Схема размышления над сказками и их обсуждения
Акцент | Направление размышления | Вопросы | Комментарий | ||
Основная тема | Понимание основных идей сказки, то есть того, что с ее помощью нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем хотели предупредить, чем подбодрить и пр. | О чем эта сказка? Чему она учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни? | Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, Общие ответы на общие вопросы | ||
Линия героев сказки. Мотивы поступков | Понимание видимой и скрытой мотивации героев сказки | Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому? | Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя или во взаимосвязи героев друг с другом | ||
Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей | «Составление списка» способов преодоления трудностей героями сказки | Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает — активный или | Имея набор способов решения проблем — прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение, важно оценить, в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей | ||
Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и к самому себе | Понимание общей направленности героя: созидатель он или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям? | Что приносят поступки героя окружающим: радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, а в каких — разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? | Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной жизненной ситуации | ||
Актуализированные чувства | Осознание эмоциональной реакции, которую вызывает у героя определенная ситуация и почему это именно так? | Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызвали радостные чувства, какие — грустные? Какие ситуации вызывали страх, какие — раздражение? Почему герой реагирует именно так? | Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источниках чувств внутри нас | ||
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7ЛЕТ
Ведущая потребность — общение. Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция — воображение. Возрастные особенности:
1. Проявление произвольности всех психических процессов. Но учебная деятельность школьного типа еще не сформирована.
2. Переход к младшему школьному возрасту.
3. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
4. Повышенная чувствительность.
5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
6. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.
Цели и задачи взрослых:
1. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
2. Способствовать развитию мышления.
3. Формировать произвольность всех психических процессов.
4. Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.
5. Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником.
6. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
7. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
8. Продолжать формировать этические представления.
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ
Мотивационная готовность к школе
Сформированность устойчивого познавательного, эмоционального и социального мотивов.
Память
Зрительная образная: объем — 7-8 предметов.
Слуховая образная — 7 звуков.
Слуховая вербальная — 7-8 слов.
Тактильная — 7 предметов.
Словесно-логическая. Произвольность памяти.
Внимание
Объем — 7-8 предметов.
Устойчивость — 25-30 минут.
Концентрация: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей при высокой плотности штриховки.
Умение видеть двойственные изображения.
Воображение
Творческое: способность изменять сюжет сказки, сочинять свои сказки с использованием выдуманных персонажей, умение преобразовывать один предмет в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов.
Интеллектуальная сфера
Анализ
- Умение устанавливать причинно-следственные
связи.
- Умение находить решение проблемных ситуаций.
- Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.
- Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов.
- Выполнение заданий: «найди девятое», «логические цепочки» по 3 и более признакам.
- Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Способность составить целое из 9 частей без образца, из 12 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов на основе представлений
Ребенок должен уметь выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения 1 и 2 порядка:
- Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся обобщений.
- Выполнение сериации по всем свойствам предметов.
- Умение выстраивать серию из 8-10 последовательных картинок.
- Выполнение операции классификации по существенным признакам.
Волевая сфера
- Способность принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации.
- Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.
- Умение планировать свою деятельность. - Умение действовать в соответствии с социальной ролью.
Личностная сфера
- Умение критически относиться к своим поступкам.
- Появление элементов рефлексии, устойчивой самооценки.
Новообразования
- Внутренний план действий.
- Произвольность всех психических процессов.
- Возникновение соподчинения мотивов.
- Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.
- Возникновение первой целостной картины мира.
- Появление учебно-познавательного мотива.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Сентябрь | Сказки для школьной адаптации: 1. Создание «Лесной школы» 2. Букет для учителя 3. Смешные страхи 4. Игры в школе |
Октябрь | 5. Школьные правила Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды: 1. Собирание портфеля 2. Белочкин сон 3. Госпожа Аккуратность |
Ноябрь | 4. Жадность 5. Волшебное яблоко (воровство) 6. Подарки в день рождения Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям: 1. Домашнее задание |
Декабрь | 2. Школьные оценки 3. Ленивец 4. Списывание 5. Подсказка |
Январь | Сказки о здоровье, в том числе психическом: 1. Обманный отдых 2. Бабушкин помощник 3. Прививка 4. Больной друг |
Февраль | Сказки о школьных конфликтах: 1. Ябеда 2. Шапка-невидимка (демонстративное поведение) 3. Задача для Лисенка (ложь) 4. Спорщик |
Март | 5. Обида 6. Хвосты (межгрупповые конфликты) 7. Драки 8. Грубые слова |
Апрель | 9. Дружная страна (межполовые конфликты) 10. В гостях сказки 11. Диагностика 12. Диагностика |