Виды механизмов психологической защиты: отрицание, рационализация, сублимация, проекция и др.

Психологическая защита – это особого рода психическая активность, которая проявляется для устранения психологического дискомфорта, предотвращения потери самоуважения, переживаний, угрожающих «Я-образу», и сохранения его на уровне, желательном и возможном для данных обстоятельств. Проявляется в действиях человека по сохранению привычного мнения о себе, по отторжению или изменению информации, воспринимаемой как неблагоприятная и разрушающая базовые представления о себе или о других. Впервые защитные механизмы были выявлены З.Фрейдом; их специальное изучение связано с именем его дочери – Анны Фрейд. В психоанализе были выделены такие механизмы, как отрицание, вытеснение, проекция, регрессия и др. Виды ПЗ:

Отрицание – сводится к тому, что информация, которая тревожит и может привести к внутреннему конфликту не воспринимается, т.е. отрицается ее существование и таким образом искажается действительность. Срабатывает мгновенно при любых конфликтах, с появлением сведений, которые угрожают самосохранению, престижу, самоуважению. Основная формула отрицания – «нет опасности»; «не вижу, не слышу» и т.п. В житейском обиходе подобный механизм обозначают как «позицию страуса». Напр, клиническая практика свидетельствует, что первая реакция пациента на сообщение врача о выявленном серьезном заболевании – отрицание такого диагноза, неверие в него.

Вытеснение – сводится к активному выключению из сознания неприятной информации, ее подавлению. В отличии от предыдущей защиты, здесь человек не делает вид, а действительно забывает травмирующую информацию. Ущемленное самолюбие, задетая гордость или обида как правило быстро забываются для того чтобы не было угрызений совести и стыда. Как правило, быстрее вытесняется не то плохое, что сделали человеку другие люди, а то, что он причинил себе или другим. Эта защита, как и любая другая, может играть и положительную роль: например, мы чаще мы помним только хорошее и к счастью быстро забываем все плохое. Но вытесненный из сознания мотив может проявляться все же в виде невротических симптомов. Напр, Чарльз Дарвин имел привычку записывать те факты и соображения, которые не укладываются в его теорию и, возможно, противоречат ей, потому что они очень легко забываются; как честный исследователь, Ч. Дарвин не мог допустить потери таких данных.

Проекция – это бессознательный перенос собственных чувств, желаний, качеств, в которых человек не хочет себе признаться из-за их неприемлемости, на другое лицо. Подмечено, что скупой склонен отмечать в других людях жадность, агрессивный – жестокость и т.п. «Каждый думает в меру своей испорченности». Человека, постоянно приписывающего другим собственные неблаговидные мотивы, называют ханжой.

Идентификация – бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя. Напр, фантазии, мода на стрижку (человек следует образцам и думает, что будет похож на другого человека). В идентификации есть и позитивный момент, так как это механизм усвоения социального опыта, овладения желательными, но отсутствующими у индивида свойствами и качествами.

Эмоциональное сопереживание зрителя или читателя героям художественного произведения основано на механизме идентификации с ними. Из практики воспитания известно, что в семье сын идентифицирует себя с отцом, а дочь – с матерью.

Рационализация – псевдоразумное объяснение человеком своих желаний или поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. В частности, рационализация связана с попыткой снизить ценность недоступного. Переживая психическую травму, человек защищает себя тем, что переоценивает (обесценивает) значимость травмирующего фактора в сторону его снижения. Этот механизм еще называют «зелен виноград» (по известной басне И.А.Крылова «Лисица и виноград»): «А кисти сочные как яхонты горят… На взгляд-то он хорошо, да зелен – ягодки нет зрелой: тотчас оскомину набьешь»

Замещение – перенос действия с недоступного на доступный объект. Замещение разряжает напряжение, созданное нереализуемой потребностью, недостижимой целью. Напр, выместить зло на другом человеке или на макете врага или в виде мечты. Замещение снимает напряжение, но не приводит к желаемой цели.

Изоляция (отчуждение) – обособление внутри сознания травмирующего фактора. Человек осознает реальность событий, но не допускает в сознание неприятные эмоции. Явления «раздвоения (расщепления) личности» могут быть связаны с такой защитой. Как свидетельствуют клинические данные, двойник воплощает то, что чуждо первому «Я»; при этом разные «Я» могут ничего не знать друг о друге.

Регрессия – защитный механизм, посредством которого субъект в условиях повышенной ответственности стремится избежать внутренней тревоги, потерять самоуважение с помощью тех способов поведения, которые были адекватны на более ранних стадиях развития. Регрессия есть возврат человека от высших форм поведения к низшим. Инфантильность в поведении и отношениях – яркий феномен регрессии.

Реактивные образования – защитный механизм трансформации травмирующего мотива в свою противоположность. Безотчетная, не имеющая разумных оснований неприязнь к человеку может оборачиваться особой предупредительностью к нему, посредством которой субъект старается преодолеть собственные агрессивные чувства. И напротив, нередко симпатия к человеку может демонстрироваться в формах, характерных для неприязненного отношения. Педагоги в агрессивном преследовании мальчиком-подростком своей одноклассницы «прочитывают» чувство первой влюбленности, видят в этом характерный для подростков ритуал ухаживания.

Психологические защиты выполняют очень полезную, жизненно важную функцию обезвреживания психотравмирующих переживаний, позволяют сохранить внутренний комфорт человека. Но если человек постоянно прибегает к их использованию, то они лишают человека воли, мужества и ответственности перед собой и другими, он начинает неадекватно оценивать происходящее вокруг и себя в том числе (напр, оправдывает или не видит свои недостатки), что вызывает ряд проблем в поведении и общении с другими.

45. Методика исследования, основные научные требования к научному исследованию.

1. Объективность - философский, диалектический принцип, основанный на признании действительности в ее реальных закономерностях и всеобщих формах. Основное содержание данного принципа можно представить в виде следующих требований: • исходить из чувственно-предметной деятельности (практики) во всем ее объеме и развитии; • осознать и реализовать активную роль субъекта познания и действия;

2. Всесторонность - философский, диалектический принцип познания и иных форм деятельности, выражающий всеобщую связь всех явлений действительности. Включает в себя следующие основные требования: • вычленение предмета исследования и проведение его границ; • его целостное "многоаспектное" рассмотрение;

3. Конкретное - философская категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе). На основе этой категории развертывается диалектический принцип конкретности, включающий ряд требований: • "вывести" данное явление из его субстанционального признака (главной, существенной стороны) и воспроизвести его как диалектически расчлененное целое; • проследить преломление общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях; • рассмотреть данный предмет в составе более широкого целого, элементом которого он является.

4. Историзм - философский, диалектический принцип, являющийся методологическим выражением саморазвития действительности в плане его направленности по оси времени в виде целостного непрерывного единства таких состояний (временных периодов) как прошлое, настоящее и будущее. Данный принцип включает в себя следующие основные требования: • изучение настоящего, современного состояния предмета исследования; • реконструкция прошлого - рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения; • предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета.

5. Противоречия принцип - диалектический принцип, имеющий основой реальные противоречия вещей и сводящийся к следующим основным требованиям:

• выявление предметного противоречия; т• всесторонний анализ одной из противоположных сторон данного противоречия; • исследование другой противоположности;

Наши рекомендации