Генетическая психология Ж.Пиаже
В развитии генетической психологии особое место принадлежит швейцарскому психологу Ж.Пиаже (1896 - 1980).
В 11 лет он опубликовал первую научную статью о воробьях-альбиносах, т.к. всю жизнь интересовался биологией и математикой. В университете он занимается биологией и философией. В 1918 году он становится доктором наук по работе о моллюсках.
После университета Пиаже едет в Цюрих, знакомится там с исследованиями К.Юнга, изучает технику психоанализа и получает знания, которые позже испытывает, соединяя экспериментальный лабораторный метод биологии с более свободным и информативным методом беседы, принятым в психоанализе. Разработке этого метода, который он позже применял для изучения мышления детей, Пиаже посвятил несколько лет жизни и назвал его методом клинической беседы.
В 1919 году он приглашен в Париж, в течение двух лет работает с А.Бине над шкалами измерения интеллекта и изучает типичные ошибки детей при решении «простых тестов Бине». В 1921 году он возвращается в Женеву; Э.Клапаред пригласил его на должность директора Института Жан-Жака Руссо.
Он читает лекции и в Женевском университете, и работает в доме малютки. Материал, наработанный в этот период, стал основой его первых книг «Мышление и речь ребенка», «Суждение и рассуждение ребенка». В них он дал концепцию когнитивного развития детей как постепенного, в несколько стадий, процесса. Дополнительным материалом для его книг стали наблюдения над собственными детьми.
В 1949 – 1951 годах Пиаже создает свой основной труд «Введение в генетическую эпистемологию». Это направление в исследовании мышления; цель – создать общую теорию развития познания на уровне синтеза данных филогенеза и онтогенеза, а в 1955 году он возглавил Международный центр по генетической эпистемологии в составе Женевского университета. До конца жизни Пиаже работал в этом исследовательском центре, был его бессменным директором.
Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии, исходя из идеи, что основой психического развития является развитие интеллекта. Экспериментально он показал, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, восприятие и память.
Этапами психического развития Пиаже считал этапы развития интеллекта, которые ребенок проходит в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы является логическое мышление. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание и создание правильной схемы окружения его обеспечивает адаптацию ребенка к окружающему миру.
При этом адаптация – это активное взаимодействие организма со средой, а активность – это необходимое условие развития. Пиаже считал, «что схемы нет ни в субъекте, ни в объекте, она является результатом активного взаимодействия с объектом». Любимым примером Пиаже по этому поводу был пример о ребенке, не владеющим понятием числа, но осознающим значение числа, перебирая камешки, играя с ними и выстраивая их в ряд.
Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации идет постепенно, ребенок испытывает при этом два механизма ее построения – ассимиляцию (уподобление, сходство) и аккомодацию (приспособление).
При ассимиляции построенная схема жесткая, она не изменяется при изменении ситуации, и человек (субъект) пытается все внешние изменения втиснуть в заданные рамки уже имеющейся схемы (взаимодействие в ситуации).
Аккомодация связана с изменением готовой схемы при изменении ситуации, в результате чего схема действительно является адекватной, полностью отражает все нюансы данной ситуации.
Сам процесс мышления, по Пиаже, - это чередование ассимиляции и аккомодации, до определенного предела ребенок всегда пользуется старой схемой, а затем он изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную схему.
Исследование Пиаже было поэтапным: в 20-е годы XX века, обнаружив связь между мышлением и речью, он строит исследование развития мышления через изучение речи детей, ее развитие. Пиаже собирал типичные для детей вопросы, задавал их самим детям. Он пришел к такому выводу: процесс развития мышления – это процесс экстериоризации (переход внутреннего во внешнее), т.е. мышление появляется сначала как внутреннее, аутистическое, а, пройдя стадию эгоцентризма, становится внешним, реалистическим. Таков процесс развития речи, который из эгоцентрической (речи для себя) становится речью социальной, т.е. речью для других.
Эта позиция Пиаже не была принята психологами, прежде всего Л.С.Выготским и В.Штерном, доказавшим, что аутистическое мышление как более сложное не может предшествовать реалистическому (В.Штерн), что эгоцентрическая речь является промежуточной между внешним и внутренним, а не наоборот (Л.С.Выготский).
В этот период Пиаже сделал открытия по особенностям детского мышления:
эгоцентризм (неумение встать на другую точку зрения);
синкретизм (нерасчлененность мышления);
трансдукция (переход от частного к частному минуя общее);
артивициализм (искусственность, созданность мира);
анимизм (одушевленность);
нечувствительность к противоречиям.
Наиболее значимыми были эксперименты Пиаже по исследованию эгоцентризма. Он задавал детям простые вопросы, в которых нужно было посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека (у меня два брата, а сколько братьев у твоего старшего брата).
Второй этап исследований Пиаже пришелся на 30 – 40-е годы, когда он исследовал операциональную сторону мышления. Пиаже, разрабатывал специальные эксперименты по процессам мышления, а до него Л.С.Выготский, В.Штерн, К.Бюллер и другие не исследовали процессов мышления, описывая только продукты мыслительной деятельности. В этот период Пиаже приходит к выводу, что психическое развитие связано с интериоризацией, т.к. первые мыслительные операции – внешние, сенсомоторные – переходят во внутренний план, превращаются в логические мыслительные операции. Он открывает главное свойство этих операций – их обратимость.
Пиаже исследовал переход от внешних операций к внутренним, формирование обратимости. Детям 5 - 7 лет давались задания на способность понимать сохранение веса, числа, предметов.
Он разделил весь процесс когнитивного детского развития на следующие стадии: сенсомоторную стадию развития (от рождения до двух лет); предоперациональную стадию (2 - 7 лет); стадию конкретных операций (7 – 12 лет); стадию формальной деятельности (12 и старше).
До 7 лет, по Пиаже, у детей формируются внутренние мыслительные операции, они несовершенны и необратимы. Только к семи годам дети начинают правильно решать задачи, но их логическое мышление пока связано только с конкретными проблемами. Лишь к подростковому возрасту формируется как конкретное, так и абстрактно-логическое мышление.
Периодизация интеллекта, таким образом, приобретает законченную форму: от стадии сенсомоторного интеллекта до стадии формальных операций. В каждой стадии существует два этапа:1) появление необратимой операции данного уровня; 2) развитие ее обратимости.
Сама периодизация заключается именно в переходе операций во внутренний план, приобретения операциями обратимости.
Пиаже первым понял и исследовал качественное своеобразие детского мышления, показал его отличие от мышления взрослых.
Разработанные им методы исследования уровня развития интеллекта стали диагностическими, а величайшей его заслугой является открытая им возможность понять и сформировать детский ум.