Зона актуального развития, зона ближайшего развития.
Зона актуального развития – совокупность представлений, знаний, навыков, умений, личностных качеств, которыми ребенок уже овладел и может пользоваться без посторонней помощи. Это сегодняшний день ребенка, степень его готовности к новому этапу жизни, к завтрашнему дню. Зона актуального развития определяется по уровню общего развития, степени сформированности тех или иных качеств, прочности усвоенного человеческого опыта, творческости применения приобретенного в процессе образования и воспитания багажа. Это и уровень обученности и воспитанности ребенка. На базе наличествующего в зоне актуального развития простраивается зона его ближайшего развития.
Зона ближайшего развития – понятие, введенное Л. С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе. Согласно Выготскому, развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве. В любой деятельности ребенка можно выделить два уровня выполнения одного и того же задания — самостоятельное выполнение и выполнение в сотрудничестве со взрослым. Уровень первого выполнения называется актуальным, второй уровень, более высокий, представляет собой З. б. р. — область несозревших, но созревающих процессов, и составляет по Выготскому З. б. р. Понятие З. б. р. основано на идее о примате обучения (во всех разнообразных его формах) в развитии человека и имеет большое практическое значение. Поскольку традиционная диагностика ориентируется на определение актуального уровня развития, ее прогноз, составленный на основе подобных методов, не достаточно надежен. Для определения перспективы развития необходимо знать и «завтрашний день развития», а он определяется именно измерением З. б. р. Так, например, измерение готовности к школе на основе уже сформированных у ребенка способностей оказывается недостаточным. Необходимо определить, как ребенок может сотрудничать со взрослым, т. е. какова его З. б. р. Разработанные на этом принципе методы определения готовности к школе оказываются более надежными.
Общее понятие об общении.
Общение – одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностью в совместной деятельности. Общение – взаимосвязь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимопонимании, взаимовлиянии, взаимовнимании. Общение – это одна из первичных потребностей человека.
1. Без общения невозможна совместная деятельность.
2. Через общение человек удовлетворяет важную потребность – потребность в познании (получение новой информации).
3. Общение возникает из-за потребности в эмоциональном благополучии (поддержке, безопасности и т.д.)
4. Благодаря общению удовлетворяется потребность в эстетическом наслаждении, красоте (опосредованно, т.е через картины, музыку и пр.).
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) - побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего сообщения – человек представляет себе (часто бессознательно), что именно скажет
5. Бессознательный (или сознательный) выбор человеком конкретных средств, фраз, которыми будет пользоваться, решение как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно оказывается неэффективным.
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. «Коммуникация» в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентностьрассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Причинами плохой коммуникации могут быть:
1. стереотипы - упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
2. «предвзятые представления» - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;
3. плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то его трудно убедить в справедливости вашего взгляда;
4. отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя (с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий);
5. пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;
6. ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;
7.неверный выбор стратегии и тактики общения
Функции общения:
¾ аффективная - эмоциональное благополучие;
¾ информационная – познание и самопознание;
¾ регулятивная - регулирование совместной деятельности людей;
¾ общение как средство центральной общности между людьми, основное условие становления личности.
Структура общения.
В общении выделяют:
¾ содержание (это информация – вербальная и невербальная, - которая передается при общении),
¾ цель (то, ради чего человек прибегает к общению),
¾ средства (способы кодирования, передачи, переработки, расшифровки информации при общении).
В зависимости от содержания выделяют следующие виды общения:
¾ обмен предметами и продуктами деятельности,
¾ обмен знаниями,
¾ обмен психическими или физиологическими состояниями (радость, грусть),
¾ обмен интересами, потребностями,
¾ обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
В зависимости от целей выделяют следующие виды общения:
¾ биологическое (связано с удовлетворением основных органических потребностей, необходимых для поддержания организма),
¾ социальное (здесь цель – расширить и укрепить контакты между людьми).
В зависимости от средств, используемых в ходе общения, выделяют следующие виды общения:
1) Непосредственное (с помощью естественных органов: руки, голова, голосовые связки, туловище). Непосредственное общение может быть: межиндивидуальным (два человека), камерным (один обращается к небольшой группе) и массовым (один - к большому числу малознакомых или незнакомых людей).
2) Опосредствованное (связано с использованием специальных средств: природных (камень, палка) или технических (печать, радио)).
Общение также зависит от особенностей деятельности, в процессе которой люди вступают между собой в контакт. В данном случае речь идет о таком понятии как профессиональное общение. Один из его видов – педагогическое общение (это система способов взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которой является обмен информацией, оказание учебно-воспитательного воздействия и организация взаимопонимания).
Выделяют позитивные и негативные стили педагогического общения.
К позитивным стилям относятся:
¾ устойчиво-положительный (стабильное положительное отношение к ученикам, забота и помощь, деловая реакция на недостатки, любят профессию и детей),
¾ пассивно-положительный (добросовестно выполняют работу, но свойственна сухость в обращении, только требовательность и отсутствие неофициального общения),
¾ неустойчивый (в общем у них эмоционально-положительная установка к учащимся, но отношения зависят от сложившейся в данный момент ситуации, от настроения).
К негативным стилям относятся:
¾ ситуативно-отрицательный,
¾ устойчиво-отрицательный.
В структуре общения принято выделять три стороны: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (восприятие друг друга в процессе общения).