Схема размышления над сказками и их обсуждения

Акцент Направление размышления Вопросы Комментарий
Основная тема Понимание основных идей сказки, то есть того, что с ее помощью нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем хотели предупредить, чем подбодрить и пр. О чем эта сказка? Чему она учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни? Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, Общие ответы на общие вопросы
Линия героев сказки. Мотивы поступков     Понимание видимой и скрытой мотивации героев сказки     Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому? Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя или во взаимосвязи героев друг с другом  
Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей     «Составление списка» способов преодоления трудностей героями сказки     Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает — активный или Имея набор способов решения проблем — прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение, важно оценить, в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей
Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и к самому себе   Понимание общей направ­ленности героя: созидатель он или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям?     Что приносят поступки героя окружающим: радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, а в каких — разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции?   Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной жизненной ситуации
Актуализированные чувства   Осознание эмоциональной реакции, которую вызывает у героя определенная ситуация и почему это именно так? Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызвали радостные чувства, какие — грустные? Какие ситуации вызывали страх, какие — раздражение? Почему герой реагирует именно так? Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источниках чувств внутри нас
           

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7ЛЕТ

Ведущая потребность — общение. Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция — воображение. Возрастные особенности:

1. Проявление произвольности всех психических процессов. Но учебная деятельность школьного типа еще не сформирована.

2. Переход к младшему школьному возрасту.

3. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паяснича­нье, демонстративное поведение).

4. Повышенная чувствительность.

5. Полное доверие взрослому, принятие точки зре­ния взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.

6. Ведущим продолжает оставаться наглядно-об­разное мышление.

Цели и задачи взрослых:

1. Способствовать формированию учебно-познава­тельного мотива.

2. Способствовать развитию мышления.

3. Формировать произвольность всех психических процессов.

4. Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.

5. Способствовать формированию коммуникатив­ных навыков сотрудничества в общении со свер­стником.

6. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.

7. Способствовать формированию внутреннего пла­на действий через интериоризацию структуры деятельности.

8. Продолжать формировать этические представле­ния.

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ

Мотивационная готовность к школе

Сформированность устойчивого познавательного, эмоционального и социального мотивов.

Память

Зрительная образная: объем — 7-8 предметов.

Слуховая образная — 7 звуков.

Слуховая вербальная — 7-8 слов.

Тактильная — 7 предметов.

Словесно-логическая. Произвольность памяти.

Внимание

Объем — 7-8 предметов.

Устойчивость — 25-30 минут.

Концентрация: нахождение известного изображе­ния, имеющего до 5 мелких деталей при высокой плот­ности штриховки.

Умение видеть двойственные изображения.

Воображение

Творческое: способность изменять сюжет сказки, сочинять свои сказки с использованием выдуманных персонажей, умение преобразовывать один предмет в другой в процессе манипуляции с различными материа­лами, придумывание различных игровых сюжетов.

Интеллектуальная сфера

Анализ

- Умение устанавливать причинно-следственные

связи.

- Умение находить решение проблемных ситуа­ций.

- Умение формулировать позиции различных пер­сонажей в литературном произведении.

- Умение выстраивать аргументацию к своей по­зиции с учетом контраргументов.

- Выполнение заданий: «найди девятое», «логи­ческие цепочки» по 3 и более признакам.

- Исключение на основе всех изученных обобще­ний.

Зрительный синтез

Способность составить целое из 9 частей без образ­ца, из 12 частей — со зрительной опорой на образец.

Сравнение предметов на основе представлений

Ребенок должен уметь выделять 10 сходств и 10 от­личий, в том числе существенные признаки.

Обобщение

Ребенок должен уметь выполнять обобщения 1 и 2 порядка:

- Выполнение операции конкретизации на осно­ве всех имеющихся обобщений.

- Выполнение сериации по всем свойствам предме­тов.

- Умение выстраивать серию из 8-10 последова­тельных картинок.

- Выполнение операции классификации по суще­ственным признакам.

Волевая сфера

- Способность принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации.

- Сформированность итогового и пошагового само­контроля.

- Умение планировать свою деятельность. - Умение действовать в соответствии с социальной ролью.

Личностная сфера

- Умение критически относиться к своим поступ­кам.

- Появление элементов рефлексии, устойчивой са­мооценки.

Новообразования

- Внутренний план действий.

- Произвольность всех психических процессов.

- Возникновение соподчинения мотивов.

- Самосознание. Обобщенное и внеситуативное от­ношение к себе.

- Возникновение первой целостной картины мира.

- Появление учебно-познавательного мотива.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Сентябрь Сказки для школьной адаптации: 1. Создание «Лесной школы» 2. Букет для учителя 3. Смешные страхи 4. Игры в школе
Октябрь 5. Школьные правила Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образова­тельной среды: 1. Собирание портфеля 2. Белочкин сон 3. Госпожа Аккуратность
Ноябрь 4. Жадность 5. Волшебное яблоко (воровство) 6. Подарки в день рождения Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям: 1. Домашнее задание
Декабрь 2. Школьные оценки 3. Ленивец 4. Списывание 5. Подсказка
Январь Сказки о здоровье, в том числе психи­ческом: 1. Обманный отдых 2. Бабушкин помощник 3. Прививка 4. Больной друг
Февраль Сказки о школьных конфликтах: 1. Ябеда 2. Шапка-невидимка (демонстратив­ное поведение) 3. Задача для Лисенка (ложь) 4. Спорщик
Март 5. Обида 6. Хвосты (межгрупповые конфлик­ты) 7. Драки 8. Грубые слова
Апрель 9. Дружная страна (межполовые конфликты) 10. В гостях сказки 11. Диагностика 12. Диагностика

Наши рекомендации