Проблема межполушарной ассиметрии и ее изучение в клинике. Синдром расщепленного мозга.

Межполушарная ассиметрия - это фундаментальная работа мозга человека и животного.

Обработка информации - выполнение элементарных когнитивных операций осуществляется в дискретных нейронных сетях. Не все процессы обработки в таких сетях осознаются. Те процессы, которые обеспечивают осведомленность человека о когнитивных операциях, а точнее о их результатах, образуют особую субсистему сознания, ее высший уровень. Это свойство осведомленности обеспечивается включением в ее состав механизма, регулирующего генерализованные и локальные активации мозга. Процессы активации, а также особая операция в виде повторного входа возбуждения непрерывно поддерживают высокий уровень активности нейронных сетей высшей субсистемы сознания. Последняя находится под иерархическим контролем, выполняемым в соответствии с правилом сверху вниз. Командные сигналы из префронтальной коры достигают идей и концептов, а в закодированном виде хранящихся в теменно-височной ассоциативной коре, извлекают необходимую информацию и переводят ее в рабочую память - для контроля за исполнением поведения.

Высший уровень сознания не может существовать без участия модулирующей системы мозга. Генерализованные и локальные влияния из неспецифической системы ствола и таламуса сходятся на клетках нейронных сетей коры, создавая условия, необходимые для обработки информации. Прерывание связей нейрональных сетей, обрабатывающих информацию, с системой активизации, которая модулирует их операции, вызывает нарушение сознания. Значимость сознания от модулирующей системы мозга дает основание связывать сознание с определенным состоянием мозга, а не с содержанием информационных процессов.

С этих позиций сознание - это специфическое состояние, при котором только и возможна реализация высших психических функций. Выход из этого состояния приводит к выключению высших психических функций при сохранении механизмов жизнеобеспечения. Существуют разные формы отключения сознания: сон, обморок, наркоз, эпилептический припадок, травма мозга, отравление. Общим элементом для всех форм потери сознания является выключение, или дезорганизация различных механизмов модулирующей системы мозга. Основной вклад в состояние сознания вносит базальная холинергическая система переднего мозга.

Одним из примеров локального отключения сознания является зрительное игнорирование, возникающее при поражении неспецифического таламуса. Обычно оно бывает односторонним. Несмотря на сохранность специфической системы, человек не обращает внимания на сигнал. Зрительное игнорирование подобно состоянию невнимания. Это состояние можно смоделировать в опыте, в котором у субъекта создается ошибочная установка на место появления целевого стимула на экране монитора, на возникновение которого в соответствии с инструкцией он должен быстро реагировать движением. При правильной ориентировке испытуемого время реакции укорачивается, при ошибочной - удлиняется. Это и демонстрирует явление зрительного игнорирования, выражающееся в отключении или ослаблении внимание к целевому стимулу.

Предполагают, что причина клинических случаев зрительного игнорирования лежит в нарушениях, либо самой системы активации, либо механизмов, контролирующих локальную активацию. Различные дефекты зрения помогают многое понять в механизмах сознания. Открытие функциональной асимметрии мозга оказало огромное влияние на понимание мозговых механизмов сознания. С позиции вербальной теории сознания, его материальная база представлена доминантным речевым полушарием. Вместе с тем имеются основания выделять две функции сознания: чувство сознания «Я» и коммуникативную функцию сознания. Правое полушарие связывают с самооценкой, самосознанием, с мотивационной сферой. Его поражение ведет к нарушению личности, тогда как при нарушении функции левого полушария личность остается сохранной, но речь страдает. Специализацию левого полушария видят в его связи с той формой сознания, которая вооружена речью и иными средствами передачи другим членам общества. Она существенна, прежде всего для коммуникации с другими людьми. Симонов, подчеркивая коммуникативное происхождение сознания. рассматривает возможность мысленного диалога с самим собой как свойство левого полушария. Исследование становления речи у детей показало, что первоначально обработка речевых сигналов осуществляется обоими полушариями и доминантность левого формируется позже. Если у ребенка, научившегося говорить, возникает поражение речевой области левого полушария, то у него развивается афазия. Однако примерно через год речь восстанавливается. При этом центр речи перемешаются в зону правого полушария. Такая передача речевой функции от левого полушария правому возможна лишь до 10 лет. Левое полушарие превосходит правое также и в способности понимать речь, хотя эти различия не так сильно выражены

Нарушение сознания при избирательном поражении одного из полушарий зависит от особенностей функциональной ассиметрии мозга субъекта. Картина нарушена психической деятельности зависит от правшества и левшества. При однополушарном поражении мозга были выявлены существенные различия нарушения поведения у правшей и левшей, что послужило основанием к заключению о различий у них сознания. Исследователи вводят новый термин-«ассиметрия сознания», отражающая индивидуальные свойства субъекта, связанные с функциональной ассиметрией мозга. При одностороннем поражении полушарий нарушения сознания протекали по типу эпилептических припадков: наступали внезапно, быстро обрывались с последующим восстановлением ясного сознания. Синдромы, вызываемые односторонним поражением у правшей, хорошо согласуется с представлением о связи правого полушария с обработкой пространственной информации и способности к зрительному и оптическому распознанию объекта, а левого - с обработкой информации, управлением и программированием поведения.

Синдром расщепленного мозга возникает при рассечении мозолистого тела и нарушается не только двигательная координация и различные психические функции.

Синдром расщепленного мозга выражается в своеобразном нарушении способности к письму и чтению: когда пациента просят написать левой рукой, моторное управление которой осуществляется правой половиной, алексия наступает при попытке произнести вслух слова, которые предъявляют в левом поле зрения

Билет 19

1.Воображение как психический процесс. Виды воображения.

2.Основные положения психоаналитической теории З. Фрейда. Исследовательский метод З. Фрейда.

3.Основные виды человеческой деятельности. Их характеристика.

Наши рекомендации