Классификация психодиагностических методов
Характеристика основных типов психодиагностических методов.
Наблюдение ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения.
Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определенного и четко ограниченного в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей. Независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом пли самим наблюдателей.
При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.
Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.
Опрос - представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.
Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Это может быть беседа, либо интервью.
Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей.
Наиболее распространенная его форма - анкета. Но ее недостатком является то, что применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их .
Свободный опрос - разновидность устного и письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками.
Интервью - разновидность опроса, способ получения информации в процессе беседы. В психологии интервью применяют в клинической практике, при консультировании, и при исследовании личности.
Психодиагностические методы - выявляют и измеряют индивидуальные психологические особенности человека, позволяют определить различия между людьми.
Особенностью методов, используемых в психодиагностике является то, что они позволяют соотнести полученные данные с определенными показателям и, выступающими в качестве критерия наличия пли выраженности какого-либо признака.
Широко распространены в психодиагностике психологические тесты. Это стандартизированные методы, применим которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Они применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт.
Метод анализ продуктов деятельности - написанных текстов (например, школьных сочинений), других изделий - имеет большое значение и для науки и для практики. Например, можно получить ценную информацию из тетрадей школьника, анализируя выполнение им классных и домашних работ, того, как он списывает с доски и как пишет домашние сочинения. Сделанные выводы могут быть ценным дополнением к диагностическому обследованию, проводимому другими методами.
Метод анализа продуктов деятельности часто используется совместно с другими методам, наблюдением, беседой, экспериментом, тестом.
Основным методом исследования является эксперимент.
Различают 3 основных вида эксперимента: лабораторный, естественный, формирующий.
Лабораторный эксперимент проводится в помещении, специально приспособленном для точного проведения опыта, контроля всех воздействий на испытуемого и регистрации его ответов и действий.
Естественный эксперимент, предложенный русским психологом А.Ф.Лазурским, предполагает проведение исследования под контролем экспериментатора, но в естественных условиях. И лабораторный, и естественный эксперименты могут быть константирующими и формирующими.
Константирующий эксперимент выявляет факты, закономерности, сложившиеся в ходе развития человека.
Формирующий эксперимент выявляет закономерности, условия, психологические механизмы развития определенных качеств, способностей, свойств путем активного их формирования.
Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого явления, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства, на этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
Билет 5.
1.Ощущение: понятие, виды, взаимодействия, процессы изменения чувствительности. Измерение ощущений.
2.Стандартизация психодиагностических методик. Надежность и валидность диагностических методик.
3. Проблемы периодизации возрастного развития личности. Основные положения периодизации психического развития по Д.Б. Эльконину.