Занятие 3. Остров Веселого краба
Оборудование: комплект «Звездное небо», «Звездный дождь», настенное панно «Водопад», зеркальный уголок с пузырьковой колонной, цветные модули, мягкие напольные маты, профессиональные генератор со звуками природы, мягкий пуф «Краб», карта с пиратским шифром, звукоактивированный проектор светоэффектов «Русская пирамида», шляпа пирата, бандана пирата, восковые мелки, планшеты жесткие с фиксатором, мягкий оранжевый пуф в форме краба с улыбающимся лицом, плотный большой платок, оранжевая атласная лента 3-6 м, магнитофон, записи песенок Е.Железновой, Дневники настроения.
Ход занятия.
1. Приветствие, разминка. Пальчиковая гимнастика. Оборудование: аппарат «Звездный дождь», настенное панно «Водопад». Упражнение «Дождик поливай». Дождик, дождик поливай (хлопки в ладоши), Будет хлеб каравай (развести руки в стороны, показываем большой каравай), будут булки (немного сведите руки к центру), будут сушки (сведите пальцы рук в кольцо), будут пряники (вложите ладонь в ладонь другой), ватрушки (вложить кулак одной руки в ладонь другой). Повторяем 1-2 раза.
2. Основная часть. Психолог напоминает название корабля, приключения на острове Морских узлов. Ритуал начала путешествия (оборудование, текст см. занятие 1).
Психолог: «Мы приплыли на остров Веселого краба. Давайте познакомимся с его хозяином!». Под платком спрятан большой оранжевый пуф в форме краба, убираем платок: «Давайте поприветствуем нашего нового знакомого!». Необходимо дать время участникам рассмотреть, прикоснуться, полежать на нем.
Упражнение «Морское настроение». Участники сидят в кругу, краб находится в центре круга. Каждый из участников обеими руками держит часть атласной ленты, из нее образуется круг. По команде психолога участники изображают морские волны, штиль или шторм. Штиль – руки вытянуты вперед, волны – изображаем движение спокойных морских волн, шторм – быстрые хаотичные движения.
Упражнение «Противоположности». Психолог: «Хозяин острова, на котором мы гостим настоящий весельчак! А знаете ли вы как называется качество противоположное веселому?». Предлагаем назвать другие противоположные качества, например, веселый - грустный, злой - добрый, ленивый, трудолюбивый и пр.
Упражнение «Комплименты». Оборудование: звукоактивированный проектор светоэффектов «Русская пирамида». Участник называет имя одного из членов команды, его хорошее качество, хлопает в ладоши, аппарат меняет цвет освещения комнаты и расположение геометрических фигур, тот, кому адресовали комплимент, называет имя следующего участника, хорошее качество, хлопок и т.д. Психолог должен контролировать, чтобы прозвучали комплименты в адрес всех участников.
Пальчиковая гимнастика. Психолог: «У Веселого краба есть своя песенка. Давайте разучим ее, порадуем его, и гостеприимный краб подскажет нам где часть шифра!».
Песня «А под пальмой краб сидит».
(Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Дети раскачиваютруками в разные стороны, стараясь не поднимать локти). Ветер дует, задувает, Пальму в стороны качает. Ветер дует, задувает,Пальму в стороны качает. Ладони лежат на коленях, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцырук согнуты, растопырены (клешни). Шевелят ими.А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит, А под пальмой краб сидитИ клешнями шевелит. Чайка над водой летает Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья). Дети "машут" ими в воздухе. И за рыбками ныряет, Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняют волнообразные движения.Чайка над водой летаетИ за рыбками ныряет. А под пальмой... Под водой на глубине Крокодил лежит на дне. Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открывают и закрывают рот" крокодила Под водой на глубине Крокодил лежит на дне.Перевернув руки на другую сторону, повторяют движения.А под пальмой…Участники находят часть шифра под клешнями краба. Соединяют найденные части, пытаются разгадать послание пирата. Психолог: «Еще одна часть шифра у нас! Новые приключения впереди, пора возвращаться домой».
4. Рефлексия и ритуал возвращения домой (см. занятие 1).
5. Заполняем Дневники настроения.
Занятие 4. Остров Дружбы
Оборудование: лампа «Вулканическая лава», комплект «Звездное небо», «Звездный дождь», настенное панно «Водопад», зеркальный уголок с пузырьковой колонной, мягкие напольные маты, профессиональные генератор со звуками природы, карта с пиратским шифром, шляпа пирата, бандана пирата, стилизованный сосуд с морским посланием, шифоновый шарф, восковые мелки, планшеты жесткие с фиксатором, Дневники настроения.
Ход занятия.
1. Приветствие, разминка. Пальчиковая гимнастика «Дождик поливай» (см. оборудование и текст занятие 3).
2. Основная часть. Психолог напоминает название корабля, приключения на острове Морских узлов и Веселого краба. Ритуал начала путешествия (оборудование, текст см. занятие 1). Психолог: «Сегодня карта привела нас на остров Дружбы! Поднимите руку те, у кого есть друзья». Предлагаем участникам назвать имена своих друзей. Интересуемся, появились ли новые друзья в наших морских приключениях; в какие игры участники любят играть со своими друзьями как помогают друг другу и пр. обязательно психолог хвалит всех отвечающих, приглашает к разговору стесняющихся.
Упражнение «Послание». На бланке предлагаем участникам написать послание тем, кто еще не умеет дружить. На бланке пишем, что же нужно делать, чтобы подружиться? После заполнения участники читают по желанию написанное, все вместе помещаем в стилизованный сосуд и отправляем в море (Оборудование: фонтан водный с подсветкой, зеркальный уголок с пузырьковой колонной, профессиональные генератор со звуками природы – шум моря).
Упражнение «Дружеский обед». Психолог: «Какое хорошее и важное дело мы с вами сделали сейчас! Не пора ли подкрепиться? Давайте разведем костер и сварим настоящую морскую походную похлебку!». Оборудование: лампа «Вулканическая лава». Психолог предлагает участникам мешок с овощами и фруктами, которые, прежде чем достать из мешка, необходимо тактильно узнать, не подгладывая. Овощи складываем в котел (шифоновый шарф, сложенный в круг на полу), беремся за руки, «варим» и приговариваем: «Варись для друзей, Варись поскорей, Всех друзей угощу! Никого не пропущу!».
Психолог: «Что же здесь еще такое интересное в мешке? Это же третья часть шифра!». Участники соединяют найденные части, пытаются разгадать послание пирата.
Упражнение «Кокосы». Участники разделяются по парам, психолог предлагает собрать провиант в дорогу домой. Разделяются по парам, катаем друг другу мячи – «кокосы», складываем в трюм корабля.
4. Рефлексия и ритуал возвращения домой (см. занятие 1).
5. Заполняем Дневники настроения.