Психология зрелых возрастов. Психическое развитие в пожилом возрасте и старости.
Молодость как начальный этап зрелости, «время путешествий» и поиска себя. Задачи развития: осознание себя во взрослом статусе, принятие социальной ответственности, прав и обязанностей взрослого человека, овладение профессией и начало профессиональной деятельности, поиск и выбор партнера, вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиций, воспитание детей, формирование образа жизни и круга общения. Переход к средней зрелости как нормативный кризис (кризис 30-летия). Расхождение между идеальной моделью образа жизни и реальностью. Переживание чувства утраты смысла и давление времени. Пути выхода из кризиса: личностно-смысловая перестройка, коррекция жизненных планов и образа жизни. Средняя зрелость. Коллективная производительная деятельность как ведущая деятельность зрелых возрастов. Расцвет творческой активности и профессиональной деятельности. Феномен «акме» (Н.А. Рыбников, А.А. Бодалев). Возрастание потребности в достижениях и социальном признании, сензитивность к социальным оценкам. Построение карьеры. Переход ко второму периоду зрелости. Кризис 40-летия как нормативный кризис в развитии, кризис «середины жизни», «перелом жизни». Осознание утраты молодости и реальности смерти, изменение восприятия временной перспективы. Смысловая перестройка сознания. Возрастание потребности в продуктивном самовыражении. Основные задачи развития во втором периоде зрелости: сохранение супружеских отношений, воспитание детей, достижения в карьере, развитие форм досуга и хобби, принятие изменений в организме и приспособление к ним, принятие ответственности за стареющих родителей. Особенности социальной активности в зрелом возрасте. Развитие самодостаточности и особенности общения. Проблема развития познавательных процессов в зрелом возрасте. Теория стадиальности развития интеллекта в зрелости (К. Шайи). Факторы, влияющие на развитие интеллекта в зрелости. Критика теорий зрелости как «психической окаменелости». Возможности обучения в зрелых возрастах. Стабильность и изменения личности в зрелости (Э. Эриксон, Д. Левинсон). Причины нормативного кризиса 50-55 лет: изменение социальной ситуации развития и возрастная перестройка организма. Пути конструктивного выхода из кризиса.
Проблема определения возрастных границ пожилого возраста (старения), старости и долгожительства. Историческая и социокультурная изменчивость старения и старости. Выход на пенсию как маркерное событие и психологическая проблема. Готовность к выходу на пенсию, адаптация к новому социальному статусу. Значение и возможности участия в трудовой деятельности в пожилом возрасте и старости. Возрастные изменения в познавательных процессах и возможности их компенсации. Задачи личностного и психосоциального развития: принятие и освоение новых социальных ролей, адаптация к снижению физических возможностей, подведение итогов жизни и ее принятие, развитие личностной позиции в отношении смерти, деятельность самообслуживания как возможность сохранения самостоятельности и независимости. Развитие потребности в передаче накопленного опыта, уважении и самоутверждении. Жизненная мудрость как личностное новообразование. Интегративность как результат принятия своей жизни как целого (Э. Эриксон). Особенности общения и межличностных отношений в старости. Проблема одинокой старости. Компенсаторные механизмы в периоды старения и старости. Факторы адаптивного и продуктивного развития в позднем возрасте (Л.И. Анцыферова). Заключительные этапы жизни человека.
Одним из фундаментальных разделов возрастной психологии является психология человека на этапе от 25-30 до 60-65 лет. «акмеология» - наука о периоде расцвета всех жизненных сил человека. Зрелость - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных, творческих способностей личности.
Э. Эриксон, анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, считал ее центральной на всем жизненном пути человека. Развитие личности в это время продолжается во многом благодаря влиянию со стороны детей, молодого поколения, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим. Главная положительная характеристика личности на этой стадии - производительность реализуется в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в творчестве.
Стадии развития личности по Э. Эриксону включают в себя: раннюю взрослость (от 20 до 40—45 лет), среднюю взрослость (от 40—45 до 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет).
Молодость – период активного профессионального, социального и личностного развития. Трудности в профессиональном становлении. Вступление в брак, рождение и воспитание детей. Интенсивное познавательное развитие. Кризис молодости. Строительство перспектив дальнейшей жизни – преодоление кризиса.Задачи развития: осознание себя во взрослом статусе и принятие социальной ответственности, прав и обязанностей, овладение профессией и начало профессиональной деятельности, поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции, воспитание детей, формирование образа и стиля жизни и круга общения.