;

· групповую игротерапию;

4. По структуре используемого в игротерапии материала:

· игротерапию с неструктурированным материалом:

· игротерапию со структурированным материалом.

Директивная и недирективная игротерапия.

Директивная (направленная) игротерапия предполагает выполнение игротерапевтом функций интерпретации л трансляции ребенку символического значения детской игры, активное участие взрослого в игре ребенка с целью актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их проигрывание в направлена: социально приемлемых стандартов и норм.

В направленной игротерапии взрослый - центральное лицо в игре - берет на себя функции организатора игры, интерпретации ее символического значения. Примером директивной терапии можно считать облегчающую психотерапию Леви (1933). Для такого подхода характерны заранее разработанные планы игры, четкое распределение ролей, выяснение всех конфликтных ситуаций. Ребенку предлагается в готовом виде несколько возможных вариантов решения проблемы. В результате игры происходит осознание ребенком себя и своих конфликтов.

Недирективная (ненаправленная) игротерапия проводит линию на свободную игру как средство самовыражения ребенка, позволяющее одновременно успешно решить три важные коррекционные задачи:

1. Расширение репертуара самовыражения ребенка.

2. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

3. Коррекция отношений в системе "ребенок - взрослый".

В ненаправленной игротерапии на передний план выходят идеи коррекции личности ребенка путем формирования адекватной системы отношений между ребенком и взрослым, ребенком и сверстником, системы конгруэнтной коммуникации.

Психотерапевт не вмешивается в спонтанную игру детей, не интерпретирует ее, а создает самой игрой атмосферу тепла, безопасности, безусловного принятия мыслей и чувств клиента. Игровая терапия применяется для воздействия на детей с невротическими расстройствами, эмоционально напряженных, подавляющих свои чувства.

Индивидуальная и групповая игротерапия.

Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития. Заключение о наличии у ребенка социальной потребности, решающим образом определяющей успех проведения групповой терапии, выносится на основании анализа истории каждого случая.

Групповая игротерапия - форма коррекционно-развивающего воздействия на группу, состоящую из детей, нуждающихся в психологической помощи (и их родителей). Все участники группы вовлекаются в активность, происходящую в едином игровом зале и состоящую из последовательности индивидуальных и коллективных игр, зрелищных мероприятий.

Цели групповой игротерапии

• формирование социальной группы, состоящей из детей нуждающихся в психологической помощи

• снятие аффективной напряженности участников группы

• формирование просоциального поведения у детей, развитие навыков конструктивного общения

• решение поставленных коррекционно-развивающих задач (проработка страхов, профилактика агрессивного поведения и тревожности)

Принципы проведения групповой игротерапии

• четкая временная и пространственная организация групповой активности

• строгое распределение ролей взрослых участников группы, жесткая регламентация их поведения

• поощрение вовлечения в групповую активность всех участников

• сочетание индивидуальных и групповых видов игровой активности

• обеспечение максимально удобного положения для игры

• создание постоянных функциональных зон в игровом зале, оборудование внутри которых периодически меняется, но при этом назначение данной части пространства остается неизменным

• обеспечение подготовки детей к смене активности при помощи отчетливых сигналов (музыкальных, звучания бубна, колокольчика, хлопка и т.п.)

Индивидуальная игротерапия - это коррекционно-развивающее воздействие на ребенка специалистом во время совместной игры (в присутствии родителей или без них).

В отличие от игрового сеанса, индивидуальная игротерапия подразумевает высокотехнологичное и целенаправленное воздействие на психику ребенка.

Цели индивидуальной игротерапии

• создание условий для ощущения ребенком своей эффективности (успешности или возможности контролировать окружение или себя)

• создание условий для выражения ребенком своих желаний, соображений и аффектов

• демонстрация родителям способов позитивного взаимодействия с ребенком

• выявление наиболее эффективных модальностей (тактильной, звуковой и т.д.) и доминирующего игрового стиля ребенка для выработки оптимальной стратегии его обучения

• подбор наиболее адекватных игр и оптимальных параметров игрового взаимодействия с ребенком, учитывающих его психологические особенности

• ориентировка родителей в сильных и слабых сторонах ребенка

• помощь родителям в налаживании отношений и совершенствовании взаимодействий с ребенком, в понимании и принятии его

• содействие гармонизации развития личности ребенка, формированию его самостоятельности и уверенности в себе, активности и доброжелательного отношения к людям

Принципы проведения индивидуальной игротерапии

• приоритет установления позитивных доверительных отношений с ребенком

• чуткое реагирование на сигналы ребенка, общение игротерапевта с ребенком в игровом контексте

• модуляция и настройка действий общения игротерапевта адекватно особенностям реагирования ребенка

• обеспечение свободы выбора ребенком игровых средств (с учетом актуального уровня, развития игровой деятельности) и способов игры

• предпочтение неструктурированных и полифункциональных средств и материалов (мячи, сюжетные игрушки, вода, материалы для лепки, и т.п.), способствующих вариативной, творческой игре ребенка.

• поддержка игрового интереса ребенка (мягкой тонизацией, демонстрацией новых возможностей, прятаньем игрушки, ненавязчивой помощью в достижении интересного эффекта и т.п.)

• спокойное, неагрессивное и последовательное пресечение асоциальных действий

• уважительное отношение к ребенку. Отсутствие доминирования, несанкционированного вмешательства в игру, оценивания

• отзеркаливание, проговаривание эмоций и мыслей, выражаемых ребенком в игре

Индивидуальная игротерапия рассматривается как цикл, имеющий начальный, основной и завершающий этапы. В рамках этого цикла предусматривается постепенный переход от индивидуальной к групповой игротерапии. На первом этапе игротерапевт взаимодействует с ребенком в присутствии родителей, где их роль сводится к поддержанию комфортного состояния ребенка. На втором этапе повысившие свою компетентность родители подключаются к совместной игре, иногда замещая игротерапевта. На третьем этапе к игре подключаются другие члены семьи. Если игра без родителей, то сначала игра одного ребенка, затем вместе с игротерапевтом, как партнером по игре, затем с подключением других детей.

Игротерапия в зарубежной и отечественной психологической практике.

Игротерапия в психоанализе. Использование игры в коррекционной практике исторически связано с теоретическими традициями психоанализа. Начало игровой терапии было положено в 20-е годы нашего века в работах М. Кляйн (1922), А. Фрейд (1921), Г. Гуг-Гельмут (1926).

Обращение психоанализа к игре ребенка было в определенной степени вынужденным. Так, Мелани Кляйн считала, что с помощью анализа можно устранить или, по крайней мере, оказать благотворное влияние на нарушение психического развития ребенка. При этом анализ может оказаться полезным и для развития нормального ребенка, а с течением времени станет необходимым дополнением воспитания.

М. Кляйн считала, что практически любое игровое действие ребенка имеет определенный символический смысл, выражает конфликты и подавленные влечения ребенка. Этот символический смысл должен быть проинтерпретирован терапевтом и доведен до сознания ребенка.

Таким образом, игра в психоаналитической практике рассматривалась как символическая деятельность, в которой ребенок, будучи свободен от давления и запретов со стороны социального окружения с помощью игрушек, игровых действий с ними и ролей, выражает в особой символической форме бессознательные импульсы и влечения.

----- Игротерапия в отечественной психологической практике. К использованию игры непосредственно в психокоррекционных целях обращались многие отечественные исследователи-практики Л. Абрамян (1986), А. Варга (1989), И. Выгодская (1984), А. Захаров (1986-1988), А. Спиваковская (1988) и др.

Основным принципом игровой коррекции терапии, по мнению А. С. Спиваковской, является воздействие на ребенка с учетом специфичности обстановки и контакта. Суть этого принципа заключается в следующем: чтобы включить в действие механизм перестройки поведения робких в общении детей, следует изменить условия, т.е. вывести их из той среды, в которой у них появились нежелательные формы поведения.

Л. А. Абрамян, исследуя способы преодоления негативных эмоциональных состояний детей средствами игры, подробно раскрывает процесс перевоплощения как важного условия перестройки эмоциональной личностной сферы. В игре-драматизации ребенок испытывает двойственное переживание: он «лепит образ», преобразуя самого себя и, глядя на это как бы со стороны, радуется изменению в игре, вместе с тем обнаруживая определенные отношения к своему персонажу.

Целям коррекции, по мнению Б. Д. Карвасарского и А. И. Захарова, служит перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ. Дети наделяют персонажей собственными отрицательными эмоциями, чертами характера, переносят на куклу свои недостатки, которые доставляют им неприятности.

Значительный вклад в разработку методов групповой игротерапии неврозов у детей и подростков внес А. И. Захаров. Он разработал показания и клинико-психологические критерии формирования детской психотерапевтической группы, исследовал возможности объединения семейной и групповой терапии, а также методику игровой психотерапии, которая является частью целого комплекса различных воздействий на ребенка-невротика, включающего и семейную психотерапию. Игра рассматривается им и как самостоятельный метод, и как составная часть, сочетающаяся с рациональной и суггестивной психотерапией.

А. И. Захаров предлагает определенную последовательность коррекционных методик: 1) беседа; 2) спонтанная игра; 3) направленная игра; 4) внушение.

В организации терапевтического процесса Захаров выделяет диагностическую, терапевтическую и обучающую функции игры. Все три связаны между собой и реализуются как в начальном этапе, в спонтанной игре, так и в направленной игре, которая обычно представляет собой импровизацию какого-либо сюжета.

Наши рекомендации