Предмет социальной психологии

Словосочетание социальная психология уже указывает на специфичность места этой науки в системе других наук. Социальная психология имеет две родительские дисциплины – социологию и психологию. Неоднозначность ее положения связана с несколькими причинами, главная из которых в том, что вокруг нас существуют факты, которые могут быть исследованы усилиями двух наук сразу (психологией и социологией) и в отдельности, потому что всякое общественное явление будет иметь психологический аспект, и наоборот. Еще одна причина в том, что история возникновения и становления социальной психологии происходила на стыке двух наук. В связи с тем, что во всех сферах общественной жизни, особенно на стыке столетий происходят значительные изменения, потребность в развитии социальной психологии – налицо.

Задачи социальной психологии актуальны, но две из них наиболее важны:

1. Выработка практических рекомендаций как выводов из прикладных исследований и – одновременно –

2. Достраивание собственно социальной психологии как самостоятельной науки с уточнением предмета и методологии.

Из задач уточняется и круг изучаемых проблем. Например, изучение законов поведения и деятельности людей, обусловленных их включенностью в социальные группы; психологическая характеристика самих этих групп. Такое понимание предмета СП возникло в ходе дискуссий в 20-х годах XX века и 50 – 60 годах XX века.

В 1924 году русский психолог Г.И.Челпанов предложил разделить психологию на две части: социальную психологию (на основе марксистской психологии исследования масс) и собственно психологию (не зависит ни от каких мировоззрений).

В результате этой дискуссии предметомсоциальной психологии стали считать социальную детерминацию психики, а вторая мысль о том, что предметом должно быть поведение личности в коллективе, не стала официальной в науке.

Построение социальной психологии на протяжении многих лет разрабатывается в педагогике (теория коллектива Макаренко) и ряд проблем – в философии (психология групп и классов).

Понятно, что российские психологи затрагивали в своих исследованиях вопросы общей психологии, возрастной психологии, педагогической психологии и вопросы социальной психологии. Например, в работах Л.С.Выготского это соединение очевидно.

Рассматривается вопрос о высших психических функциях (ВПФ), детерминированных социально, от идеи об историческом происхождении высших психический функций он приходит к мысли о культурно-историческом происхождении всех психических процессов. Один из выводов Л.С.Выготскогобыл таков: главный механизм развития психики – механизм освоения социально-исторических форм деятельности. Эта трактовка проблем общей психологии стала основой решения социально-психологических задач. Л.С.Выготскийне был согласен с тем, что дело социальной психологии – это изучение психики некоей собирательной личности. Он считал, что психика отдельной социальной личности - социальна, она и должна стать предметом социальной психологии.

В 50 – 60 годы XX века в дискуссии рассматриваются и запросы практики, и происходящие в самой науке изменения. Поэтому к вопросу о предмете социальной психологии возникает 3 подхода:

1. Социальная психология - наука о «массовидных явлениях психики» (психология классов, традиции, нравы, обычаи и др.);

2. Главный предмет исследования – личность. Строится типология личности, изучается личность в межличностных отношениях;

3. Синтез 1 и 2 подходов, т.е. рекомендовалось изучать и массовые явления, и личность в группе.

Полную схему предмета социальной психологии предлагали Б.Д.Парыгин, В.Н.Мясищев. Ими был сформулирован круг проблем социальной психологии. Но все еще было различным понимание соотношения психологии и социологии в социальной психологии, т.е. не были определены границы этих наук.

К 60-м годам XX века все подходы к предмету социальной психологии можно было свести к двум позициям. Макдэвид, Харрари назвали их:

1. Интрадисциплинарный подход, по которому место социальной психология предполагалось внутри одной из родительских наук;

2. Интердисциплинарный подход – место социальной психологии – на границе этих наук.

Основные задачи социальной психологии можно определить следующим образом:

1. Динамика развития межличностных отношений в группах, природа совместной деятельности людей в группах.

2. Деятельность личности в разных социальных группах.

3. В какой мере мотивы, потребности, установки личности зависят от группы, в которой она действует.

С 60-х годов до наших дней все еще дискутируется вопрос о предмете социальной психологии. Наиболее общие позиции уже определены. Но такова участь всех стыковых наук.

У нас сложился компромисс, т.к. сосуществуют две социальных психологии: первая связана с социологической проблематикой, а вторая с - психологической.

Сходная ситуация с предметом социальной психологии и в США, т.к. и на западе, и у нас социальная психология включена в жизнь общества. Это касается следующих проблем социальной психологии: социолого-психологическая характеристика больших социальных групп, массовые движения, традиции, исследования малых групп, проблемы социализации, социальные установки личности и др.

Следует учитывать, что социальная психология сама в определенном смысле слова – часть культуры общества. Кроме общетеоретических задач, социальная психология решает и конкретные прикладные задачи, связанные с изменениями в массовом сознании по поводу кардинальных социальных преобразований в обществе.

Курс социальной психологии включает следующие разделы: введение (задачи, методы), закономерности общения и взаимодействия, социальная психология групп (малые, большие), социальная психология личности, практические приложения социальной психологии.

Наши рекомендации