Проблема руководства и лидерства в психологии.
Лидерство - важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается всегда, где есть власть и устойчивой объединение людей. Само слово «лидер» в переводе с английского означает «руководитель», «глава», «командир», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке лидерство характеризуется неоднозначно.
Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке.
1.Лидерство – это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц.
2.Лидерство есть управленческий статус, социальная позиция, связанная
с принятием решений. Это руководящая должность. Такое определение вытекает из структурно-функционального подхода.
3.Лидерство – это влияние на других людей, однако не любое, а такое, которое отвечает следующим условиям:
- во-первых, влияние должно быть постоянным,
- во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию),
- в-третьих, лидер должен иметь явный приоритет во влиянии,
- в-четвертых, влияние лидера, особенно организационного, должно опираться не на прямое применение силы, а на авторитет или
признание правомерности руководства. Диктатор – это не лидер.
4.Лидерство- это неформальное влияние. Оно отличается от руководства,
которое предполагает формализованную систему отношений. Обычно различают формальное лидерство – синоним руководства и неформальное лидерство как субъективную способность, готовность и умение человека выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы.
Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов ( ролей):
1. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.
2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических
группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.
3. Ситуационное лидерство. Его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь с определенной ситуацией.
Интересна и классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой:
1) «один из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый;
2) «лучший из нас». Лидер выделяется по многим (деловым, нравственным, коммуникативным параметрам) и воспринимается как образец для подражания;
3) «хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности, готовности прийти на помощь;
4) «служитель». Такой лидер всегда стремиться выступать в роли
выразителя интересов группы, ориентируясь на их мнение и действуя от
их имени.
В зависимости от направленности руководителя на интересы дела или на
заботу о взаимоотношениях с людьми предлагается «управленческая
матрица». Пять типов руководителей:
«либерал» – мак. внимание к людям, мин. к работе,
«пессимист» – мин к производству и к людям,
«манипулятор» или «карьерист» – умеренное внимание к работе и к людям,
«организатор» мак. ориентация на работу в сочетании с доверием и
уважением к людям,
«диктатор» – мак. внимание к работе, мин. внимание к людям.
Каждый человек может определить свою и чужую пригодность к
лидерству с помощью следующих восьми критериев:
1. непрерывное самосовершенствование. Вы ищете способы
самосовершенствования: читаете, задаете вопросы, проходите
дополнительные курсы обучения,
2. ориентация на служение другим. Вас интересует, что нужно другим, а
не только что нужно вам,
3. излучение положительной энергии, доброжелательности и уклонение от
конфликтов,
4. вера в других,
5. рациональное распределение времени и усилий (между работой,
домом и обществом),
6. внутренняя уверенность, оптимизм, свежий взгляд на события, восприятие
жизни как приключение,
7. самокритичность, толерантность (терпимость), признание заслуг других и
их равного права на самовыражение,
8. забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии.
Лидеру присущи определенные психологические качества:
· уверенность в себе,
· острый и гибкий ум,
· компетентность как доскональное знание своего дела,
· сильная воля,
· умение понять особенности психологии людей
Билет 14
1.Проблема методов в психологии. Классификация методов.
2.Учение Л.С. Выготского о высших психических функциях. Понятие интериоризации.
3.Неврозы. Проблемы и подходы в изучении невротических расстройств.