Раздел 3. Поиск информации по теме исследования

ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ

Москва, 2011

Содержание

Введение

Раздел 1. Учебно-исследовательская работа студентов, бакалавров и магистрантов на факультете педагогики и психологии МПГУ

1.1. Учебно-исследовательская работа студентов как часть учебного процесса в вузе

1.1.1. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность студентов, бакалавров, магистрантов

1.1.2. Научные темы на факультете педагогики и психологии МПГУ

1.1.3. Организация учебно-исследовательской деятельности студентов, бакалавров, магистрантов в процессе обучения на факультете педагогики и психологии МПГУ

1.1.4. Квалификационные требования для специалистов, бакалавров, магистров

1.2. Этапы выполнения исследовательской работы студентом, бакалавров, магистрантов

1.2.1. Выбор научной группы.

1.2.2. Выбор и утверждение темы исследования.

1.2.3. Работа в научной группе.

1.2.4. Общие требования к курсовым и выпускным квалификационным (дипломным), бакалаврским и магистерским работам

1.2.5. Представление и защита курсовых и выпускных квалификационных (дипломных), бакалаврских и магистерских работ

Раздел 2. Написание и оформление курсовых и выпускных (дипломных) работа, магистерских диссертаций

2.1. Структура исследовательской работы

2.2. Специфика научного стиля изложения

2.3. Оформление курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ и магистерских диссертаций

Раздел 3. Поиск информации по теме исследования

3.1. Основные источники информации и научные библиотеки

3.2. Профильные периодические издания

Приложения

Приложение 1. Примеры оформления титульного листа

Приложение 2. Примеры оформления библиографических записей в списке литературы

Приложение 3. Требования по оформлению сопроводительных документов к выпускной квалификационной (дипломной) работе

Приложение 4. Требования по оформлению сопроводительных документов к работе, подаваемой на конкурс НИРС МПГУ

Введение

Цель данных рекомендаций – помощь в организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов, бакалавров, магистрантов и освоение ими требований, предъявляемых к квалификационным работам по психологии и/или педагогике, выполняемых на кафедрах психологии развития и педагогики высшей школы факультета педагогики и психологии ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».

Данные рекомендации выработаны совместно кафедрами педагогики высшей школы и психологии развития с целью выработки согласованных требований к студентам, бакалаврам и магистрантам, обучающихся на факультете педагогики и психологии МПГУ и осваивающих основы самостоятельной исследовательской работы под руководством преподавателей с данных кафедр. На факультете педагогики и психологии ведется подготовка специалистов по специальностям «Психология», Педагогика», «Педагогика и психология», «Социальная педагогика с дополнительной специальностью Педагогика и психология», а также бакалавров и магистров по направлениям «Психология», «Педагогика», «Психолого-педагогическое образование».

Требования к выпускным (дипломным) квалификационным работам и магистерским диссертациям соотносятся с требованиями ГОС ВПО соответствующих специальностей и направлений.

Тематика исследований студентов, бакалавров, магистрантов выстраивается в согласовании с научными темами кафедр, научных групп и соответствующими специализациями, в рамках которых проводится подготовка специалистов, бакалавров и магистрантов.

Публикация общих методических материалов позволяет взглянуть на систему учебно-исследовательской работы студентов факультета педагогики и психологии целостно, как с точки зрения поэтапного формирования компетентности молодого исследователя, так и с точки зрения организации совместных усилий научного руководителя и студента. Реформа высшего образования делает акцент на расширении самостоятельной деятельности студентов. В связи с этим, формализация в виде методических рекомендаций сложившегося опыта работы факультета в названной сфере представляется особенно актуальным.

Данные методические рекомендации адресованы в первую очередь к студентам, бакалаврам и магистрантам. Они помогут спланировать и организовать исследовательскую деятельность не только в процессе подготовки курсовой работы, но и на протяжении всего процесса обучения, а также при подготовке выпускных квалификационных (дипломных) работ.

Методические рекомендации будут полезны и руководителям исследовательских работ студентов, бакалавров и магистрантов для согласования единства требований по оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ.

Раздел 1. Учебно-исследовательская работа студентов

на факультете педагогики и психологии МПГУ

1.1. Учебно-исследовательская работа студентов как часть учебного процесса в вузе

1.1.1. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность студентов, бакалавров, магистрантов

Учебно-исследовательская работа студентов(УИРС)– неотъемлемая часть учебного процесса в высшем учебном заведении. В ходе этой работы студент, начиная с первого курса, осваивает научные знания и способы их добывания; развивает профессиональные навыки по организации, планированию, проведению и оформлению исследований; выстраивает самостоятельный путь по проектированию и написанию учебно-исследовательской работы. В процессе учебно-исследовательской деятельности происходит приобщение студентов, бакалавров и магистрантов к научным исследованиям, ведущимся на кафедрах, формируется научно-исследовательская квалификация.

Договоримся об основных понятиях, используемых в данном методической разработке по отношению к учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов:

Учебно-исследовательская деятельность– образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение студентами учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – преподавателя профилирующей кафедры. При реализации учебно-исследовательской деятельности происходит выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих вариативность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала; развитие навыка формирования гипотез, их адекватное формулирование; развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.); работа с первоисточниками; развитие навыков анализа и выбора одной версии в качестве истинной.

Наука есть общекультурная ценность и является элементом мировой культуры. Ценности науки, являясь независимыми от возрастных, личностных, национальных или конфессиональных особенностей, основываются на единых принципах и алгоритмах научной традиции, ориентирующейся на максимально объективные представления человека о мире, себе и себе в мире, подтверждаемые на опыте. Научное мышление отличается от обыденного сознания методом организации своей работы, ее упорядоченностью и целенаправленностью.

Главная цель учебного исследования с функциональной точки зрения отличается от научно-исследовательской. Если в сфере науки главной целью является получение новых знаний в общекультурном значении, то в образовании цель исследовательской деятельности полагается в приобретении студентами функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к самостоятельной учебной деятельности и активизации личностной позиции студента в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

В профессиональном образовании значимо, чтобы на основе реализации учебно-исследовательской деятельности студент стремился перейти на уровень научно-исследовательской деятельности, где ценность деятельность смещается с субъективно значимого процесса на объективно значимый результат.

В системе высшего профессиональном образовании можно выделить следующие основные функции учебно-исследовательской деятельности – повышение культуры профессиональной деятельности путем развития аналитических и прогностических способностей обучающихся средствами исследования; развитие интеллектуального и креативного потенциала студентов, развитие их профессионального мастерства. На основе реализации учебно-исследовательской деятельности студента под руководством ученого происходит формирование научно-исследовательской компетентности для дальнейшей эффективной профессиональной деятельности и возможности профессионального развития.

Развитие исследовательской деятельности студентов осуществления в ходе реализации основных этапов исследовательской деятельности, сложившихся и нормированных в традициях науки:

· ориентировка(выделение предметной области осуществления исследования);

· проблематизация (выявление и осознание проблемы – конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа; постановка цели исследования);

· оспособление (присвоении способом реализации исследования – подбор и обоснование методов и методик исследования, ограничение пространства и выбор принципа отбора материалов исследования);

· планирование (формулировка последовательных задач исследования; распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска);

· эмпирия(сбор эмпирического материала; постановка и проведение эксперимента; первичная систематизация полученных данных);

· анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных, формулировака выводов);

· рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными выводами, с процессом проведения исследования, с существующими ранее знаниями и данными).

1.1.2. Научные темы на факультете педагогики и психологии МПГУ

Тематика исследований студентов, бакалавров, магистрантов выстраивается в согласовании с научными темами кафедр и научных групп, также в соответствии со специализациями, в рамках которых проводится подготовка специалистов, бакалавров и магистрантов.

Научная тема кафедры педагогики и психологии профессионального образования: «Научно-методическое, информационное и технологическое обеспечение развития профессионального педагогического образования» (руководитель д.п.н., профессор Л.С. Подымова):

• личностно-деятельностный и компетентностный подход в педагогике и образовании;

• основные тенденции развития современной образовательной политики в РФ;

• стратегия модернизации высшего педагогического образования;

• становление и совершенствование методологической культуры учителя, его профессионализма и профессиональной компетентности;

• образовательное пространство как педагогическая категория;

• аксиологический потенциал образования и воспитания личности;

• концептуальные основы проектирования гуманитарно ориентированного содержания подготовки учителя физической культуры;

• педагогические условия развития духовной культуры учителя;

• технологии обучения учителя в педагогическом вузе;

• педагогическая поддержка развития личности на различных возрастных этапах развития;

• профессиональное развитие и саморазвитие педагога;

• аксиологические основания общей теории воспитания и другие.

2. Научная тема кафедры социальной педагогики и психологии: «Психолого-педагогические проблемы социума» (руководитель д.философ.н., профессор В.И. Жог).

В исследовании данной проблемы разрабатываются следующие направления:

• социальная психология: теоретические и прикладные аспекты;

• социально-психологические проблемы образования;

• социальное воспитание в контексте социализации;

• проблема компетентности в современном обществе;

• научно-методическое обеспечение компетентностного подхода в образовании;

• возрастные проблемы социализации;

• психопластика личности;

• воспитание в контексте киберсоциализации человека;

• интериоризация в контексте социализации;

• проблемы теории и истории социальной педагогики

• теория, история и практика социальной работы;

• психология менеджмента и маркетинга в образовании;

• социально-психологическое сопровождение личности в экстремальных ситуациях.

3. Научная тема кафедры психологии развития: «Развитие личности: возрастной и социокультурный аспекты» (руководитель академик РАО, д.пс.н. профессор В.С. Мухина). В рамках данной темы разрабатываются следующие фундаментальные и поисковые научные исследования:

• феноменология развития и бытия личности;

• акмеология научного творчества;

• моральное сознание и ценностно-смысловые ориентации личности;

• развитие личности на разных возрастных этапах;

• личность в экстремальных условиях;

• личность и этносы в условиях интернационализации и глобальной аккультурации;

• создание условий воспитания и развития личности;

• феноменология школьной депривации;

• психологическое сопровождение и консультирование личности.

4. Научная тема кафедры психологии образования: «Психологическое сопровождение образования: личностный и институциональный аспекты» (рук. к.пс.н. профессор А.С. Обухов).

В качестве основных направлений исследований кафедры психологии образования можно выделить следующие:

· антропологические проблемы образования;

• психология управления образованием;

• развитие субъектности на основе деятельностного подхода в образовании;

• научно-методическое обеспечение психологической службы в образовании;

• развитие психологической культуры участников образовательного процесса;

• развитие одаренности и творчества в образовании;

• психология исследовательской деятельности и психологические основы исследовательского обучения.

В рамках каждой научной темы осуществляется детализация проблематики исследования, корректируемая ежегодно. Списки научных групп с перечнем основной проблематики представляются студентам ежегодно в начале учебного года.

1.1.3. Организация учебно-исследовательской деятельности студентов, бакалавров, магистрантов в процессе обучения на факультете педагогики и психологии МПГУ

На первом курсе в рамках учебных дисциплин «Введение в профессию», «Психолого-педагогический практикум», «Практикум по общей психологии» и др. студенты начинают осваивать систему представлений о науке и исследовательской деятельности.

На факультете педагогики и психологии МПГУ студенты включаются в самостоятельную исследовательскую работу на втором курсе и продолжают ее в рамках обучения под руководством преподавателей факультета до защиты выпускной квалификационной работы. Для сотрудничества студента с научным руководителем в учебном расписании выделены отдельные часы – УИРС (два академических часа каждую неделю). Выполнение исследовательской работы студентом проводится самостоятельно вне аудиторных занятий.

Курсовая работа студента второго курса выполняется под руководством преподавателей кафедры психологии развития. Это первая самостоятельная попытка студента овладеть научным знанием. Одна из ключевых задач выполнения курсовой на втором курсе – основание студентом языка науки, логики и основных принципов построения исследования. В связи с этим, студентам второго курса рекомендуется (по согласованию с научным руководителем) один из двух вариантов написания работы:

1 – теоретическая работа на основе анализа научной психолого-педагогической литературы по избранной проблеме и самостоятельно выстроенной логике рассуждения;

2 – эмпирическая работа, включающая планирование, организацию, проведение и описание самостоятельного исследования с целью освоения алгоритма исследовательской деятельности.

В первом случае студент должен научиться самостоятельно анализировать тексты разных авторов, освоить правила цитирования, ссылок на источники.

Во втором случае студент должен научиться правилам и нормам построения эмпирического исследования, подбора и применения исследовательских методов, адекватных сформулированным автором работы цели, задачам и гипотезе, корректности обработки и интерпретации полученных материалов.

Это справедливо и для третьего курса.

В исследовательской работе плагиат категорически не допускается!

На третьем курсе руководство курсовой работой осуществляется кафедрой педагогики высшей школы. Тематику работ рекомендуется сохранять в области, близкой к теме второго курса, но с анализом более широкого круга литературы и построением собственного исследования. В качестве пространства для проведения эмпирических исследований целесообразно использовать учреждения, в которых в течение учебного года студенты проходят педагогическую практику. Курсовая может строиться как чисто теоретическая, так и чисто эмпирическая работа.

В процессе выполнения курсовой работы на третьем году обучения студент должен овладеть методами анализа литературных источников, построения программы исследования и его проведения.

Студент, обучающийся по системе специалитета на четвертом курсе, в соответствие с получаемой специальностью и по согласованию с преподавателями кафедр, самостоятельно выбирает, на какой кафедре он будет писать курсовую работу. Разумно, чтобы курсовая четвертого курса в дальнейшем перерастала в дипломную работу, выполняемую на пятом курсе. Это позволяет создать необходимый научный задел и провести исследование, содержащее два или несколько этапов, в процессе которых уточняется заявленная гипотеза (гипотезы). На четвертом курсе студент должен выполнить работу, соответствующую всем требованиям, предъявляемым к работам данного типа. В идеале курсовая работа на четвертом курсе должна содержать как теоретическую, так и практическую части и демонстрировать умение студента осуществлять научное исследование по всем правилам. Это особенно актуально для студентов, обучающихся в системе бакалавр – магистр, поскольку на четвертом курсе они защищают бакалаврскую работу. Для остальных студентов выполненная должным образом курсовая существенно облегчает работу на выпускном курсе.

Приобретенные за годы обучения на факультетенавыки исследовательской деятельности в полном объеме студенты демонстрируют, защищая выпускную квалификационную (дипломную) работу на пятом курсе. К дипломным работам предъявляются высокие требования, как по содержанию, так и по оформлению. Дипломная работа должна иметь четкое методологическое основание; содержать широкий обзор психолого-педагогической, философской, социологической и другой, необходимой для раскрытия темы, литературы, демонстрирующий высокую компетентность студента в области исследования; четко и логично выстроенную программу исследования; самостоятельно собранный эмпирический материал, его обработку и анализ. Значимо, чтобы математические методы обработки данных были использованы корректно. Выводы исследования должны вытекать из обсуждаемых материалов и соотноситься с поставленной целью, задачами и гипотезой исследования.

Студенты, обучающиеся по системе бакалавриата (бакалавр – магистр), уже на четвертом курсе должны продемонстрировать свои навыки по организации, написанию и оформлению выпускной квалификационной работы в процессе защиты перед Государственной аттестационной комиссией. В соответствии со стандартом, бакалаврская работа должна сочетать в себе как теоретическое осмысление проблемы, так и практические результаты. Студенту необходимо владеть навыками анализа литературных источников, различными исследовательскими методами и четко предъявлять результаты своей работы, при необходимости корректно используя методы математической статистики. Иными словами, бакалаврская работа представляет собой законченное исследование частной научной проблемы, а студент аттестовывается как специалист, умеющий проводить исследовательскую работу по всем правилам в избранном направлении.

Студенты, обучающие по системе бакалавриата, пишут курсовые и выпускные квалификационные работы на 2, 3 и 4 курсах на той кафедре, которая является выпускающей по их направлению подготовки.

Следующим этапом исследовательской деятельности бакалавра, поступившего на обучение в магистратуру, является работа над магистерской диссертацией. Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать закрепление культуры написания исследовательских работ, демонстрировать совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности. Магистерская диссертация представляет выпускника как сложившегося исследователя, владеющего основами фундаментальных и прикладных исследований.

Ежегодно на факультете проходит конкурс научных работ студентов, бакалавров и магистрантов, по результатам которого работы направляются на конкурс научных работ МПГУ. Требования к содержанию конкурсных работ аналогичны требованиям к курсовым и дипломным работам. Однако оформляются они несколько иначе.На титульном листе указывается «Научная работа», а не «Курсовая…» или «Дипломная…», название, автор(-ы) и научный руководитель(-ли). Объем – не более 50 страниц печатного текста, не считая приложений.

Сопровождающие конкурсную работу документы: выписка из протокола Ученого совета факультета о выдвижении работы на конкурс, заключение научного руководителя, аннотация научной работы; сведения об авторе (авторах) и научном руководителе; сведения о научной работе (см. Приложение 5) оформляются отдельно (образцы бланков у зам. декана по научной работе). Работы со всеми сопроводительными документами представляются зам. декана по научной работе до 31 марта текущего года. По результатам факультетского конкурса Ученый совет факультета в апреле рекомендует работы на конкурс студенческих работ МПГУ.

В апреле на факультете проходит ежегодная межвузовская конференция молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии. Организация данной конференции проводится при участии зам. декана по научной работе, зам. зав. кафедрами по научной работе, руководителями научных групп, студенческим научным обществом ФПП. Все студенты 2-5 курсов, а также магистранты должны принимать участие в названной конференции в качестве слушателей, дискутантов или докладчиков.Конференция проводится по проблемным секциям. Количество и проблематика секций определяется ежегодно по согласованию с заведующими кафедрами и зам. декана по научной работе. На конференции студенты, бакалавры и магистры, прежде всего – авторы работ, выдвинутых на конкурс студенческих научных работ МПГУ,представляют результаты собственных исследований в форме докладов. В конференции также принимают участия аспиранты кафедр психологии развития и педагогики высшей школы, студенты и аспиранты других вузов Москвы. Выступление студента с докладом на конференции согласуется заранее с научным руководителем и руководителем соответствующей секции. Доклады рекомендуется сопровождать наглядными презентациями. По итогам конференции издается сборник лучших докладов, рекомендованных к публикации экспертными комиссиями по секциям.

1.1.4. Квалификационные требования для специалистов, бакалавров, магистров

В квалификационные требования по специальностям «Психология», Педагогика», «Педагогика и психология», «Социальная педагогика с дополнительной специальностью Педагогика и психология», а также бакалавров и магистров по направлениям «Психология» и «Педагогика», «Психолого-педагогическое образование» входит научно-исследовательская квалификация. Приведем выдержки из квалификационных требований по ГОС ВПО.

Бакалавр по направлению психология. Объектом профессиональной деятельности бакалавра являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом — их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне.

Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его степени и квалификации: участвовать в практической прикладной деятельности под руководством психологов с образованием третьего уровня, а также кандидатов и докторов психологических наук; владеть основными методами и приемами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования; грамотно ставить и решать научные проблемы в соответствии с кодексом профессиональной этики психолога; вести педагогическую деятельность в общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях.

Бакалавр по направлению педагогика. Выпускник, получивший (степень) квалификацию бакалавра педагогики, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы в области образования; использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования в области образования; конструировать содержание обучения на разных ступенях образования; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности различных профессиональных объединений педагогов, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими).

Выпускник, получивший квалификацию бакалавра педагогики, подготовлен к проектированию педагогического процесса, программ развития субъектов педагогического процесса, собственной профессиональной деятельности; построению межличностных и деловых отношений; к взаимодействию с социокультурной и профессиональной средой.

Деятельность бакалавра направлена на овладение источниками научной, общекультурной и профессиональной информации, универсальными способами практической и теоретической образовательной деятельности; способами проектирования и осуществления психолого-педагогической поддержки; способами исследовательской деятельности.

Магистр по направлению психология. Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе. Магистр должен знать основы методологии научного исследования; уметь: самостоятельно проводить исследование, определять проблему, формулировать гипотезы и задачи исследования; формировать план исследования; вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методики, исходя из задач конкретного исследования; владеть математико-статистическими методами обработки и анализа результатов, интерпретировать их с учетом имеющихся научных данных; представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

Магистр по направлению педагогика. Магистр подготовлен к научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки в области образования. Выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра педагогики, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на научно-исследовательскую работу в предметной области знаний; использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных; владеть современными методами исследований, которые применяются в области психолого-педагогического образования и анализировать результаты процесса обучения. в различных типах учебных заведений, включая средние профессиональные и высшие учебные заведения; проектировать и реализовывать в практике обучения новое содержание учебных предметов; диагностировать уровень образованности. Деятельность выпускника направлена на психологическое обеспечение образовательных систем посредством оказания психологической помощи участникам учебно-воспитательного процесса в образовательных, научно-исследовательских учреждениях, в семьях, в сферах культуры и быта, а также в учреждениях социальной реабилитации, социальной помощи и защиты.

Специалист психолог в качестве своих профессиональных компетенций и области научно-исследовательской деятельности должен знать и уметь: разрабатывать новые теоретические подходы и теории создания моделей исследуемых процессов и явлений; разрабатывать гипотезы и замысел экспериментов; подбирать методические приёмы и методики исследования, разрабатывать план эксперимента; создавать новые и модифицировать имеющиеся методы и методики исследования; анализировать результаты исследования, формулировать выводы и предложения; подготовить отчёты, научные публикации, аналитические обзоры; подготовить рекомендации для внедрения научных достижений в педагогической и практической деятельности.

Специалист педагог-психолог. Выпускник, получивший квалификацию педагог-психолог, должен быть готовым к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся; способствовать социализации и формированию общей культуры личности, осознанному выбору и освоению образовательных программ. В области научно-методической деятельности от специалиста с квалификацией «педагог-психолог» требуется: выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений; анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

Специалист педагог. Выпускник, получивший квалификацию преподаватель педагогики, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения. В области научно-методической деятельности от специалиста с квалификацией «педагог» требуется: выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений; анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

Специалист социальный педагог. Выпускник, получивший квалификацию социальный педагог, должен быть подготовлен к формированию общей культуры личности и способствовать социализации обучающегося, осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания.

Бакалавр по направлению психолого-педагогическое образование. Выпускник, получивший квалификацию (степень) бакалавра психолого-педагогического образования, должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:

способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1); владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2);способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9); готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК- 2); готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК- 4); готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5);

способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6); способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК- 9) способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);

Магистр по направлению психолого-педагогическое образование. Выпускник, получивший квалификацию (степень) магистра психолого-педагогического образования, должен обладать следующими профессиональными компетенциями в научно-исследовательской деятельности (ПКНИ):

способен проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы (ПКНИ-1); способен выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей (ПКНИ-2); способен критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы (ПКНИ-3); готов использовать современные научные методы для решения исследовательских проблем (ПКНИ-4); способен разработать и представить обоснованный перспективный план исследовательской деятельность (ПКНИ-5); способен организовать взаимодействие специалистов для достижения цели исследования (ПКНИ-6); способен выстроить менеджмент социализации результатов исследований (ПКНИ-7); способен представлять научному сообществу исследовательские достижения в виде научных статей, докладов, мультимедийных презентаций в соответствии с принятыми стандартами и форматами профессионального сообщества (ПКНИ-8); способен выделять исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения (ПКНИ-9).

1.2. Этапы выполнения студентом учебно-исследовательской работы

Этапы выполнения учебно-исследовательской работы студентами при написании курсовых и дипломных, бакалаврских и магистерских работ соотносятся с этапами, по которым строится любое научное исследование.

1.2.1. Выбор научной группы. Выбор научной группы осуществляется в первой половине сентября. В назначенный день проводится представление научных групп (тематика и области научных проблем, по которым преподаватели кафедр готовы работать со студентами). Представление проводится для 2-го курса преподавателями кафедры психологии развития; для 3-го курса – преподавателями кафедры педагогики высшей школы; студенты 4-го и 5-го курсов самостоятельно решают, у преподавателей какой кафедры они будут писать курсов

Наши рекомендации