Стандартизация психодиагностических методик. Надежность и валидность диагностических методик.
Стандартизация - это единообразие проведения процедуры и оценки выполнения текста.
Это выработка требований к процедуре эксперимента и определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.
Требования, которые необходимо соблюдать при проведении процедуры эксперимента:
1.Инструкцию следует сообщать испытуемым образом, как правило, письменно, в случае устных указаний в разных группах - одними и теми же словами.
2.Ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими.
З.В процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения.
4.Эксперименты разных испытуемых групп следует проводить в одинаковое время, в сходных условиях.
5.Временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковые.
В руководстве приводятся точные и подробные указания по процедуре проведения. Указания составляют основную часть стандартизации новых методик.
Важнейший этап в стандартизации - это выбор критерия, по которому следует проводить сравнение результатов диагностических испытаний. Это статистическая норма – граничное значение на шкале тестовых баллов образовано на основе частотного распределения тестовых баллов в выборе стандартизации, она меняется каждые 3-5 лет показывает состояние некоторых параметров у детей и взрослых на данном отрезке времени.
Психологический норматив - система требований, которые общество предъявляет каждому из своих членов и которым каждый должен соответствовать, если не хочет быть отторгнутым своей общностью.
Недежность теста связана со степенью совпадения результатов при повторном тестировании. Этот критерий говорит о точности психологических измерений, т.е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты. Степень надежности зависит от многих причин:
1.неконтролируемые изменения внешних условий (температура, освещенность, посторонние);
2.несовершенство теста (небрежно напечатана инструкция) и др.
Все факторы надо иметь в виду и постараться устранить их. Одним из важнейших средств повышения является единобразие проведения процедуры обследования, его строгая регламентация, одинаковая для всех испытуемых обстановка, время, однотипный характер инструкции и порядок предъявления заданий.
Орудием для оценки надежности служит:
1. измерительный инструмент (коэффициент корреляции - повторное тестирование)
2. определяется стабильность измеряемого признака - повторное обследование испытуемого с помощью той же методики
3. определяется константность - относительная независимость от личности экспериментатора.
Валидность - соответствие теста тому, для чего он предназначен. Это комплексная характеристика включает с одной стороны сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действительность, эффективность.
Существуют разные валидности:
1.теоретическая валидность - это валидность измерительного инструмента. Действительно ли она измеряет свойство, которое должна измерить;
2.практическая валидность - проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению наблюдаемых действиях и реакциях испытуемого;
3.прагматическая валидность - отношение к цели использования методики
4.внутренняя валидность свойственна тем тестам, которые содержат компоненты исследуемой системы. Она означает соответствие содержащихся в методике задании, субтестов, суждений...обшей цели и замыслу методики. Она считается внутренне не валидной, если часто вопрос или задание измеряют не то, что требуется от данной методики.
5.внешняя валидность - присуща тем тестам, которые могут не иметь сходных компонентов с оцениваемой системой. Это показатель проявления изучаемого свойства в повседневной жизни (Например, успеваемость)
Мера валидности теста определяется 3 способами:
1.сравнение теста с эталоном
2.сопоставление с более объективным показателем, полученным другим тестом
3.вычисление валидности, корреляции - показатели сравниваются.
3. Проблемы периодизации возрастного развития личности. Основные положения периодизации психического развития по Д.Б. Эльконину.
Л.С. Выготский делил все попытки периодизации детства на 3 группы: по внешнему признаку детского развития, по какому одному признаку и по системе «существенных особенностей детского развития».
1 группа опирается на внешние детерминанты психического развития ребенка. К ней относится периодизация Б. Заззо, который располагает этапы сообразно ступеням воспитания и образования. На основе американской и французской систем воспитания и обучения он выделил 6 периодов (протяженностью в 3 года),которые оканчиваются соответственно в 3,6,9,12,15,18 лет. Такая «арифметическая гармония» свидетельствует об искусственности периодизации. Однако положительным моментом является выявление важности смены социальных позиции ребенка, которые в решающей ступени обусловлены именно организацией его воспитания и обучения.
2 группа периодизации строится по принципу вычленения какого- либо одного признака детского развития как условного критерия для разделения его на отдельные периоды. К данной группе относится периодизация З.Фрейда, П.П. Блонского и Полицина.
Фрейд все стадии детского развития сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидоносной или сексуальной энергии. Выделенные оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная стадии ограничиваются уровнем полового созревания индивида. Тип личности определяется стадией «приостановления» «фиксации» развития. Последующие изменения (система социальных отношений, формы общения тип деятельности и т. д.) как не имеющие никакого значения для развитая личности. У П.П. Блонского в основу периодизации положен другой принцип - дентиция или состояние зубов. Он выделил беззубое, молочнозубое и постояннозубое детство и считал основными характеристиками возраста вес, конституцию ребенка и его поведение. Данные периодизации, биологически ориентированные отличаются антидиалектичностью, не отражают всей сложности процесса психического развития.
У Полицына в основе периодизации личности лежит критерий становления общественной направленности личности:
- младенца характеризует «потребность в физиологическом комфорте»,
-раннее детство-«потребность в овладении предметными действиями».
-дошкольное детство-потребность быть таким же как взрослый».
-младшее школьное детство - «потребность в самоутверждении среди мира взрослых»
-подростка-«потребность быть значимым для других»
-старшего подростка - «потребность приносить счастье наибольшему количеству людей». Это существенный признак развития личности, но к сожалению один.
3 группа характеризуется «стремлением перейти от чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей « самого развития (Л.С. Выготский). Выготский сформулировал наиболее плодотворный подход, утверждающий конкретно-историческую природу вообще детства и его отдельных периодов, предложил обобщающее основание периодизации -возрастные новообразования, которые являются критериями разделения процесса развития личности на возраста и принципиальными линиями анализа каждого возраста. Наиболее значимыми являются социальная ситуация развития, ведущий тип личности, центральное личностное новообразование каждого возраста. Идею Л.С. Выготского о социальной ситуации развития продолжила Л.И. Божович, которая определяет с.с.р. как «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обуславливает динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу». В.В.Давыдов высказал идею о том, что основой психического развития «является именно смена деятельности, которая с необходимостью детерминирует процесс становления новых психологических образований». Ведущий тип деятельности - это такая деятельность, «развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития». Признаком перехода от одной стадии к другой является именно изменение ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности. Леонтьев указал 3 главных признака ведущего типа деятельности:
1.внутри ведущей деятельности появляются и развиваются другие, новые виды деятельности, которые сами могут приобрести ведущее значение в дальнейшем на следующей ступени развития (дидактическая игра - учебная деятельность).
2.в ведущей деятельности формируются и развиваются психические процессы (в игре - мышление. воображение,..),
З.от ведущей деятельности зависит формирование личности ребенка, ее основные изменения в данный период.
Д.Б. Эльконин создал периодизацию психического развития ребенка, положив в ее основу смену ведущего типа деятельности. Он выделил две группы:
1.группа-деятельность в системе «ребенок - общественный взрослый», внутри которой происходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности о освоение задач, мотивов, норм отношений ,происходит развитие мотивационно - потребностной: - младенчество –непосредственно - эмоциональное общение, дошкольное детство - игровая деятельность подростковый период – интимно - личностное общение.
2.группа-деятельность в системе «ребенок - общественный предмет, внутри которой происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами, формируются интеллектуально - познаваемые силы, операционно-технические возможности: раннее детство - предметное манипулирование, младший школьный - учебная деятельность, ранняя юность - учебно-профессиональная деятельность.
Таким образом, каждый возраст характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди которых выделяется центральное, наиболее значимое. Границами возрастов служат кризисы - переломные моменты в развитии ребенка.
Билет 6.
1.Восприятие как психический процесс. Основные свойства восприятия.
2.Основные положения концепции Ж. Пиаже. Этапы интеллектуального развития.
3.Понятие группы в социальной психологии. Психологические характеристики малой группы. Групповая динамика.