Понятие о деятельности, деятельность, действия, операции.

Деятельность является необходи­мым условием формирования лично­сти и в то же время зависит от уровня развития личности, выступающей как субъект этой деятельности.

В общем виде под деятельностью понимается активность живого орга­низма, направленная на удовлетворе­ние потребностей и регулируемая осознанной целью.

Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. Цель деятельности не равнозначна еемотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.

Сознательная деятельность челове­ка коренным образом отличается от поведения животных. Эти отличия относятся к следующему: не обяза­тельно связана с биологическими мо­тивами, не определяется только на­глядными впечатлениями, формиру­ется путем усвоения общественного опыта. Именно цель и мотив являются регулятором деятельности и организуют включенные в нее психические процессы (на что обращать внимание, что запоминать и т.д.).

Деятельность имеет сложную структуру. В ней обычно выделяют несколько уровней: действия, опера­ция, психофизиологические функции.

Каждый относительно законченный элемент деятельности при достижении цели, направленный на выполнение одной промежуточной текущей задачи, называют действием. Т.е. любая деятельность состоит из ряда действий. Результат каждого действия сопоставляется с моделью желаемого будущего (т.е. с целью).

Любое действие имеет 3 компонента: моторный (связан с функцией исполнения), сенсорный (связан с функцией контроля) и центральный (связан с функцией регулирования).

Иногда одна и та же потребность может быть удовлетворена разными действиями.

Действия – это процесс, направ­ленный на реализацию цели. Они ха­рактеризуются рядом особенностей: первая особенность состоит в том, что действия в качестве необходимого компонента включают акт сознания в виде постановки и удержания цели. Вторая особенность действия – это од­новременно и акт поведения, причем внешние действия неразрывно связа­ны с сознанием. Третья особенность — через понятие «действие» утвержда­ется принцип активности. Четвертая особенность — действия могут быть внешние, предметные и внутренние умственные.

Предметные действия — это дей­ствия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определенных движений. Анализ многообразных предметных действий показывает, что все они в большинстве случаев складываются из трех относительно простых: взять, поднять, переместить, опустить. Кроме того, в психологии принято выделять еще и другие виды движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторные и т. д.

Следующий уровень структуры деятельности – операции,каждое действие состоит из системы движений или операций, подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.

Процесс опредмечивания потребности, понятие о мотиве.

Источником активности личности являются ее потребности, определяющие ее деятельность в направлении, ведущем к их удовлетворению. Побуждая личность к определенной активности, потребности не являются чем-то изначально данным человеку, а формируются в процессе воспитания, в широком смысле в процессе социализации, а их удовлетворение выступает в виде активной целенаправленной деятельности. В современной психологии часто говорится об иерархии потребностей человека или ступенях их развития (А. Маслоу). Эта иерархия имеет следующий вид:

Само­актуализация

Сознание собственного достоинства

Социальные потребности

Потребности в физической и психологической безопасности

Физиологические потребности

Рис. 4Иерархическая пирамида потребностей по А.Маслоу

А. Маслоу утверждает, что пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются для личности сравнительно неинтересными и с повышением уровня потребностей повышается готовность к большой активности. Высший уровень потребностей - самоактуализация - представляет собой "осуществление самого себя", нахождения своего места в жизни и достижения высоких результатов в интересной для себя деятельности. Это есть самовыражение, самореализация личности в жизни.

Мотивы конкретизируют, "опредмечивают" потребности, представляя собой конкретные побуждения к целенаправленной деятельности, способной удовлетворить актуальные потребности. Мотивы деятельности ведут к выработке определенной программы, планов по реализации конкретных действий с целью достижения намеченных целей.

Чтобы определить, почему человек становится активнее, мы анализируем его потребности. Чтобы определить, куда и на что направлена эта активность, мы анализируем его направленность. Направленность – ведущая характеристика личности, определяющая ее психологический склад.

Потребность – состояние зависимости личности от условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности.

По своему происхождению потребности бывают:

а) естественные (органические) – в них выражается зависимость от условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни человека и жизни его потомства (в пище, воде, во сне, в кислороде, в защите от холода и жары..).

б) культурные – в них выражается зависимость от продуктов человеческой культуры. К ним относятся как предметы, которые служат средством удовлетворения естественной потребности (например, вилка, ложка для удовлетворения потребности в пище), так и предметы, необходимые для трудового и культурного общения с другими людьми (книги, фотографии, модная одежда).

По характеру предмета потребности бывают:

а) материальные – в них выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (пища, одежда, жилище, предметы быта и т.д.);

б) духовные – в них выявляется зависимость человека от продуктов общественного сознания (потребность в общении (делится с другими своими мыслями и чувствами), потребность в познании (читать, смотреть фильмы и спектакли, слушать музыку), потребность в деятельности). Духовные потребности неразрывно связаны с материальными. Так, для удовлетворения духовных потребностей требуются материальные вещи, которые являются предметом материальных потребностей (писчая и нотная бумага, краски, книги, газеты и т.д.).

Нужно отметить, что все виды потребностей связаны между собой. Например, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету (потребность в пище).

Побудителем к деятельности выступает мотив, это могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многообразие мотивов. Одна и та же деятельность может побуждаться разными мотивами, один из которых является главным – ведущим, а остальные – второстепенными.

В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности. Мотивы не всегда осознаются, но любая деятельность имеет осознаваемую цель. Цель – это то, для чего действует человек. Цель – это идеальное представление будущего результата деятельности. Цель представлена в головном мозге каким-то образом, динамической моделью будущего результата деятельности.

Наши рекомендации