Методы исследования в педагогической психологии
Источниками для методов исследования в педагогической психологии может служить 3 принципиально разных возможности получения научной информации:
I. L-данные – это данные, полученные путем регистрации жизни человека и основанные на наблюдениях и экспертных оценках.
Основные требования к получению экспертных оценок (по В.Н.Мельникову, Л.Г.Ямпольскому) таковы:
1) черты должны определяться в терминах наблюдаемого поведения;
2) эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением испытуемого длительное время;
3) необходимо не менее 10 экспертов на одного обследуемого;
4) ранжирование испытуемых должно производиться экспертами только по одной черте за 1 раз.
II. Q-данные – опросники и другие методы самооценки.
III. Т-данные – данные объективных тестов (их – 12 основных групп, по Кеттеллу).
По Б.Г. Ананьеву, все методы исследования делятся на 4 группы: организационные методы, эмпирические, методы обработки данных, интерпретационные (см. атлас М.В.Гамезо, И.А.Домашенко), но существуют и другие классификации методов на группы, например, методы теоретические и эмпирические, или основные и вспомогательные. В практической деятельности каждого отдельного преподавателя основными выступают наблюдение и беседа с последующим анализом продуктов учебной деятельности обучаемых.
Наблюдение – основной эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека.
Беседа – широко распространенный в педагогической психологии и в педагогической практике эмпирический метод получения информации о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.
Анкетирование – эмпирический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету.
Метод анализа продуктов деятельности. Целенаправленный, систематический анализ сочинений, изложений, текстов устных и письменных сообщений (ответов учащихся).
Тестирование – психодиагностические методы использования стандартизированных тестовых методик выявления и количественной оценки уровня развития познавательных, интеллектуальных, типологических и личностных особенностей учащихся и педагогов, структуры межличностных взаимоотношений и взаимодействия в коллективах.
Эксперимент – основной эмпирический метод научного исследования.
Любой вид эксперимента включает следующие этапы:
1) постановка цели: конкретизация гипотезы в определенной задаче;
2) планирование хода эксперимента;
3) проведение эксперимента: сбор данных;
4) анализ полученных экспериментальных данных;
5) выводы, которые позволяют сделать экспериментальные данные.
Различается лабораторный и естественный эксперимент. И лабораторный, и естественный подразделяются на констатирующий и психолого-педагогический формирующий эксперимент. Констатирующий используется в тех случаях, когда надо установить наличное состояние уже имеющихся явлений. В ходе формирующего эксперимента изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, способностей и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием.
Важно соблюдать при использовании комплекса методов этапы психологического исследования: 1 – подготовительный, 2 - сбор данных, 3 - количественная обработка полученных данных, 4 - интерпретация полученных данных.
5. Многоаспектность образования. Образование в контексте культуры
Образование – одна из социологических подструктур общества. Его содержание всегда отображает состояние общества. Сегодня это переход от индустриального общества к постиндустриальному информационному обществу.
Еще Ян Амос Коменский говорил о принципе природосообразности: «Идите по стопам природы, ведь человек ее часть и соответственно природе человеческой обучайте человека». А.Дистервег учил: «Обучай культуросообразно, то есть в контексте культуры».
Культура – это воспроизводящаяся при смене поколений система ценностей, образцов поведения в сознании людей. Типы культуры могут быть соотнесены с характерами обучения.
В этнографии известна позиция Маргарет Мид. Она выделяет 3 типа культуры: 1) постфигуративная культура; 2) кофигуративная культура; 3) префигуративная культура.
1) Дети учатся у своих предков и для них жизнь, прожитая взрослыми, это схема их будущего. Такая культура существовала до начала цивилизации. Сегодня она сохранилась в диаспорах и национальных культурах малых народов.
2) Моделью поведения служит поведение современников, но следование старшим эта культура включает как норму поведения. В чистом виде, это общество, где нет «дедов» и «бабок», то есть в результате кризиса постфигуративной культуры возникает кофигуративная. Образование в Европе и России показывает, что же стоит кофигуративная культура, что образование - не разрыв, а объединение 2 типов культур, оно должно формализоваться в форме сотрудничества между поколениями.
3) Возникает тогда, когда взрослые учатся у своих детей – это отображение сегодняшней культуры, когда считается, что образование дает подготовку детей к восприятию нового, но при этом сохраняются все ценности прошлых цивилизаций.
А.Г. Асмолов вводит понятие “культуры полезности” и “культуры достоинства” (главная ценность – это личность человека, независимо от отклонений). “Культура достоинства” требует новой парадигмы образования, которая должна быть ориентирована на воспитание чувства собственного достоинства и высшего профессионализма. Такая культура, несомненно, потребует коренной реорганизации и изменения содержания образования. В собственных психологических вариантах изучения проблемы культуры и образования она решает как соотношение мира взрослых и мира детей.
А.Б. Орлов приводит несколько идеализированные, по мнению И.А. Зимней, принципы традиционного и гуманистического образования. Таким образом, в истории цивилизации накопились противоречия между стереотипами образования и новыми знаниями о ребенке, а это требует решения вопроса об образовании.
Традиционно образование – это создание человека по образу и подобию. Существуют и светская, и религиозная трактовка понятия образования. В христианстве с понятием образования соотносится понятие образ Божий и образование – это следование образу Божьему. Именно так понимали образование и в Средневековье. А в эпоху Возрождения, когда главную ценность представлял человек, - образование считалось способом создания собственного лика, образа. Сегодня образование включает в себя обучение и воспитание. По Л.Н. Толстому, “… всякое знание действует воспитательно”. Таким образом, можно говорить о многоаспектности образования: как системы, как процесса, как индивидуального или коллективного результата этого процесса.
6. Образование как система. Тенденции развития современного образования
Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека.Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего и идет управление развитием человека.
Педагогическая психология специально эту проблему не рассматривает, но изучает педагогическую деятельность и учение в рамках этой системы.
Образовательная деятельность понимается как единство преподавания (деятельности педагога) и учения (деятельности обучаемого). Субъектом в этой системе могут быть как ученик, так и педагог (взаимосвязь).
Образование как система характеризуется целью, содержанием, структурированными учебными программами и планами.
Системообразующей составляющей образования как системы является цель образования, т.е. ответ на вопрос, какого человека требует общество в данный момент своего развития.
Образование как система рассматривается в 3-х измерениях:
1) социальный масштаб рассмотрения (т.е. образование в мире, в стране, в регионе),
2) ступень образования,
3) профиль образования (специализированное и общее).
Если характеризовать образование как систему по этим трем измерениями, то образование как система может быть светской, клерикальной, государственной, частной, муниципальной, федеральной.
Образование может рассматриваться в разных смысловых плоскостях:
1. Образование как система имеет определенную структуру и иерархию ее элементов в виде научных и учебных заведений разного типа (дошкольное, школьное, высшее).
2. Образование как процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса; технологичность, обеспечивающую изменения, преобразования.
3. Образование как результат свидетельствует об окончании учебного заведения и удостоверении этого факта сертификатом.
Формы учебных заведений: гимназии, лицеи, средние школы, институты, университеты, академии.
Формы обучения: урок, лекции, семинар, лабораторные занятие.
Формы контроля: опрос, зачет, экзамен.
Они имеют преемственность уровней, характеризуются направленностью и управляемостью.
Образование как система имеет качественные и количественные характеристики.
Образование как система определяется функциональным развитием.
В последнее время система образования оценивает результаты своей деятельности только по выходу (он представлен стандартом, не зависящим от форм обучения). Также образовательная система все чаще переходит от контактного к дистантному типу обучения (обучение с помощью либо дистантных средств, либо специальных учебных пособий на базе программированного обучения).
Что касается образования как процесса, следует учитывать, что оно не прекращается в течение всей жизни человека, хотя и изменяется по целям, содержанию и формам.
Развитие образования как процесса предполагает:
1) разграничение 2-х его сторон – обучение и воспитание,
2) со стороны обучающего образовательный процесс всегда это единство обучения и воспитания,
3) процесс воспитательного обучения для ученика включает освоение знаний, решение познавательных задач и личностное совершенствование.
Образование как результат может развиваться в 2 планах:
1) в плане образа того результата, который должен быть получен образовательной системой в виде некоего стандарта;
2) если человек, прошел обучение в определенной образовательной системе, то опыт результатов этого образования будет общим и профессиональным образованием.
Основные тенденции современного образования по А.А. Вербицкому таковы:
1) осознание каждого уровня образования как составных частей системы непрерывного образования (эта тенденция способствует решению проблемы преемственности проблем образования);
2) индустриализация обучения, т.е. усиление интеллектуальной деятельности через компьютеризацию;
3) переход от информативных форм к активным методам и формам обучения (проблемное обучение, самостоятельные науки и поиск).
Существуют еще некоторые тенденции, базирующиеся на таких принципах, как:
1) интеграция школы и других институтов образования (тенденция преемственности);
2) принцип гуманизма и внимания к личности;
3) принцип индивидуализации и создание условий проявления способности ученика и др.
Понятно, что принципы и тенденции развития системы образования воплощаются в специальных теориях обучения.