Развитие человека как субъекта труда.
Целенаправленное формирование личности профессионала. Основные закономерности развития личности профессионала. Психологические аспекты индивидуальной карьеры. Нормативные и ненормативные профессиональные кризисы. Профессиональное долголетие. Психологическое обеспечение внутренне бесконфликтного выхода на пенсию. Профессиональная деформация личности. Роль профессиональной деятельности в формировании личности. Влияние негативных факторов деятельности на личность профессионала. Механизмы возникновения и способы предупреждения профессиональных деформаций.
Основная сущность проблемы формирования личности профессионала сводится к двум основным положениям:
1) «личность проявляется в профессии» – в процессе выбора и овладения профессией, профессионального совершенствования и реализации личности профессионала, определения его места в обществе, достижения материальных и духовных ценностей, удовлетворения личных познавательных интересов;
2) «развитие личности в деятельности» – формирование профессионально ориентированных качеств человека (его организма и личностных черт), расширение сферы познания окружающего мира и его смыслового содержания, развитие форм и содержания предмета общения.
Проблема формирования личности профессионала является комплексной, и содержательно в ней можно выделить и рассматривать психологические, профессиональные, физиологические, медицинские, социальные и другие аспекты.
В психологическом плане эта проблема в основном связана с изучением закономерностей формирования операциональной структуры деятельности в процессе профессионализации и в зависимости от индивидуальных и групповых (всеобщих) особенностей личностной сферы, а также развития личности (мотивов и интересов, способностей, эмоционально-волевой сферы, профессионально важных качеств и т. д.) на различных этапах профессионального пути и в разных видах трудовой деятельности.
Основные закономерности развития личности профессионала.
Психологическое становление профессионала является динамичным процессом. Этот процесс зависит, во-первых, от внешних условий: в течение жизни человека изменяется сама профессия, требования общества к ней, меняется соотношение данной профессии с другими профессиями; может преобразовываться мотивационная сфера профессиональной деятельности и ее менталитет, духовные ценности: перестраивается операциональная сфера при проявлении новых технологий, «ноу-хау»; структурные компоненты профессиональной деятельности и профессионального общения (средства, условия, результаты) могут меняться местами – то, что было условием, становится результатом, что было средством, позднее может стать условием и др. Становление профессионала зависит, во-вторых, и от внутренних условий: изменяются представления человека о профессии, критерии оценки человеком самой профессии, профессионализма в ней, а также критерии оценки профессионала в себе. Неучет этих динамичных процессов опасен для специалиста. Проигрывают в жизни те люди, которые пытаются упрямо применять в своей профессиональной деятельности каноны, усвоенные ими в учебных заведений несколько десятилетий назад, не учитывая изменения запросов общества к их профессии или специальности, духа времени.
Психологические аспекты индивидуальной карьеры.
Карьера(в широком смысле) - успешное профессиональное продвижение, профессиональный рост, этапы восхождения служащего к профессионализму .
Д. Сьюпера. В ней девять основных положений. Одно из них гласит: удовлетворенность работой (а во многом и жизнью в целом) зависит от того, в кдкой мере человек находит адекватные возможности для реализации своих способностей, интересов и свойств личности в профессиональной ситуации, что в значительной степени определяется возможностью играть ту роль, которая считалась подходящей на стадии профессионального развития. В теории Сьюпера утверждается, что важнейшей детерминантой профессионального пути человека является его представление о своей личности - так называемая «профессиональная Я-концепция», которую каждый человек в жизни воплощает в серию карьерных решений. Профессиональные предпочтения и тип карьеры - это попытка ответить на вопрос: «Кто я?». Избранная профессия и карьерные достижения оказывают сильное влияние на нашу общую «Я-концепцию» и самооценку. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно.
Д. Сьюпер выделил четыре типа карьеры, которые зависят от особенностей личности, образа жизни, отношений и ценностей человека. Основанием этой классификации является цоказатель стабильности карьеры.
1. Стабильная карьера - характеризуется продвижением, обучением, тренировкой в единственно постоянной профессиональной деятельности.
2. Обычная карьера - наиболее распространенная - совпадаетс нормативными стадиями жизненного пути человека, включая кризисы.
3. Нестабильная карьера -характеризуется двумя или несколькими пробами, причем смена профессиональной деятельности происходит после определенного периода стабильной работы в предыдущей профессиональной сфере.
4. Карьера с множественными пробами - изменение профессиональных ориентации происходит в течение всей жизни.
При характеристике типа карьеры принимается во внимание как последовательность, частота и длительность избираемой профессиональной деятельности, так и достигнутый уровень профессионального мастерства. Большое индивидуальное своеобразие внутри типов профессиональных карьер, которое мы наблюдаем в жизни, во многом определяется личностными особенностями.
Нормативные и ненормативные профессиональные кризисы.
Э. Ф. Зеер (2003) называет кризисом личностиособое состояние внутренней психической напряженности, обусловленное противоречиями личностного и профессионального развития человека, которые могут накапливаться постепенно или возникать лавинообразно (по О.Г.Носковой). Сформировавшиеся противоречия, имеющие отношение к внутреннему миру субъекта, называются внутриличностным конфликтом и составляют ядро кризиса личности. Преодоление кризисных состояний сопровождается перестройкой смысловой сферы личности, пересмотром социально-профессиональной позиции. Способы решения личностных кризисов — поступки, действия, требующие от личности выражения социальной позиции, ценностных идеалов, — действия, имеющие особую значимость для личности. Э.Ф.Зеер предложил типологию психологических кризисов личности, в которой выделяются группы нормативных и ненормативных кризисов.
К нормативным кризисамон относит типичные для большинства людей события, обусловленные организацией социальной и трудовой жизни, например:
· кризис периода выбора профессии;
· кризис, обусловленный коррекцией профессионального выбора в период профессионального обучения;
· кризис периода начальной профессиональной адаптации, вызванный коррекцией профессиональных ожиданий;
· кризис, связанный с нарушением перспектив профессионального продвижения; особенно остро проблема встает в периоды нестабильной экономики (имевшей место в России в 1990-х гг.);
· кризис периода профессионального мастерства, связанный с возможным падением интереса к профессии; человеку в этом случае кажется, что в данной профессии ему уже нечего сказать;
· кризис потери перспектив профессиональной карьеры во второй половине периода зрелости; особенно остро этот кризис переживают люди после 40 лет, сталкивающиеся с дискриминацией по возрасту, имеющей место при поиске работы;
· кризис утраты профессиональной деятельности в связи с выходом на пенсию.
Ненормативные кризисы вызываются либо критическими событиями, имеющими смысложизненное значение (например, смерть близкого человека), либо болезненным состоянием, которое, как правило, требует существенной перестройки перспективных жизненных планов.
Причинами многих нормативных кризисов личности периода профессионализации (по Э.Ф. Зееру, 1994) являются объективные социально-экономические условия (конверсия предприятий военно-промышленного комплекса, банкротство, слияние и поглощение компаний, смена собственника предприятия и прочие условия, приводящие к потере человеком работы); возрастные психофизиологические изменения, ведущие к снижению трудоспособности; постепенно накапливающиеся изменения способа выполнения трудовой деятельности; неудовлетворенность человека своим социальным статусом; чрезмерная поглощенность профессиональной деятельностью при недостаточности других сфер жизни личности.
Профессиональное долголетие.
Психологическое обеспечение внутренне бесконфликтного выхода на пенсию.
В качестве самостоятельной психологической проблемы выступает обеспечение внутренне бесконфликтного завершения профессионального пути. Сам по себе выход из профессии, расставание с любимым делом, которому были отданы лучшие годы жизни, являются серьезным испытанием для психического здоровья человека и его физического самочувствия. Один из самых авторитетных американских менеджеров Якокка Ли в качестве основной причины того, что многие из его коллег, выйдя на пенсию, погибают, называет следующую: их жизнь становится больше похожей на безделье по сравнению с оставленной работой, в которой они привыкли к стремительному развитию событий и темпу собственной жизнедеятельности, полной волнений и отчаянного риска, переживанию не только больших удач, но и не менее крупных провалов. Если человек здоров и исполнен желания трудиться и дальше, если он при этом достиг высот своей профессиональной квалификации, то неоправданно ни с нравственной, ни с государственной точки зрения лишать его возможности продолжать заниматься избранным делом. В пожилом возрасте человек обретает неторопливость, необходимую осторожность, точность формулировок и должный самоконтроль, которые становятся ему хорошей опорой в организации собственной деятельности.
Профессиональная деформация личности.
Профессиональная деформация личности – изменение восприятия стереотипов личности, способов общения, поведения, а также характера, наступающие под действием длительного выполнения профессиональной деятельности. Какие профессии в большей степени подвержены профессиональной деформации личности? В первую очередь это представители тех профессий, работа которых связана с людьми – руководители, кадровые работники, психологи, педагоги и чиновники. Немного меньше профессиональной деформации личности подвержены работники медицинской и военной сфер, а также сотрудники спецслужб.
Профессиональная деформация сотрудников может носить устойчивый или эпизодический характер, быть положительной или отрицательной, а также иметь поверхностный или глобальный характер. Как правило, она проявляется не только в манерах поведения и жаргоне, но и во внешнем облике человека.
Роль профессиональной деятельности в формировании личности.
Развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности, углубление представления о ней. Преобразование профессиональной деятельности, ее качественно новый уровень, в свою очередь, приводят к дальнейшему личностному росту (не только за счет преобразования операционального состава деятельности, но и через процесс персонизации, «инобытия» в других участниках педагогического процесса, что, в свою очередь, наполняет профессиональную деятельность новым смысловым, надситуативным содержанием).
Влияние негативных факторов деятельности на личность профессионала.
•Изменения в личности при неблагоприятном воздействии условий деятельности обычно опосредуются ухудшением физиологического и психического состояний человека,. принимающим хронический характер. Наиболее часто встречается хроническое утомление. Оно вызывается рабочей перегрузкой, плохой организацией труда, совмещением рабочей и учебной деятельности и пр. и усиливается факторами, связанными с производственной деятельностью косвенно,—«транспортной усталостью», бытовыми нагрузками (Немчин, 1983)
• Хроническая эмоциональная напряженность встречается не только в тех видах профессиональной деятельности, которые связаны с экстремальными условиями в традиционном понимании. Причины возникновения психической напряженности в .деятельности могут быть чрезвычайно различны (Наенко, 1976; Немчин, 1983). Психологическая устойчивость к стрессу во многом зависит от индивидуальных особенностей, что зачастую учитывается при отборе. В то же время у людей, находящихся в состоянии хронической эмоциональной напряженности при выполнении профессиональной деятельности, отмечается появление и упрочение негативных особенностей личности, частично сходных с развивающимися при переутомлении. Это интровертированность, высокая тревожность, агрессивность, нейротизм, неудовлетворенность собой (Немчин, 1983; Родина, 1989).
• Остановимся на весьма специфичном для данного периода развития нашего общества факторе—необходимости преодоления «барьера новизны» при освоении принципиально новой техники, необходимости коренной смены привычных методов и стилей работы и т. п. Проблема эта назревала давно, но в последнее время крайне обострилась. Особенно это относится к руководителям современного производства, программистам, учителям.
Таким образом, неблагоприятные факторы профессиональной деятельности не только приводят к ухудшению психофизиологического и психического состояний профессионала, но могут вызывать и стойкие негативные изменения его личностных качеств, искажающие личностное развитие и нередко приводящие к деформации личности. Степень этого негативного воздействия частично зависит от исходных особенностей личности профессионала.
Механизмы возникновения и способы предупреждения профессиональных деформаций.
•Механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно сложную динамику. Первоначально неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности, в поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться и в личности, приводя к ее перестройке, что далее проявляется в повседневном поведении и общении. Установлено также, что сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, затем начинают исчезать положительные качества. Позднее на месте положительных свойств возникают негативные психические качества, изменяющие личностный профиль работника (Маркова А. К., 1996).
•О.П. Шамонина в своей работе «Профессиональная деформация личности как актуальная проблема социологии девиантного поведения и социологии профессий» предлагает возможные пути преодоления профессиональной деформации личности:
1. Необходимо иметь профессиональную подготовленность к предстоящей профессиональной деятельности;
2. Необходимо уметь общаться с разными социальными типами людей, а также выходить из сложных жизненных ситуаций и неурядиц;
3. Своевременно решать свои личные и профессиональные проблемы, “не переносить” работу на дом, ограждать родных и близких от негативного влияния профессионально деформированной личности специалиста;
4. Постоянно повышать уровень профессиональной компетенции и профессионального мастерства, профессионализм, поскольку это, с одной стороны, придаёт уверенность в своих силах и значит правильность выбранного пути решения, а, с другой стороны, свидетельствует о том, что профессионал в меньшей степени сталкивается с проблемами профессиональной деформации личности
23. Психология профессионального самоопределения.
Эволюция моделей профессионального консультирования. Профориентация как комплексная социальная проблема. Факторы и противоречия выбора профессии. Методы диагностики профессиональных намерений, профессиональной готовности, интересов, склонностей. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Игровые профориентационные упражнения и микроситуации. Профориентационные игры с классом – возможности и ограничения. Карточные профконсультационные методики: психологический смысл использования, возможности и ограничения («Профессиональный пасьянс» и др.). Бланковые опросники и игры с классом по проблемам ценностно-нравственного самоопределения. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП). Схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения.