Проблема сознания в психологии.

Качественное своеобразие психики человека, ее отличие от психики животных. Возникновение и развитие сознания в филогенезе. Биологические предпосылки возникновения сознания. Общение и трудовая деятельность как основные социальные факторы развития сознания. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского о происхождении высших психических функций. 1 часть: человек и природа. При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъектов о средой. А именно, не природа заставляло приспосабливаться, но человек стал действовать на природу и видоизменять ее. Создаются орудие труда, развивается материальное производство. 2 часть: человек и его собственная психика. Овладение природой произошло бесследно, он научился овладевать собственной психикой, появились высшие психические функции. ВПФ – это сложные психические процессы, социальные по-своему формированию, которые опосредованы и потому произвольны. Человек овладел своим поведением с помощью специальных орудий, иначе знаков. Знак – это основа символического моделирования явление объективного мира, которое заключается в подстановке одного явления вместо другого. 3 часть: генетические аспекты. 4 часть: различие психики животных и сознания человека: 1) У человека кроме наследуемого и прижизненно приобретенного опыта есть еще сознательно регулируемый целенаправленный процесс развития, связанный с обучением и воспитанием. 2) У человека сознательный процесс обладают особыми качествами восприятию – предметности, мышлению – абстрактности, памятью – произвольности. 3) память животных по сравнению с человеком ограничено. Они могут пользоваться только той информацией, которые получили сами. 4) мышление животных конкретно-действовательное у человека – абстрактное. 5) различие в языке. Животные подают сигналы только в конкретных ситуациях, человек о прошлом, настоящем, будущем. 6) Разница сравнений эмоций. У человека есть высшее нравственное чувство, которых нет у животных. Только человек может сострадать. 7) Различие в создании орудия деятельности. Животные создают орудие с помощью свих лап, а человек с помощью других орудий. Только человек сохраняет орудие труда и использует его неоднократно. 8) различия психики. У животных развитие по биологическим законам, а у человека по социально-историческим. Усвоение общественно-исторического опыта как путь развития человека. Сознание человека и его сущность. Сознание как осознанное бытие. Признаки и свойства сознания. Единство сознания и деятельности. Структура сознания. Сознание – это высший уровень психического, отраженное действительности. Присуще только человеку. Характеристика сознания человека: 1) Ощущения себя с познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность. Может теряться во время сна. 2) В сознании отражаются не все и не случайные, а только главные характеристики предметов. 3) Сознание способно к коммуникации. 4) В сознании существуют интеллектуальные схемы. Свойства: 1) Активность. 2) избирательный характер. 3) обобщенность и отвлеченность. 4) ценностность. 5) динамичность – это изменяемость, способность к непрерывному развитию. 6) искаженность. 7) индивидуальный характер. 8) способность к рефлексии (к самонаблюдению) Взгляд со стороны. 9) способность к коммуникации (передача информации). Функции сознания: 1) Отражательная. 2) Оценочная. 3) Креативная. 4) Рефлексивная (способность сосредоточения). 5) Преобразующая. 6) Времяобразующее (сознании формирует картину жизни). 7) Структур сознания З. Фрейд, который рисует: подсознние , сознание и сверхсознание. Основные подходы к исследованию структуры сознания (З. Фрейд, А.Н. Леонтьев). Бытийный и рефлексивный слои сознания (В.П. Зинченко). Сознание и бессознательное. Бытийно-деятельностный слой – биодинамическая деятельность – чувственная ткань образа. Рефлексивно-созерцательный – значение и смысл. Значение – это содержание общественного сознания, усваиваемое индивидом, формируется внутри определенного культурного пространства. Смысл – указывает на то, что индивидуальнее сознание несводима к безличному сознанию. Биодинамическая ткань – наблюдаемая внешняя форма живого движения. Чувственная ткань образа – обобщенное название для различных перцептивных категорий (пространство, время) Неосознаваемые явления в психике. Неосознанные процессы: неосознавательный механизм сознательной деятельности, побудители сознательный действий, надсознательные процессы. Неосознаваемые автоматизмы: первичные и вторичные автоматизмы, явление неосознаваемой установки, неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Неосознаваемый автоматизм – это действие или акты, которые совершаются сами собой без участия сознания. Подразделяются на первичные – врожденные акты или те, которые формируются очень рано. Вторичные (навыки) – формируются при жизни. Во-вторых: это явление неосознаваемой установки. Установка – это готовность организма или субъекта, к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. В-третьих: неосознаваемое сопровождение сознательной деятельности. Данный вид неосознавательного процесса представляет собой важное средство общения, и могут быть объективным дополнением психологических характеристик человека. Неосознаваемые побудители сознательных действий. Формы проявления бессознательного (сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы). Над сознательные процессы (процессы творческого мышления, процессы переживания большого горя или больших жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы и др.). Неосознаваемые побудители сознательный действий существуют по З.Фрейду – 3 формы бессознательного: 1) сновидения 2) ошибочное действие 3) невротические симптомы. Надсознательные процессы – это процессы образования интегрального продукта, большой сознательной работы, которое затем выгорается сознательную жизнь и меняет ее течение. Процессы творческого мышления, процессы переживания большого горя.





Наши рекомендации