Общее понятие о мотивации. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы поведения.
Побудительная функция психики обеспечивает активизацию и направленность поведения личности. В психологической литературе часто встречается понятие « мотивационная сфера личности». Под ней понимают совокупность диспозиций (мотивов), потребностей и целей, склонностей, интересов, мотивационных установок ( желаний).
Потребность является источником активности и рассматриваются как внутреннее состояние нужды в чем-то важном для жизни и развития
личности. В психологической литературе потребность рассматривают как нужду (Д.Н.Узнадзе, К.К.Платонов), как предмет удовлетворения нужды ( В.Г.Лежнев, А.Н.Леонтьев, К. Обуховский), как ценность (В.С.Магун), как необходимость ( Б.И. Додонов, П.А. Рудик В.А.Василенко, П.В.Симонов), как состояние ( И.А. Джижарьян, В.Н.Мясищев), как системная реакция ( Е.П.Ильин), как мотив поведения и деятельности:
1) потребность дает толчок к возникновению мотива;
2) потребность преобразуется в мотив после опредмечивания, т.е. после нахождения предмета, который может ее удовлетворить;
3) потребность - часть мотива (В.А.Иванников);
4) потребность и есть мотив (Л.И. Божович, А.Г.Ковалев, К.К.Платонов,
С.Л.Рубинштейн и др.).
С.Л. Рубинштейн писал, что в потребности содержится активное отношение ( стремление), направляющее человека на преобразование условий с целью удовлетворения нужды. Следовательно, потребность объясняет, откуда берется энергия для проявления человеческой активности. Однако, отождествлять мотив с потребностью не позволяет ряд обстоятельств:
1) потребность не полностью объясняет причину конкретного действия или поступка, ведь одна и та же потребность может быть удовлетворена разными средствами и способами;
2) мотив-потребность отделяется от идеальной цели, поэтому не ясно, почему мотив имеет целенаправленность;
3) принятие потребности за мотив ведет к некорректности использования понятий ( «удовлетворение мотива», « наследственные мотивы»...)
Несмотря на расхождения во взглядах ученых, потребность детерминирует активность человека и без потребностей побуждение к деятельности становится невозможным. Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности. Однако потребность сама по себе не способна придать деятельности определенную направленность. Предмет потребности ( материальный или идеальный) является мотивом деятельности. Поэтому психологический анализ потребностей преобразуется в анализ мотивов поведения и деятельности.
Мотивация и мотив - являются основными понятиями, которые используют в психологии для описания и объяснения побудительных причин поведения. Практический психолог, тем более, школьный психолог, должен знать внутреннюю детерминацию поведения личности: уметь фиксировать и учитывать мотивацию как предпосылку, условие и важнейший фактор деятельности, знать возможности формирования мотивации.
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности является одной из стержневых в психологии. Ей посвящено огромное количество зарубежных ( Allport G.W., Atkinson J.W., Hall G., Maslow
A.H., Nutten Y.R., Хекхаузен Х,...) и отечественных ( Асеев В.Г., Васильев И.А., Вилюнас В.К., Ковалев В.И., Леонтьев А.Н., Мерлин В.С., Симонов В.П., Якобсон В.П.,...) исследований. Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и обилием определений понятий и точек зрения на их природу. Мотиврассматривается и как потребность, и как цель ( предмет удовлетворения потребности) ( С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.В.Колесов,..), и как побудительная ( движущая ) сила ( Х. Хекхаузен, В.И.Ковалев, А.А. Файзулаев,..), и как намерение ( Б.В.Зейгарник), и как устойчивые свойства ( личностные диспозиции) ( М. Мадсен, Х. Маррей, Дж. Аткинсон, К.К.Платонов, В. Смерлин, М.Ш. Магомед-Эминов), и как состояние (Р.А. Пилоян, Хилгард), и как формулировка ( К. Обуховский, А.Левицкий, П.П. Иванов, и как удовлетворенность (В.Г.Асеев, Н.Ф.Наумова, П.М.Якобсон), и как сложное интегральное психологическое образование ( Б.Ф.Ломов, Д.Н.Узнадзе, Е.П.Ильин).
Выделяют динамические (силу, устойчивость) и содержательные ( труктура, осознанность, направленность на внешние или внутренние факторы при объяснении своего поведения, с какой деятельностью связаны) характеристики мотива.
Мотивациярассматривается так же по-разному: как совокупность факторов, определяющих поведение ( Мадсен, Годфруа), как совокупность мотивов ( К.К.Платонов), как процесс психической регуляции конкретной деятельности ( М.Ш. Магомед-Эминов), как система процессов, отвечающих за побуждение к деятельности ( В.К. Вилюнас). Можно выделить два направления: первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов, детерминирующих поведение и деятельность ( потребности, мотивы, цели, намерения), второе - как процесс, который стимулирует и поддерживает активность субъекта на определенном уровне.
В мотивационную сферу личности входят также цели деятельности - непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющее актуализированную потребность; ценностные ориентации- то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный смысл; мотивационные образования - мотивационные установки ( потенциальные мотивы (В.Г.Асеев, В.И.Ковалев), которые сформировались, но не проявляются в данный момент, мечты - образы желанного ( К.К.Платонов), образ желаемого будущего ( Б.И.Додонов),
интересы- специфическая познавательная направленность на предметы и явления действительности ( А.Н.Леонтьев), направленность личности
- совокупность устойчиво доминирующих мотивов или мотивационных образований ( Л.И. Божович), мотивационные состояния( влечение, любопытство, состояние сомнения, мечтательности ( Н.Д.Левитов), мотивационные свойства личности- закрепившиеся мотивы (С.Л.Рубинштейн)- уровень притязаний, стремление к достижению успеха или избеганию неудачи, мотив аффилиации ( стремление человека быть в обществе других людей), агрессивность, альтруизм-эгоизм...