Основные отличия житейской и научной психологии.
Основные отличия житейской и научной психологии.
Основой возникновения психологии как науки явился житейский практический опыт людей. Психологические знания помогли людям лучше познать друг друга, повлиять на отдельные действия и поступки, предупредить нежелательные, учесть индивидуальные особенности.
Эти знания накапливались, передавались из поколения к поколению, закреплялись в пословицах и поговорках, в произведениях искусств. Однако в целом эти знания были лишены систематичности, глубины доказательности и поэтому не могли быть твердой основой для работы с людьми.
Житейские психологические знания существенно отличаются от научных прежде всего тем, что они были основаны на интуиции и носили конкретный ситуативный характер. Знания, которыми располагает житейская психология, базировались в основном на наблюдениях и предположениях.
Научная психология в противовес житейской строится на обобщениях, знания осознаны и в их приобретении существенную роль играет эксперимент.
Отличия житейской и научной психологии:
1)Житейские знания используются в конкретных ситуациях по отношению к конкретным людям. Научные знания более универсальны, применимы к целому ряду ситуаций.
2)Житейские знания добываются интуитивно, при общении с другими людьми. Научные знания исходят из научных законов.
3)Житейские знания передаются от поколения к поколению. Научные знания - через систему образования.
4)Житейские знания мы приобретаем только наблюдением, научные знания добываем и с помощью эксперимента.
5)Житейская психология существует на уровне житейского сознания и базируется в рамках определенной социальной группы. Научная психология накапливает свой материал в книгах.
Развитие психики в становлении человека.
Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми. В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно и исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека. Таким образом, сознание является высшей стадией развития психики.
Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью, функция мозга, которая заключается в обобщенном и оценочном отражении действительности, а также ее творческом преобразовании, в предварительном мысленном построении действий и предвидении результатов, в разумном регулировании поведения.
Сознание, как высшая часть развития психики, включает в себя следующие компоненты:
1.Знание (о себе и окружающем мире), которое человек получает с помощью познавательных процессов.
2.Самосознание (выделение себя из окружающего мира и противопоставление себя окружающим).
3.Целеполагание (способность ставить цель и достигать ее с помощью воли).
4.Оценка (эмоциональное отношение к окружающему миру).
И конспект почитай! развитие психики в онтогенезе.
Законы формирования навыка.
Сложные умения и умение-мастерство могут перейти в следующую форму освоения деятельности и стать навыком. Навык – это частичная автоматизация приемов исполнения действия.
Как мы отмечали выше, чтобы выполнить действие, необходимо овладеть приемами его исполнения (т.е. компонентами действия): моторным компонентом действия (двигательное исполнение), сенсорным компонентом (выполнение действия контролируется органами чувств), центральным компонентом (приемы сознательного регулирования действия, т.е. предвидеть результат и промежуточные действия). Каждый из этих компонентов может автоматизироваться, т.е. отдельные компоненты сознательного действия выключаются из сознания и становятся автоматическими. В зависимости от того, какие из трех компонентов действия автоматизируются, выделяют следующие виды навыков:
¾ моторный навык (автоматизировался прием двигательного исполнения). Например, печать вслепую;
¾ сенсорный навык (автоматизировался контроль за органами чувств). Например, дегустатор (определение качества продукта на вкус), настройка музыкальных инструментов (определение качества звука на слух), парфюмер;
¾ сенсомоторный навык. Например, навык письма;
¾ интеллектуальный навык. Например, писать сочинения, решать задачи.
В основе навыка лежат выработка и упрочнение условнорефлекторных связей. В результате постоянного повторения действий происходит проторение нервного пути, его закрепление. Это приводит к точной локализации процессов возбуждения в определенных нервных структурах. Таким образом, подавляются одни очаги и активизируются другие.
Говоря о навыке, мы все равно говорим только о частичной автоматизации приемов исполнения действия. Т.к. о «чистом» навыке можно говорить, лишь характеризуя животных. У человека же любая деятельность, кроме патологических случаев, в конечном счете, все же управляется сознанием. Навык у человека – это сознательно автоматизированное действие. Отличия навыков животных от навыков человека: речь, предвидение результатов.
Общее понятие об общении.
Общение – одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностью в совместной деятельности. Общение – взаимосвязь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимопонимании, взаимовлиянии, взаимовнимании. Общение – это одна из первичных потребностей человека.
1. Без общения невозможна совместная деятельность.
2. Через общение человек удовлетворяет важную потребность – потребность в познании (получение новой информации).
3. Общение возникает из-за потребности в эмоциональном благополучии (поддержке, безопасности и т.д.)
4. Благодаря общению удовлетворяется потребность в эстетическом наслаждении, красоте (опосредованно, т.е через картины, музыку и пр.).
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) - побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего сообщения – человек представляет себе (часто бессознательно), что именно скажет
5. Бессознательный (или сознательный) выбор человеком конкретных средств, фраз, которыми будет пользоваться, решение как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно оказывается неэффективным.
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. «Коммуникация» в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентностьрассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Причинами плохой коммуникации могут быть:
1. стереотипы - упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
2. «предвзятые представления» - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;
3. плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то его трудно убедить в справедливости вашего взгляда;
4. отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя (с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий);
5. пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;
6. ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;
7.неверный выбор стратегии и тактики общения
Функции общения:
¾ аффективная - эмоциональное благополучие;
¾ информационная – познание и самопознание;
¾ регулятивная - регулирование совместной деятельности людей;
¾ общение как средство центральной общности между людьми, основное условие становления личности.
Структура общения.
В общении выделяют:
¾ содержание (это информация – вербальная и невербальная, - которая передается при общении),
¾ цель (то, ради чего человек прибегает к общению),
¾ средства (способы кодирования, передачи, переработки, расшифровки информации при общении).
В зависимости от содержания выделяют следующие виды общения:
¾ обмен предметами и продуктами деятельности,
¾ обмен знаниями,
¾ обмен психическими или физиологическими состояниями (радость, грусть),
¾ обмен интересами, потребностями,
¾ обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
В зависимости от целей выделяют следующие виды общения:
¾ биологическое (связано с удовлетворением основных органических потребностей, необходимых для поддержания организма),
¾ социальное (здесь цель – расширить и укрепить контакты между людьми).
В зависимости от средств, используемых в ходе общения, выделяют следующие виды общения:
1) Непосредственное (с помощью естественных органов: руки, голова, голосовые связки, туловище). Непосредственное общение может быть: межиндивидуальным (два человека), камерным (один обращается к небольшой группе) и массовым (один - к большому числу малознакомых или незнакомых людей).
2) Опосредствованное (связано с использованием специальных средств: природных (камень, палка) или технических (печать, радио)).
Общение также зависит от особенностей деятельности, в процессе которой люди вступают между собой в контакт. В данном случае речь идет о таком понятии как профессиональное общение. Один из его видов – педагогическое общение (это система способов взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которой является обмен информацией, оказание учебно-воспитательного воздействия и организация взаимопонимания).
Выделяют позитивные и негативные стили педагогического общения.
К позитивным стилям относятся:
¾ устойчиво-положительный (стабильное положительное отношение к ученикам, забота и помощь, деловая реакция на недостатки, любят профессию и детей),
¾ пассивно-положительный (добросовестно выполняют работу, но свойственна сухость в обращении, только требовательность и отсутствие неофициального общения),
¾ неустойчивый (в общем у них эмоционально-положительная установка к учащимся, но отношения зависят от сложившейся в данный момент ситуации, от настроения).
К негативным стилям относятся:
¾ ситуативно-отрицательный,
¾ устойчиво-отрицательный.
В структуре общения принято выделять три стороны: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (восприятие друг друга в процессе общения).
Физиологические потребности
Рис. 4Иерархическая пирамида потребностей по А.Маслоу
А. Маслоу утверждает, что пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются для личности сравнительно неинтересными и с повышением уровня потребностей повышается готовность к большой активности. Высший уровень потребностей - самоактуализация - представляет собой "осуществление самого себя", нахождения своего места в жизни и достижения высоких результатов в интересной для себя деятельности. Это есть самовыражение, самореализация личности в жизни.
Мотивы конкретизируют, "опредмечивают" потребности, представляя собой конкретные побуждения к целенаправленной деятельности, способной удовлетворить актуальные потребности. Мотивы деятельности ведут к выработке определенной программы, планов по реализации конкретных действий с целью достижения намеченных целей.
Чтобы определить, почему человек становится активнее, мы анализируем его потребности. Чтобы определить, куда и на что направлена эта активность, мы анализируем его направленность. Направленность – ведущая характеристика личности, определяющая ее психологический склад.
Потребность – состояние зависимости личности от условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности.
По своему происхождению потребности бывают:
а) естественные (органические) – в них выражается зависимость от условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни человека и жизни его потомства (в пище, воде, во сне, в кислороде, в защите от холода и жары..).
б) культурные – в них выражается зависимость от продуктов человеческой культуры. К ним относятся как предметы, которые служат средством удовлетворения естественной потребности (например, вилка, ложка для удовлетворения потребности в пище), так и предметы, необходимые для трудового и культурного общения с другими людьми (книги, фотографии, модная одежда).
По характеру предмета потребности бывают:
а) материальные – в них выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (пища, одежда, жилище, предметы быта и т.д.);
б) духовные – в них выявляется зависимость человека от продуктов общественного сознания (потребность в общении (делится с другими своими мыслями и чувствами), потребность в познании (читать, смотреть фильмы и спектакли, слушать музыку), потребность в деятельности). Духовные потребности неразрывно связаны с материальными. Так, для удовлетворения духовных потребностей требуются материальные вещи, которые являются предметом материальных потребностей (писчая и нотная бумага, краски, книги, газеты и т.д.).
Нужно отметить, что все виды потребностей связаны между собой. Например, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету (потребность в пище).
Побудителем к деятельности выступает мотив, это могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многообразие мотивов. Одна и та же деятельность может побуждаться разными мотивами, один из которых является главным – ведущим, а остальные – второстепенными.
В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности. Мотивы не всегда осознаются, но любая деятельность имеет осознаваемую цель. Цель – это то, для чего действует человек. Цель – это идеальное представление будущего результата деятельности. Цель представлена в головном мозге каким-то образом, динамической моделью будущего результата деятельности.
Структура самосознания.
В структуру самосознания входят три компонента:
¾ когнитивный (познавательный);
¾ оценочный;
¾ поведенческий.
1. Когнитивный или самопознание.
Это знание индивида о самом себе. Эти знания кажутся индивиду убедительными, независимо от того, являются ли они истинными или ложными, строятся на объективном знании или субъективном мнении. Знание индивида о себе складываются в определенный образ «Я».
Образ «Я» - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая, система представлений индивида о самом себе.
«Я-образ» включает три составляющие, одна из которых может преобладать:
а) «реальное Я» - это представление о себе в момент самого переживания,
б) «идеальное Я» - это то, каким человек должен был бы стать, по его мнению, чтобы соответствовать социальным нормам (под влиянием литературы, кино),
в) «фантастическое Я» - это то, каким человек желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.
2. Оценочный или самоотношение.
Это отношение к тому, что человек знает о себе, т.е. оценка тех качеств, которые входят в его представление о себе. Все эти отношения человека к себе складываются в самооценку.
3. Поведенческий или самореализация.
Человек строит свое поведения, опираясь на знание о себе и отношение к себе, т.е. на самооценку. Например, люди, в зависимости от уровня и адекватности самооценки могут вести себя по-разному. Кроме этого, отношение человека к себе может также проявляться в поведении в зависимости от уровня притязаний. Уровень притязаний, напомним, это степень трудности целей, которые ставит перед собой человек.
Каждый человек стремиться повысить свою самооценку. Он может это сделать двумя способами: а) повысить уровень притязаний (выбрать трудные цели) и в случае удачи пережить максимальный успех или б) понизить уровень притязаний (выбрать легкодоступные цели), чтобы избежать неудачи. В среднем человек устанавливает уровень своих притязаний где-то между очень трудными и очень легкими целями и т.о. стремится сохранить на высоте свою самооценку. Поэтому, зная уровень притязаний, можно понять мотивы поведения человека, а также влиять на его самооценку.
Самосознание как осознание себя, своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль, как самопринятие.
1.Нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей составляет сущность самопознания. Самопознание совершается:
¾ в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормами,
¾ при осознании отношения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, качеств моей личности),
¾ в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п. Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановлении в памяти прошедшего.
Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений (Я-образов) о самом себе.
2.Самопознание является основой развития самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения, общения. Самоконтроль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.
Самопознание выступает также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки.
3.Самооценка – это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка. Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом проявляется и в жизнедеятельности человека. Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.
Самопознание может включать в себя самооценку, но оно может быть и чисто констатирующим, внеоценочным.
Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой.
4.Общим знаменателем, интегральным измерением «Я» выступает самопринятие и самоуважение личности. Самоуважение соотносимо с ценностно-смысловыми установками личности; оно входит в структуру самосознания. Благополучное становление человеческой личности и индивидуальности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера, своего места среди других людей. В психологии установлено, что для лиц, совершающих правонарушения, характерно низкое самоуважение.
Американский психолог У.Джемс предложил формулу, определяющую переменные, от которых зависит самоуважение человека.
Как подтверждено в психологических исследованиях, самоуважение зависит от уровня притязаний субъекта и успеха или неуспеха в деятельности. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. В свою очередь, успех в деятельности повышает самоуважение человека. Поддержание приемлемого для личности уровня самоуважения составляет важную, как правило, неосознаваемую, функцию самосознания. Как способ реализации данной функции выступают защитные механизмы личности.
Содержание бессознательного: влечения, инстинкты, проявление бессознательного в жизнедеятельности личности.
Бессознательное, по мнению Фрейда, носит врожденный характер. Он утверждал, что поведение человека в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных сил, которые он назвал влечениями. Согласно Фрейду, эти влечения обусловлены инстинктами, присущими человеку, но прежде всего – подавленными желаниями, т. е. желаниями, удовлетворение которых “запрещено” на уровне сознания и которые вытеснены в область подсознательного. Эти желания продолжают действовать без ведома человека, проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, а также оказывают влияние на выбор профессии или творчество.
Мера бессознательного определяется переходом от инстинктивного ощущения действительности к сознательному восприятию, выраженному в поведении человека в его конкретных поступках. Внутри человека всегда существует определённый датчик, который показывает пространство бессознательного. Подобно этому внутри нас всегда существует мера – как переход из одного состояния в другое. Сознательно мы всегда можем её оценить. Напр, мера стыда, которая проявляется в покраснении кожи лица. В реальной жизни человека очень много моментов когда он думает одно, а фактически делает другое. Это объясняется тем, что импульс сознания оказался слабее подсознательного. Результирующим оказался импульс, поступивший к нам из области подсознательного. Следовательно, те действия и функции, которые выполняются субъектом, бессознательны. Отсюда потеря контроля, неспособность предвидеть и прогнозировать и т.д. Рассмотрим такой пример. Некий субъект осознаёт вредность курения и принимает решение бросить курить. Однако с течением времени инстинкт повышает эмоциональное напряжение человека. В результате синтезируется желание, которое выражается в потребности курения. В итоге наблюдается сознательное противоречие, выраженное в действии. Складывается цепочка: Инстинкт Эмоции Ощущения Желания. Можно убедиться, что какую бы систему мы не взяли, то конечным звеном декомпозиции будет являться такая же цепочка.
Если считать, что человек – такое же детище природы, как и остальные известные нам живые существа, то он в определенной мере наделен теми же качествами, что и они. Если считать, что животные не наделены таким разумом, как человек, то единственной точкой соприкосновения у них являются инстинкты. Инстинкты – это силы, побуждающие человека к действию. Физические аспекты инстинкта Фрейд называл потребностями, психические – желаниями. Как правило, у человека выделяют два основных инстинкта:
· инстинкт самосохранения
· инстинкт продолжения рода, то есть размножения, которые, в свою очередь, складываются из множества инстинктивных факторов.
Причем эти два инстинкта взаимосвязаны. К инстинкту самосохранения относятся следующие подинстинкты:
· питание,
· рост,
· дыхание,
· движения, то есть те необходимые жизненные функции, которые делают любой организм живым.
Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека (“Я”) эти факторы как жизненно необходимые утратили свое былое значение. Это произошло потому, что у человека появились приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищу не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной только человеку алчности. Со временем пища стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени. Человек стал строить для себя жилища и другие приспособления и по максимуму обезопасил себе жизнь. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, либидо. Такие человеческие стремления, как агрессивность, желание выдвинуться, которые до этого относились к инстинкту самосохранения, перешли в другое качество, то есть они перешли к либидо. Итак, в результате эволюции, основной движущей силой в жизни человека стал инстинкт размножения.
Многие наши переживания, отношения, чувства мы не можем осознать или осознаем неправильно. Однако все они воздействуют на наше поведение, на нашу деятельность. Эти явления называются бессознательными. Если предсознательное – это то, на что не направлено внимание, но, при необходимости, может быть легко осознано, то бессознательное, наоборот, не может быть осознано в силу разных причин. Сознание и бессознательное по 3. Фрейду находятся в постоянном конфликте. Бессознательное проявляется в сновидениях, оговорках, шутках, внешне «немотивированных» или ложно мотивированных поступках и т.п. Бессознательные влечения могут быть источником напряжения, сильных внутренних конфликтов, порождать неврозы, психозы и серьезные соматические болезни, например, язву и астму. Для того чтобы избавиться от этих симптомов, необходима специальная п-я работа. К сфере бессознательного относятся также восприятие сигналов, уровень которых находится как бы за пределами наших органов чувств (т. н. подпороговое восприятие). Точнее, сигналы воспринимаются, но они настолько слабы, что их невозможно осознать. Известен, например, прием «нечестной рекламы», так называемый 25-й кадр. В этом случае в кинопленку включается реклама какого-нибудь продукта. Кадр этот не воспринимается сознанием, мы его как бы не видим, однако реклама работает.
Надсознательные процессы
Иногда задача решается как бы сама собой, без участия сознания, при этом в сознании сразу, вдруг возникает ответ и, притом, как правило, качественно новый и правильный. Напр, бывает, что человек вечером не может принять важное для него решение, а утром оно появляется в готовом виде само собой. "Утро вечера мудренее". Такие процессы, при которых решение задачи, ответ на житейский вопрос, проблему возникает как бы сам собой, без участия сознания, называются надсознательными.
Тем не менее, сознание играет в этих процессах важную роль: ответы могут возникнуть лишь при условии большой предварительной сознательной работы. И лишь тогда, когда сознание переутомится и отступит, задача погружается в бессознательное, где решается как бы сама собой.
Структура личности.
Юнг выделяет следующие элементы (слои) в структуре личности: персону, Эго, тень, Аниму (у мужчин), Анимус (у женщин) и самость.
Персона (личность) - самый верхний слой личностного сознательного; Эго - его более глубокий слой. Ниже идет бессознательное, сначала индивидуальное, потом коллективное. Самый верхний слой бессознательного - двойник Я (= его тень); следующий слой - душа (Анима и Анимус); самый нижний слой - объективное Я (самость).
Персона – это визитная карточка Я. Это манера говорить, мыслить, одеваться. Это характер, социальная роль, способности самовыражаться в обществе. Persona - латинское слово, обозначающее маску, которую одевали греческие актеры для условного обозначения той или иной роли (сравни русское: «личина», «личность»).
Различают позитивные и негативные качества персоны. В первом случае она подчеркивает индивидуальность, способствует коммуникации, служит защитой от вредоносных влияний среды. Во втором случае, если социальной роли придается слишком большое значение, персона может задушить индивидуальность. Юнг называл персону «архетипом конформности».
Эго – центр сознания и поэтому играет основную роль в нашей сознательной жизни. Эго создает ощущение осознанности и последовательности наших мыслей и действий. В то же время Эго, находясь на грани с бессознательным, ответственно за связь (слияние) сознательного и бессознательного. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.
Тень – центр личного бессознательного. Сюда входят желания, тенденции, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с существующими социальными стандартами, понятиями об идеалах и т. д. В жизни мы обычно отождествляемся с персоной и стараемся не замечать все, что считаем низким, порочным в своей личности.
Юнг выдвинул гипотезу о компенсаторной функции бессознательного, которое отражает содержание сознания в обратном, перевернутом виде, подобно тому, как отражается в зеркальной глади озера стоящий на его берегу дом. Поэтому экстровертированная личность в своем бессознательном интровертирована: робкий человек в своем бессознательном храбр, храбрый - робок, добрый - зол, а злой - добр и т. п.
Тень нельзя игнорировать, ибо можно, не осознавая этого, оказаться в ее плену. И, наоборот, чем полнее осознается тень, тем гармоничнее становится личность и ее отношение с окружающей средой. Тень – не только обратное отражение Эго, но также и хранилище жизненной энергии, инстинктов, источник творчества. Тень уходит своими корнями в коллективное бессознательное, а поэтому может дать доступ индивидууму (и аналитику) к материалу, который обычно недоступен Эго и персоне. «Тень с нами всю жизнь,- пишет Юнг,- и, чтобы иметь с ней дело, нужно постоянно вглядываться в себя и честно сознавать, что мы там видим».
Анима и Анимус – это представления о себе как о мужчине или женщине, вытесненные в бессознательное как нежелательные для данного индивидуума. Анима (у мужчин) имеет обычно феминистическое, а Анимус (у женщин) - маскулинистическое содержание. По Юнгу, каждый мужчина в глубине своей души, в своем бессознательном - женщина, а каждая женщина – мужчина.
«Каждый мужчина,- пишет Юнг,- несет в себе вечный образ женщины - не той или иной определенной женщины, но образ женщины как таковой. Этот образ - отпечаток, или «архетип», всего родового опыта женственности, сокровищница, так сказать, всех впечатлений, когда-либо производившихся женщинами. Поскольку этот образ бессознателен, он всегда так же бессознательно проецируется на любимую женщину, он является одним из главных оснований привлечения и отталкивания».
Анима и Анимус – наиболее древние архетипы. Они ориентированы своим острием к глубокому бессознательному, так же как персона - к внешней среде, и оказывают большое влияние на поведение индивидуума.
Самость – архетип целостности личности. «Самость, – пишет Юнг, – означает всю личность. Вся личность человека не поддается описанию, потому что его бессознательное не может быть описано». По Юнгу, «сознательное и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость». Самость объединяет сознательное и бессознательное, она является центром целостности Я, как Эго - центром сознания.
Архетипов существует столь же много, как и типичных ситуаций в жизни. Бесконечное повторение запечатлело эти опыты в нашей психической системе не в форме образов, наполненных содержанием, а вначале лишь в формах без содержания, представляющих просто возможность определенного типа восприятия и действия.
При возникновении ситуации, соответствующей данному архетипу, он активизируется и появляется побуждение, которое, как и инстинктивное влечение, прокладывает себе путь вопреки всем доводам и воле, либо приводит к конфликту патологических размеров, то есть к неврозу.
Виды эксперимента.
Физический эксперимент — способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях. В отличие от теоретической физики, которая исследует математические модели природы, физический эксперимент призван исследовать саму природу.
Именно несогласие с результатом физического эксперимента является критерием ошибочности физической теории, или более точно, неприменимости теории к окружающему нас миру. Обратное утверждение не верно: согласие с экспериментом не может быть доказательством правильности (применимости) теории. То есть главным критерием жизнеспособности физической теории является проверка экспериментом.
Компьютерный (численный) эксперимент — это эксперимент над математической моделью объекта исследования на ЭВМ, который состоит в том что, по одним параметрам модели вычисляются другие ее параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах объекта, описываемого математической моделью. Данный вид эксперимента можно лишь условно отнести к эксперименту, потому как он не отражает природные явления, а лишь является численной реализацией созданной человеком математической модели. Действительно, при некорректности в мат. модели — ее численное решение может быть строго расходящимся с физическим экспериментом.
П