Вопрос 12.личностный и профессиональный рост консультанта
Получив общее с психологом академической (исследовательской) ориентации базисное содержание образования, относящееся к усвоению знаний и умений, связанных с функционированием психики, ее природы, методов исследования и истории психологической науки, психолог-практик в своей профессиональной работе сталкивается с такими явлениями, ситуациями, психическими и иными проявлениями общественной и личной жизни, которые не идут ни в какое сравнение с экспериментальными исследованиями, скажем, психических процессов, традиция которых была заложена еще в прошлом веке. Пожалуй, излишне даже упоминать о кардинальных различиях в этих сферах деятельности, но стоит, по-видимому, выделить то главное обстоятельство, что реальная жизнь отличается от эксперимента невоспроизводимостью происходящих в ней событий, переживаний и утрат.
Каждый человек со своими переживаниями в конкретной житейской ситуацией, пусть даже типичной, единичен и, уникален и в отличие от экспериментальных условий, не защищен. Ни клиент, ни психолог-практик не могут остановить поток жизни, изменить ситуацию, или, на худой конец, просто констатировать ее безвыходность, как, допустим, исследователь прерывает эксперимент, констатируя его безрезультатность, или изменяет его условия. Отсюда вытекает совершенно иная мера ответственности психолога (да и самого клиента) за ход и результаты консультативного и психотерапевтического процесса. Ее уровень поднимается подчас до высочайшей отметки — самой человеческой жизни, человеческой судьбы, что и выдвигает этическую проблематику на первое место при профессиональной подготовке психологов-практиков (в наших условиях — социальных психотерапевтов). Причем этическая проблематика проявляется не столько даже в каком-то узком смысле, например, в часто упоминаемых этических нормах, стандартах или профессиональном “кодексе чести” практического психолога.
Мы полагаем, что для практикующего психолога проблематика, связанная с этической стороной его деятельности, является, по существу, предельно широкой: это целая совокупность задач, мотивов, смыслов и ценностей, мировоззренческая, теоретическая и социокультурная по своему диапазону; это область, охватывающая личностные структуры психолога в целом, а не просто затрагивающая тот или иной способ решения конкретных затруднений или противоречий, с которыми мы можем столкнуться в профессиональной деятельности. Иными словами, значимость этической проблематики определяется тем, что она играет ведущую роль в формировании особого — деонтологического — менталитета целой профессиональной группы.
Забота об этике является своеобразным показателем профессиональной пригодности психолога к практической работе. Однако лишь констатация ценности этики, даже первостепенной ее значимости в профессиональном отборе, личностном и профессиональном росте психолога-практика остается красивым, но общим местом, если не раскрыть содержательно диапазон и возможность тех или иных выборов в пространстве этической проблематики, связанной с социопсихотерапией.
Именно содержательные характеристики, объем, степени свободы и способы понимания этической проблематики служат предпосылкой и основой личностного самоопределения психотерапевта и консультанта. При этом следует принять во внимание почти полную неразработанность правовых норм деятельности практикующих психологов в нашей стране. Поэтому этические нормы вынужденно принимают форму некого нравственного императива, что лишь осложняет дело, так как формируется замкнутый круг: низкий уровень развития общественного сознания и отсутствие правовой защищенности личности не снимают этической проблематики, но последняя не может быть задана произвольно, а способна быть выработана только на основе живой практики социопсихотерапии, которая нуждается, в свою очередь, в правовой и иных видах социальной регуляции. Отсюда возникают и общие соображения вместо правовых норм.
вопрос 13. консультирование в ситуации кризиса под кризисным консультированиемпонимается разновидность психологического консультирования, где предметом терапевтической работы является клиент в состоянии кризиса. Кризис понимается как определенное психологическое состояние, вызванное какой-либо ситуацией, событием, жизненным этапом и т. п. и для которого характерно блокирование целенаправленной жизнедеятельности человека, наличие комплекса негативных эмоций, чувств и мыслей, отражающихся в его поведении и общем самочувствии.
Кризисное консультирование может осуществляться: как самостоятельный процесс, если локус проблемы клиента лежит в данной области, например затруднения клиента связаны с прохождением возрастного кризиса или с каким-то жизненным событием, вызвавшим кризис;, как часть процесса психологического консультирования, цель которого — работа с более глубинными слоями личности; через телефон доверия, где часто клиентами являются люди, находящиеся в ситуации кризиса непосредственно в момент обращения за психологической помощью; как вид психотерапии при серьезных последствиях кризиса, например при ситуации, когда человек выжил в автокатастрофе, и т. п.
2. Выделяются следующие условия эффективности кризисного консультирования: уважение, то есть отношение к клиенту как к нормальному человеку и принятие его проблемы как заслуживающей внимания безусловно; добродушие, понимаемое как человечность, подлинность консультанта; эмпатия, то есть способность достоверно понимать клиента и возвращать это понимание обратно, умение встать на позицию клиента; правильное слушание клиента.
Выделяются 4 стадии процесса кризисного консультирования:
• первая стадия, главная задача которой — принятие клиента, установление контакта с клиентом,так как в начале беседы он может находиться в нерешительности, замешательстве, связанном с тревогой, гневом, печалью, сомнениями, чувством вины, вызванными кризисной ситуацией в его жизни, и в этом случае консультант должен оказать поддержку клиенту, безоценочно выслушать его;
• вторая стадия, задачей которой является помощь клиенту в определении и прояснении проблемы и конфликта,связанных с кризисом, и в конце клиент должен обозначить свою проблему;
• третья стадия, задачи которой — облегчение клиенту исследованиявозможных альтернатив, возможных последствий кризиса:
- важно при этом не давать клиенту советов, как выйти из кризиса, а формировать у него способность к самостоятельному поиску решений через нахождение и использование собственных внутренних ресурсов;
- консультант должен сформировать у клиента отношение к его кризису не как к концу всего и потере смысла существования, а как к важному и ответственному периоду в его жизни, способствующему переходу клиента на более высокий уровень личностного развития, как к событию, способствующему его личностному росту;
- если клиент решает эту проблему, то более вероятно, что со следующей кризисной ситуацией он справится сам, а это и есть глобальная цель психологической помощи;
• четвертая стадия, для которой характерно принятие решения,которое приходит, когда клиент чувствует, что кризис превратился во вполне управляемую проблему.Если кризис имеет затяжной характер, то консультант должен оставить возможность для повторного обращения в кризисной ситуации. Клиент должен подойти к проблеме со своими собственными силами и почувствовать себя над ситуацией, будучи готовым продолжать свою собственную жизнь. Прохождение данной стадии — обязательное условие эффективности консультативного процесса.