Тема: Лекция – традиционная форма преподавания в ВУЗе.
План:
1. Особенности современной ВУЗовской лекции;
2. Познавательные функции лекции;
3. Подготовка содержания лекции.
Вопрос.
Лекция как форма обучения появилась в средние века, когда книги были еще редкостью и знания сообщались студентам профессорами, считывающими текст с книг, поэтому лекция в переводе с латинского означает чтение.
В России лекцию стали использовать со времен М. В. Ломоносова, это было устное изложение материала, сопровождаемое различными демонстрациями. Вопрос о значении лекции в ВУЗе все еще актуален. Противники лекционного метода считают, что лекция приучает к некритическому восприятию материала чужих мыслей, не ведет стремление студентов самостоятельно добывать знание, не приучает мыслить, отнимает много времени, трудно воспринимается и записывается; а при этом можно использовать учебники и методические пособия.
Одновременно лекция находит множество сторонников, утверждающих, что при правильной методики чтения лекции, при грамотной организации слушателей большая часть ее недостатков преодолима. В ряде случаев лекция оказывается незаменимым методом: при разноречивых подходах к учебному материалу в учебниках разных направлений; когда самостоятельное изучение затруднено из-за объективных трудностях нового материала; в случае появления новой информации, незафиксированной.
В силу этих причин лекция остается ведущей формой преподавания в ВУЗе.
Вопрос.
Познавательные функции лекции разнообразны.
1. Прежде всего, это весьма экономичный способ получение новых знаний: знания подаются преподавателем уже в обобщенном систематизированном виде, это позволяет быстро и надежно их усваивать и далее самостоятельно ориентироваться в новой информации. Экономичный эффект лекции проявляется и в том, что ее одновременно можно читать большому числу слушателей, разными по объему аудиториям.
2. Лекция имеет значение в развитие культуры мышления студента, ведь лектор знакомит их с самим принципом научного мышления; показывает образцы научного мышления ученых. Лекция – своего рода размышление вслух, в такой форме мышления понятнее, легче схватывается, его опосредованного усвоения здесь и теперь.
3. Лекция – это наиболее гибкая подача информации: методическое мастерство лектора позволяет одну и ту же информацию подавать разными способами (от краткой, тезисной, конспективной до развернутой и граничащей с художественным изложением).
4. Любая хорошая лекция оказывает эмоциональное влияние на формирование интереса к дисциплине, взглядов, убеждений. Особенно это проявляется в лекциях гуманитарного цикла. По силе впечатлений общему воздействию именно лекционный способ подачи материала стоит пока выше других методов, поскольку ничем нельзя заменить личностное влияние лектора в живом общении с аудиторией.
5. Значит, лекция вводит студента в изучаемую науку, обеспечивая первое знакомство с ней, и благодаря этому определяет и другие формы изучения науки.
Вопрос.
Хорошая лекция – это всегда подготовленная лекция. Следует помнить, что лекция самая трудная форма преподавания, хотя бы потому, что при чтении лекции лектор одновременно выполняет несколько ролей:
=ученого, анализирующего явления; факты;
=оратора, убеждающего слушателей;
=педагога, воспитывающего мировоззрение, нравственность студентов, их отношение к делу.
=психолога, умеющего установить контакт со всей аудиторией и – индивидуально – с каждым.
К современной ВУЗовской лекции сегодня предъявляют высокие требования: должна быть информативной; стимулировать мыслительную деятельность студентов; воспитывать и развивать.
Подготовка лекции складывается из нескольких этапов: на первом формулируются цели, место конкретной лекции в структуре темы или раздела; выявляется степень подготовленности студентов по теме; отбирается теоретические и фактические по содержанию лекции.
В лекции анализируется состояние вопроса в современной науке, наличие дидактических трудностей (преподаватель должен знать трудности в восприятии студентами заранее, чтобы остановиться более глубоко и дать более объемное объяснение); пригодности тех или иных учебников, книг, монографий, статей. В зависимости от наличия или отсутствия материала следует определить дозировку времени, отводимого на разделы, на отдельные вопросы в каждой теме. Материалы этого этапа накапливаются у лектора в виде блоков информации.
Показатели содержательности лекции – это: ее научность; ее доступность; ее занимательность.
Научность лекции проявляется в ее опоре на современное состояние научного знания. Выражается это в рассмотрении, а затем сопоставлении различных взглядов на изучаемую проблему; на сущность теоретических и практических ее аспектах, описание теорий, закономерностей, конкретных психических феноменов.
Содержание научной лекции обязательно включает имена известных отечественных и зарубежных исследований, результаты этих экспериментов, новейшие идеи и концепции, описание методов исследования.
В ходе лекции ссылки на научные авторитеты целесообразны как и обязательно указание источников, цитаты по высказываниям с указанием источников. Полезно приводить и статистические данные, результаты диагностики, социологических опросов, анкет, это делает лекцию доходчивой и конкретной. Содержание лекции должно опираться на научные знания, а не на житейский опыт. Лекция, как правило, строится по алгоритму, следуя определенной логике.
Доступность обеспечивается пониманием студента основных понятий лекции. Доступность связанна с такими особенностями аудитории как: подготовка к предмету; возраст; профессиональные особенности.
Особое внимание в этом смысле следует обратить на систему терминов в этой теме, так как это основа понимания материала.
Терминология в психологии сложна, в сознании часто подменяется житейской терминологией, поэтому в подготовке лекции педагог обязан предусмотреть специальную работу с терминами: рассмотреть этиологию слов; дать подробное лексическое значение, выявит различия у сходных по смыслу терминов. Запись их на доске обязательна.
Понимание сущности психических явлений, понятий, законов зависит от умения лектора подбирать соответствующие примеры, без них лекция станет нудным перечислением теорий и фактов.
Важно, чтобы примеры не казались наивными, не были случайными, относились к сути излагаемого материала, не были слишком громоздкими, не были устаревшими.
Забавные истории, веселые пояснения придадут лекции игровой характер, сделают интереснее, помогут слушателям понять идею, подскажут как можно эту идею в лекциях применять в конкретных ситуациях и, в целом, будут способствовать запоминанию вопроса.
Учебный материал всегда будет более понятным, если он опирается на жизненный опыт слушателей, особенности их знания, личностные особенности. В связи с этим полезно и удобно сопоставлять в материале лекции некие жизненные и научные понятия.
Доступность учебного материала зависит и от методики преподавания и от стиля изложения.
Занимательность означает, что материал лекции должен быть интересным.
Интерес, конечно, будет зависеть от степени подготовленности группы, но есть такие качества информации, которые будут интересны для любой аудитории, это значимость материала для конкретной личности, для профессии всегда привлекательна новизна материала, историчность.
Значимость материала для личности достигается подбором качественных, интересных иллюстраций к каждому теоретическому положению лекции, «работают» и жизненные примеры и материалы популярных изданий. Многие темы в психологии сами по себе оказываются личностно значимыми. Например, всегда привлекают результаты диагностики, особенно оглашение норм и отклонений.
Самым манковым, привлекательным оказывается материал, связанный с профессиональной деятельностью психолога, например, обсуждение материала для консультирования, психологических тренингов, психологической коррекции, конкретных запросов населения. Студенты знакомятся с профессиональными сведениями. Обновленная информация, включающая имена, описания последовательных экспериментов, новых методов исследования, свидетельствует о новизне материала, как факторе привлекательности. Старые записи всегда заставляют лектора следить за содержанием, не возбуждают его эмоционально, следовательно вызывают у аудитории скуку.
История любой науки всегда представляет интерес, поэтому удачно используемые в лекции исторические факторы, сведения о личной жизни и творчестве, личных качеств выдающихся психологов, также работает на занимательность содержания. Научные идеи, излагаемые лектором, как результаты озарения не только лучше запоминаются, глубже понимаются, но обязательно должны занять достойное место в лекциях.
На втором этапе подготовки лекции определяется структура. Исторически сложилось, что лекция, как правило, включает три части: введение; основную часть; заключение.
Во введении формулируются тема; план; цели, то есть оно вводит студента в тему, заинтересовывает аудиторию, в нем называются опорные материалы идеи, которые связывают материал данной лекции с предыдущей и последующей. Эта часть лекции должна быть краткой и целенаправленной.
В основной части определяются все узловые вопросы, четки формулируются все определения, тезисно формулируются положения по теме, к каждому из них подбирается основание, аргументы и иллюстрации. Число вопросов, рассмотренные в основной части лекции оптимально 2-4, иногда 5-6. Отдельный вопрос для облегчения изложения лектором и усвоения студентами делятся на подвопросы. пункты плана лекции, затем могут быть использованы как вопросы к экзамену.
Длительность в освещении ряда вопросов должна быть соизмерима с научным значением излагаемых вопросов и степени знакомства с ними аудитории.
Заключение лекции – это обобщение в краткой формулировке основной идеи (мысль, вытекающая из ….) лекции.
В проблемной лекции всегда используются проблемные ситуации, выдвижение гипотез, которые потом решаются в групповой дискуссии. Именно проблемная лекция позволяет показать студентам движение мысли от одной гипотезы к другой, от одного способа решения к другому для достижения цели. Это самый плодовитый тип лекции, дающий эффект усвоения материала, формирование нового мышления студентов.
На таких лекциях полезно представлять «белые пятна» в науке и обсуждать альтернативы поиска ответов на вопрос.
Этап разработки текста лекции начинается со шлифовки плана: формулировки пунктов плана должны быть представлены краткими, но содержательными, чтобы их легко можно было записать; оптимальное время для каждого вопроса плана в соответствии со временем отведенным на всю тему так же должно предусмотрено; далее продумываются средства, обеспечивающие эффективность лекции (например, использование доски, мультимедиа, самостоятельные работы студентов); затем продумывается собственно текст лекции с учетом того, что законы построения разговорной речи иные, чем письменной. Способом подготовки лекции должна быть не текстуальная запись будущей лекции, а состояние плана-конспекта, подробно отражающего цепь логических рассуждений, самые важные аргументы, примеры. Начинающему преподавателю ВУЗов рекомендуется, кроме такого развернутого тезисного плана, иметь полный текст лекции, предварительно записанный и прослушанный (с учетом времени изложения и записи, логическими и эмоциональными акцентами, учетом других методических приемов).
Если используется во время чтения лекционные записи, лучше делать их на карточках такого формата, чтобы их было удобно держать и заглядывать.