Психическое развитие в младшем школьном возрасте.7-11 лет
1. Ведущая деятельность – переходит смена с игровой деятельности на учебную. Основным фактором развития, помимо учебной деятельности, является общение с учителем, со сверстниками, с родителями. Структура учебной деятельности по Д. Б. Эльконину:
1) мотивация учения - система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл;
2) учебная задача, т. е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия;
3) учебные действия - те, с помощью которых усваивается учебная задача, т. е. все те действия, которые ученик делает на уроке (специфические для каждого учебного предмета и общие);
4) действия контроля - те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;
5) действие оценки - те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи.
2. Основные новообразования возникают не под влиянием ведущей деятельности.
содержательная рефлексия (рассмотрение оснований собственных действий)
планирование (внутренний план действий)
происходит построение целостной, связанной познавательной системы (умение анализировать, классифицировать, соотносить)
развитие трудолюбия (по Эриксону) или чувства личной неполноценности.
Самосознание по Мухиной
1. Осознание прав и обязанностей – дети осознают преимущественно обязанности связанные с учебной деятельностью. Права – с улицей, обязанности – школа.
2. Осознание времени – появление ориентации на прошлое (в детстве лучше), будущее не имеет побудительной силы.
3. Половая идентификация – идет активное формирование половых ролей.
4. Осознание имени – закрепляется депривация имени.
5. Притязание на признание – ребенок попадает в ситуацию социального оценивания; получает возможность объективного сравнивания себя с другими, отсюда следует: - ребенок осознает свое не всемогущество; - увеличивается зависимость ребенка от оценки взрослого; - принятие ответственности за поступки.
6. Общение – с родителями (новый статус ребенка; боязнь родителями школы; усиление проекции родительских стремлений); учитель является авторитетом для ребенка (появляются первые социальные страхи – страх несоответствия общепринятым нормам); общение со сверстниками.
Память– Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу; идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала.
Мышление – наглядно-образное, к концу дошкольного возраста – словесное. Пиаже – репрезентативное мышление, формируется представление о понятиях – тенденция к обобщению понятий и установление связей между ними. Образное мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами -основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие.
В школьном возрасте формируется новый тип мышления - теоретическое (В. В. Давыдов).
Важное условие для формирования теоретического мышления - формирование научных понятий.
Речь– язык как средство общения и мышления, завершается развитие речи. Интенсивно развивается контекстная и объяснительная речь школьника, формируется эмоциональная культура речи. Процесс овладения письменной речью постоянно связан с новообразованиями младшего школьника - произвольностью психических процессов, умением работать с символами и знаками, усвоением понятий, возникновением внутренней речи и внутреннего плана действий.
Общение– внеситуативно-личностное, эм. оценка, моральное отн. к себе.
Кризис 7ми лет: потребность в смене социальной ситуации развития, появление самооценки, развитие самосознания, произвольность психики.
3. Социальная ситуация развития коренным образом меняется. Ребенок становится школьником. Появляется внутренняя позиция. Утрата интереса к игре. Появление учебных мотивов. Мотивация достижения проявляется в игровой деятельности. Действия ради знаний и умений, оценок и признания со стороны взрослых.
Ведущая деятельность – учебная. Структура учебной деятельности по Эльконину. Сензитивность – развитие теоретического мышления – перестройка всего мыслительного процесса. Появление конкретных операций.
Стадии конкретных операций по Пиаже: операции логические, но на наглядном материале. К концу младшего школьного возраста – различие в интеллекте (теоретики, практики, художники - образное мышление).
Развитие научного мышления, формирование научного понятия.
Новообразование младшего школьного возраста – рефлексия деятельности (осознание способов и результатов деятельности).
Мотивационные сферы.
Первая группа мотивов – широкие социальные мотивы.
А) мотив высоких оценок
Б) долг ответственности и получение образования
Вторая группа мотивов – познавательные.
А) ситуативные познавательные процессы (зависят от содержания учеб. предметов)
Б) учебно-познавательные – ориентированы на процесс решения учебного задания.
В) собственно познавательные процессы – проявляются редко у одаренных детей.
Третья группа мотивов – личные
А) мотив достижения успеха (хороший результат, престижный мотив, учиться, чтобы выделиться)
Б) мотив избегания неудач – страх, избегание наказания, компенсаторные мотивы.
Самосознание младшего школьника.
Потребность в отношениях с учителем.
Основная линия развития – переориентация с внешней оценки на внутреннюю.
Эриксон – чувство компетентности, либо неполноценность именно в области изучения знаний.
Связь самооценки и уровня притязаний – исходный уровень притязаний задают родители. К концу младшего школьного возраста сам формирует притязания.
Действие контроля к концу младшего школьного возраста интериоризуется в самоконтроль.
Оценка со стороны учителя переходит в самооценку собственных действий. Самооценка должна быть содержательной. Самооценка рефлексивна и самокритична.
К концу младшего школьного возраста формируются элементы трудовой, художественной, общественно полезной деятельности. Создаются предпосылки к развитию чувства взрослости: ребенок думает, что он все может делать как взрослый. Ребенок представляет собой в известном смысле личность.