Сенсорной комнате «Необыкновенные морские приключения»
Педагог-психолог Е.В.Короленко
Пояснительная записка
Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, сложную структуру дефекта, поскольку бóльшая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку во всем необходимом объеме.
Младшие школьники с ОВЗ, имеющие сложную структуру дефекта (слабовидящие с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющие сохранный интеллект) испытывают трудности во взаимодействии, характеризуются неумением участвовать в совместной деятельности в паре, оказывать взаимопомощь и взаимный контроль, не проявляют инициативу, испытывают трудности или не умеют договариваться, аргументировать. Следствием является нарушение формирования мотивационной сферы и усвоения норм и правил социальных взаимоотношений. В результате происходит вторичная, обусловленная психологическими особенностями личности изоляция, его псевдоаутизация.
Принципиальное значение приобретает проблема формирования у ребенка с ограниченными возможностями здоровья социального опыта, требующего создания особых условий, способствующих вовлечению ребенка в окружающую действительность (О.Г.Приходько). Одним из таких условий может стать организация полифункциональной мультисенсорной и интерактивной среды.
Представленная нами программа коррекционно-развивающих занятий «Необыкновенные морские приключения» реализована в условиях темной сенсорной комнаты.
Темная сенсорная комната – специально оборудованная полифункциональная интерактивная среда; специальное помещение, технические характеристики которого отвечают требованиям, предъявленным к использованию различных электроустановок. Одним из главных условий темной сенсорной комнаты является создание затемнения, достаточного для того, чтобы наблюдать световые эффекты. Все предметы, которые находятся в этой комнате, являются абсолютно безопасными при передвижении в полумраке и соответствуют мировым стандартам по цвету, форме и качеству.
Цель программы «Необыкновенные морские приключения» - развитие коммуникативных навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях темной сенсорной комнаты.
Задачи программы:
- создание условий для развития навыков взаимодействия в группе;
- формирование навыков взаимопомощи;
- развитие навыков рефлексии и вербализации эмоционального состояния;
- создание условий для формирования положительного эмоционального отношения к совместной деятельности.
Категория участников: младшие школьники, имеющие сложную структуру дефекта Программа состоит из 16 часов, по 30-35 минут каждое занятие.
Формы работы: когнитивно-поведенческие техники психокоррекции, техники арт-терапии, техники телесноориентированной терапии.
Методическое обеспечение.
1. Оборудование темной сенсорной комнаты:фонтан водный с подсветкой, комплект «Звездное небо», «Звездный дождь», световая каскадирующая труба «Веселый фонтан», настенное панно «Водопад», звукоактивированный проектор светоэффектов «Русская пирамида», зеркальный уголок с пузырьковой колонной, лампа «Вулканическая лава», цветные модули, мягкие напольные маты, массажеры мячики, профессиональные генератор со звуками природы, мягкий пуф «Краб», звукоактивированный проектор светоэффектов «Русская пирамида»,
2. Другое оборудование: разноцветные шифоновые платки или шарфы, карта с пиратским шифром, шляпа пирата, бандана пирата, восковые мелки, альбомные листы, планшеты жесткие с фиксатором, атласная лента оранжевая, ватман, шкатулка-сундук, ватман.
3. Учебно-методический комплект: программа занятий «Необыкновенные морские приключения», индивидуальные Дневники настроения.
Предполагаемый результат: упражнения, используемые в занятиях, направлены на развитие у учащихся умения взаимодействовать в паре и группе, умения оказывать взаимопомощь в совместной деятельности, навыков рефлексии собственного эмоционального состояния и его вербализации, создают условия для проявления инициативы и положительного эмоционального отношения к совместной деятельности, коммуникативные навыки, повышают самооценку.
Оценка эффективности: эффективность занятий по программе отслеживается по методике Г. Цукерман «Рукавички», наблюдение.
Использованные источники:
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Речь, 2007
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.- СПб.:Речь, 2008
- Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007 – ч. 1 : Темная сенсорная комната
- Фопель К.Как научить детей сотрудничать? Ч.1-3.М., 1998
Учебный план программы «Необыкновенные морские путешествия»
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов |
Диагностический этап | Психологическая диагностика (индивидуальная форма) | |
Основной этап | ||
Тайна хитрого пирата | ||
Остров Морских узлов | ||
Остров Веселого краба | ||
Остров Дружбы | ||
Остров Добрых дел | ||
Остров сокровенных желаний | ||
Диагностический этап | Психологическая диагностика (индивидуальная форма) | |
Всего часов |
Календарно-тематический план программы «Необыкновенные морские приключения»
№ п\п | Тема занятия | Цели занятия | Оборудование | Дата |
1. | Психологическая диагностика (индивидуальная форма) | Выявление особенностей развития у учащихся умения взаимодействовать в паре и группе, умения оказывать взаимопомощь в совместной деятельности, навыков рефлексии собственного эмоционального состояния и его вербализации | Методика Г.Цукерман «Рукавички», протокол наблюдения | |
2. | Психологическая диагностика (индивидуальная форма) | Методика Г.Цукерман «Рукавички», протокол наблюдения | ||
3-4. | Тайна хитрого пирата | Знакомство с интерактивной средой сенсорной комнаты. Создание привлекательной, эмоционально - окрашенной, доверительной атмосферы в группе; формирование мотивации на участие в программе. Развитие навыков рефлексии | Фонтан водный с подсветкой, комплект «Звездное небо», зеркальный уголок с пузырьковой колонной, цветные модули, мягкие напольные маты, профессиональные генератор со звуками природы, карта с пиратским шифром, шляпа пирата, бандана пирата, восковые мелки, ватман, Дневники настроения | |
5-6. | Остров Морских узлов | Коррекция самооценки, создание условий для осознания ресурсного значения собственного имени и его различных форм. Формирование навыков взаимопомощи. Развитие навыков рефлексии и вербализации эмоционального состояния. Развитие навыков рефлексии, создание условий для исследования собственных качеств характера | Фонтан водный с подсветкой, комплект «Звездное небо», световая каскадирующая труба «Веселый фонтан», зеркальный уголок с пузырьковой колонной, цветные модули, мягкие напольные маты, профессиональные генератор со звуками природы, разноцветные шифоновые платки по количеству участников, шкатулка-сундук, карта с пиратским шифром, шляпа пирата, бандана пирата, восковые мелки, альбомные листы (бланки), наклейки, планшеты жесткие с фиксатором, Дневники настроения | |
7-8. | Остров Веселого краба | Развитие и коррекция навыков взаимодействия в группе. Формирование групповой сплоченности. Развитие и коррекция самооценки, развитие умения выражать и принимать похвалу. Создание условий для формирования положительного эмоционального отношения к совместной деятельности. Развитие навыков рефлексии | Комплект «Звездное небо», «Звездный дождь», настенное панно «Водопад», зеркальный уголок с пузырьковой колонной, цветные модули, мягкие напольные маты, профессиональные генератор со звуками природы, мягкий пуф «Краб», карта с пиратским шифром, звукоактивированный проектор светоэффектов «Русская пирамида», шляпа пирата, бандана пирата, восковые мелки, планшеты жесткие с фиксатором, мягкий оранжевый пуф в форме краба с улыбающимся лицом, плотный большой платок, оранжевая атласная лента 3-6 м, магнитофон, записи песенок Е.Железновой, Дневники настроения | |
9-10. | Остров Дружбы | Развитие навыков рефлексии, создание условий для исследования собственных качеств. Создание условий для развития навыков взаимодействия в группе. Формирование навыков взаимопомощи | Лампа «Вулканическая лава», комплект «Звездное небо», «Звездный дождь», настенное панно «Водопад», зеркальный уголок с пузырьковой колонной, мягкие напольные маты, профессиональные генератор со звуками природы, карта с пиратским шифром, шляпа пирата, бандана пирата, стилизованный сосуд с морским посланием, шифоновый шарф, восковые мелки, планшеты жесткие с фиксатором, Дневники настроения. | |
11-12. | Остров Добрых дел | Создание условий для развития навыков взаимодействия в группе. Формирование навыков взаимопомощи. Развитие навыков рефлексии и вербализации эмоционального состояния. Создание условий для формирования положительного эмоционального отношения к совместной деятельности | Комплект «Звездное небо», зеркальный уголок с пузырьковой колонной, мягкие напольные маты, профессиональные генератор со звуками природы, мягкий пуф «Краб», карта с пиратским шифром, шляпа пирата, бандана пирата, восковые мелки, планшеты жесткие с фиксатором, плотный большой платок, записи песенок Е.Железновой, пальчиковые мягкие игрушки, Дневники настроения | |
13-14. | Остров сокровенных желаний | Создание эмоционально - окрашенной, доверительной атмосферы в группе. Развитие навыков рефлексии и вербализации эмоционального состояния. | Фонтан водный с подсветкой, комплект «Звездное небо», настенное панно «Водопад», зеркальный уголок с пузырьковой колонной, мягкие напольные маты, профессиональные генератор со звуками природы, карта с пиратским шифром, шляпа пирата, бандана пирата, восковые мелки, планшеты жесткие с фиксатором, сердечки из пластмассы, светящейся в темноте, Дневники настроения | |
15. | Психологическая диагностика (индивидуальная форма) | Выявление особенностей развития у учащихся умения взаимодействовать в паре и группе, умения оказывать взаимопомощь в совместной деятельности, навыков рефлексии собственного эмоционального состояния и его вербализации | Методика Г.Цукерман «Рукавички», протокол наблюдения | |
16. | Психологическая диагностика (индивидуальная форма) | Методика Г.Цукерман «Рукавички», протокол наблюдения |
Содержание программы «Необыкновенные морские приключения»