Основные направления обучения

Общепсихологическими основаниями формирования направленности образования стали трактовки его в русле существующих теорий: в XIX веке на базе ассоцианизма, начале XX века – на базе гештальтизма и бихевиоризма.

Эти теории содержали основные положения обучения к началу ХХ в. Ассоциативные идеи обосновывали требование педагогов 19 века заучивать материал многократным механическим повторением.

Данные, полученные Г.Эббингаузом помогли сблизить память и научение как преобразование и сохранение какого-либо навыка.

В работах бихевиористов эти 2 понятия слились. Именно Э.Торндайк выдвинул теорию научения – теорию проб и ошибок, включающую следующие законы:

1. Если повторить стимул, то повторяется и реакция (закон эффекта гласит, что связь между стимулом и реакцией закрепляется, если после правильной реакции организм получает положительное подкрепление, обусловливающее состояние удовлетворения. Отрицательное подкрепление – это наказание, порицание. Переживание разочарования и неуспеха действует разрушающе на образовавшуюся связь, приводит к ее уничтожению).

2. Закон упражнения: реакция на стимул обусловлена количеством повторения, силой и длительностью стимула, чем чаще повторяется временная последовательность стимула и соответствующей реакции, тем прочнее будет связь.

3. Закон готовности реакции (готовность реагировать определенным образом зависит от подготовленности к данному действию. Зависимость скорости образования связи от соответствия наличному состоянию субъекта, т.е. реакция человека или животного зависит от его подготовленности к этому действию. Как утверждал Э.Торндайк, «только голодная кошка будет искать пищу»).

Бихивиористы опирались на положения Торндайка о характере научения и данные Эббингауза о вербальном запоминании, а с другой стороны на учение об условном рефлексе И.П. Павлова. Но центральное звено условного рефлекса Уотсон убрал, оставив в схеме рефлекса только его крайние элементы: стимул – реакцию.

Поэтому навыком называлось всего лишь выученная реакция на определенный стимул. И если классический бихевиоризм игнорировал сознание и мышление из-за якобы невозможности объективно их изучать, то необихивиористы (Б.Скиннер, Э.Толмен, А.Халл) сформулировали новые теории:

1. Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена с центральной категорией образа;

2. Гипотетико-дедуктивный бихевиоризм А.Халла с центральными категориями – мотивации и антиципации;

3. Оперантный бихевиоризм Б.Скиннера с центральной категорией – управления.

Следующая теория – гештальтпсихология, для которой началом является целое, структура, гештальт, а не элементы.

Поэтому задачу обучения они признавали в обучении, охвату целого, пониманию всей конфигурации явления, соотношения ее частей.

Они утверждали, что такое понимание явлений возникает в результате инсайта (озарение, догадка, внезапное, неожиданное для самого человека нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и безуспешно думал, трудился). Например, К.Кофка, критикуя теорию проб и ошибок Э.Торндайка, считал, что многократные бестолковые повторения наносят вред: нужно понять путь, схему действия, его образ (гештальт), а потом только его повторять. Кроме того, он считал важным подражание в обучении (важен образец для подражания, т.к. он открывает пути решения задачи обучения).

На основе этих психологических теорий в начале ХХ века формировались целые направления обучения.

В середине ХХ века все направления, изучавшие обучение, включая элементы друг друга, поляризуются вокруг 2-х идей:

1. Управляемости обучения;

2. Формирование у учащихся способности добывать знания самостоятельно (по Н.А. Менчинской).

Все современные направления обучения могут быть рассмотрены по разным основаниям:

1. По основанию непосредственности – опосредованности взаимодействия педагога-ученика выделяют контактное и дистантное обучение

К первой группе относят все направления традиционного обучения, а ко второй - создаваемое в настоящее время обучение с помощью технических средств.

2. На основе принципа сознательности и интуитивизма.

Обучение, соотносимое с интуитивным освоением опыта (родной язык мы осваиваем интуитивно).

Если осознаются только правила и средства обучения это, по Н.Ф. Талызиной, – традиционное «сообщающее, догматическое» обучение.

Если же осознаются в обучении сами действия по определенным правилам, то это теория поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину);

Если осознаются правила или алгоритм действий – это программирование обучения или теория алгоритмизации (Л.Н. Ланда);

Если осознаются проблемы и задачи – проблемное обучение (В. Оконь, М.М. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер).

3. По основанию наличия управления процессом обучения оно может быть:

1) основанным на нем (традиционное),

2) процесс управления как основной механизм усвоения материала (может быть программирование, алгоритмизация, теория поэтапного формирования умственных действий).

В настоящее время обучение настолько многосторонний процесс, что включает, по В. Оконю, элементы разных направлений обучения.

Наши рекомендации