История становления научно-психологических теорий.
Итак, впервые психология определялась как наука о душе и была одним из разделов философии. На протяжении веков идеалистические и материалистические взгляды претерпевали некоторые изменения. Эти изменения и дополнения строились на основании важных открытий, сделанных учеными (Герофил, Эразистрат, Декарт, Лейбниц и др.). Родоначальником эмпирической (опытной) психологии стал в 18в. английский философ и педагог Джон Локк. Кроме этого, ему принадлежит ряд психологических теорий и одна из них о том, что человек рождается на свет не имея никаких идей. Его душа - «чистая доска» (табула раса), на которой опыт выводит свои письмена.
В 19в. психология отделяется от философии и становится самостоятельной наукой.
Примерно с этого времени возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознание. На смену психологии души пришла психология сознания. Но сознание еще долго принималось как явление особого рода, которое познается только в самонаблюдении и недоступно ни для какого анализа.
В 1879г. Вундтом в Лейпциге была организована первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория. Вскоре, в 1885 году, Бехтерев В. М. организовал подобную лабораторию в России. С этого времени в психологии основным методом исследования становится эксперимент ( исследователь создает определенные условия с целью изучения необходимых фактов, процессов и явлений), т.е. чаще всего исследуется то, что можно наблюдать - поведение. В начале 20в. благодаря, с одной стороны, достижениям в области науки (в частности, в ходе исследований в рамках невропатологии и психиатрии было доказано, что человеческой психике помимо сознательных свойственны также и неосознаваемые проявления), и социально-экономическим требованиям - с другой (постановка новых практических задач, связанных с развитием капиталистического производства, требовавшего разработки средств, позволяющих все-таки контролировать поведение другого человека), назрел кризис психологии сознания и поведения. Начинают формироваться и развиваться различные психологические теории и направления, предметом изучения которых является психика. На современном этапе развития для психологии характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, учитывающей интересы практики.
Таким образом, можно выделить следующие этапы развития психологии, ее становления как самостоятельной науки.
I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой (интроспекция) и описание фактов.
III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, — а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). Происходит накопление фактов.
IVэтап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Психология (от греч.psyche - душа и logos – учение, наука) – наука о механизмах, закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. И конспект почитай!!
4.Учения Платона и Аристотеля о душе, первые философские определения души.
Психология в переводе с древнегреческого («phyche» - душа, «logos» - наука) означает - наука о душе, о том, что в ней происходит. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но идеалист-философ Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.
Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика, проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому, как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциаций психических явлений.