Культурно-исторические предпосылки появления сознания.

Единого общепринятого определения сознания в психологии и психофизиологии не существует. В большинстве случаев сознание определяют через функции, которые оно выполняет. Например, нейрофизиолог Х. Дельгадо, автор широко известной книги "Мозг и сознание", представлял сознание как организованную группу процессов в нервной ткани, возникающих немедленно на предшествующие интрапсихические (вызванные внутренними причинами) или экстрапсихические (вызванные внешними причинами) процессы. Эта группа нервных процессов, т.е. сознание, воспринимает, классифицирует, трансформирует и координирует вызвавшие его процессы с целью начать действие на основе предвидения его последствий и в зависимости от наличной информации.

В других определениях подчеркиваются системность сознания, комплексность выполняемых им функций, связь с памятью (прошлым и будущим человека), привязанность к мозговому субстрату. П.В. Симонов (1987), например, особо выделяет коммуникативный аспект сознания, определяя его как оперирование знанием, способность к направленной передаче информации от одного лица к другому.

Однако для понимания физиологической природы сознания большее значение имеют существующие представления о механизмах, лежащих в основе функциональных состояний, и в первую очередь концепция уровней бодрствования.

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

В мире вокруг нас нет ничего удивительнее и загадочнее за человеческий разум, интеллект, сознание. Стало обычным высказывание: все, что существует вне нашего сознания, является ничем другим, как конкретной разновидностью и формами материального. Идеальные, духовные явления, которые в отличие от материальных существуют только в головах людей как производные от материальных, как результат их отображения, устанавливают содержание сознания.

Тысячелетия человечество искало ответы на вопросы, в чем состоит суть феномена сознания, какая его природа, как оно возникло и какое его предназначение в мире. В историко-философском процессе проблема сознания приобретала разнообразные толкования.

Известно, что идеализм считает сознание активным началом материи.

Фактически сознание оторвалось от человека и природы, ему приписывали самостоятельное, независимое существование. Такое сознание не имело никакого отношения к мозгу, дух не рождался, не возникал: оно жило своей собственной жизнью, развивалось, продолжало явления природы и истории.

Идеалисты утверждали, что сознание может быть понятым только из самого себя. В мире всегда существовали две самостоятельные субстанции - материя и сознание. Сознание, как и материя есть вечной, оно не возникает и не рождается. Соответственно отпадала необходимость решения вопроса о его возникновении.

Никто, в том числе и наши предки не заметил появления разума на земле, “человек вошел в мир бесшумно”. Сознание возникло “между двумя индивидами”: на “точечном уровне” состоялась некоторая “мутация от нуля ко всему”. Поэтому конкретный механизм разума, сознания, по мнению Тейяра де Шардена, постичь невозможно.

Вопрос о происхождении и сущности сознания связывается с рассмотрением материи, которая способна к самодвижению и саморазвитию. Последнее определило возможность понимать природу сознания как свойство высокоорганизованной материи, как высшую форму ее атрибутивной свойственности - отображения.

Мировое философское мнение ХХ столетия преимущественное внимание уделяло роли субъективных факторов в существовании и функционировании сознания. Вопрос сознания становится предметом постоянной сосредоточенности и поиска зарубежной философии этой эпохи. Большинство представителей разных философских школ подчеркивали, что в их теоретических концепциях в противовес предыдущей “метафизике” речь будет идти о перестройке “особенной онтологии человеческого сознания и субъективности”.

Относительно мировой современной философии, то ее трактовка “онтологии субъективности и сознания” не однозначна. Представители различных школ описывали сознание а его существенной “чистоте” и феноменальной выразительности, или фиксировали жизнь сознания на феноменально-телесном уровне, или проявляли детерминацию сознания через языковые и другие структуры несознательного - психоанализ, структурализм.

Наши рекомендации