Особенности психического развития детей с ЗПР
Особенности клинико-психологической картины органического инфантилизма в значительной мере связанны с преобладающим фоном настроения. У детей с повышенным эйфорическим настроением преобладают импульсивность и психомоторная расторможенность, внешне имитирующие детскую жизнерадостность и непосредственность. Характерна неспособность к волевому усилию и систематической деятельности. На уроках эти дети непоседливы, не подчиняются требованиям дисциплины, в ответ на замечания дают обещание исправиться, но тут же об этом забывают. В беседе открыто и легко высказывают отрицательное отношение к учебе, не смущаясь, говорят, что учиться неинтересно и трудно, что они хотели гулять или играть.
Для детей с преобладанием пониженного настроения характерна склонность к робости, боязливости страхам. Этот эмоциональный фон, а также всегда сопутствующие церебрастенические расстройства препятствуют формированию активности, инициативы, самостоятельности. И у этих детей преобладают игровые интересы. Они с трудом привыкают к школе и детскому коллективу, однако, на уроках ведут себя более правильно. Поэтому к врачу они попадают не в связи с нарушениями дисциплины, а из-за трудностей обучения. Нередко они тяжело переживают школьную несостоятельность. Возникающие невротические образования еще более тормозят развитие их самостоятельности, активности и личности в целом.
1.2 Специальные образовательные условия для детей с задержкой психического развития
Основные образовательные потребности (ООП) учащихся с задержкой психического развития зависят от того, замедлен ли темп психического развития в целом или отдельных функций, от возраста ребенка, от наличия отягощающих соматических факторов, а также от наличия неблагоприятных социальных факторов. ООП выражаются:
• в побуждении познавательной активности
• в расширении кругозора
• в формировании общеинтеллектуальных умений
• в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности
• в формировании и развитии целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности
• в развитии личностной сферы (эмоции, воля, произвольность, самостоятельность, ответственность)
• в развитии и отработке средств коммуникации
• в усилении регулирующей функции слова
• в сохранении и укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, перегрузок и срывов.
К специальным образовательным условиям (СОУ) для данной категории учащихся относятся:
• Специальные программы
• Особые методы обучения
• Учебники, пособия
• Педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги
• Обязательная коррекционная работа
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения ребенка с ОВЗ (в частности с ЗПР) – это система профессиональной деятельности специалистов, работающих с детьми( воспитателей, педагогов, психологов и др.) и родителей, направленная на создание благоприятных социально-психологических условий, для детей с проблемами в развитии, от которых зависит улучшение их психофизического состояния и успешность адаптации в обществе.
Общие подходы в работе с детьми с ЗПР:
- индивидуальный подход;
- предотвращение наступления утомляемости;
- активизация познавательной деятельности;
- обогащение знаниями об окружающем мире;
- особое внимание - коррекции всех видов деятельности;
- проявление педагогического такта.
Эффективная динамика развития детей с ЗПР намечается тогда, когда своевременно реализуется необходимая психологическая коррекция, медицинское лечение, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности этой категории детей.
Цель начального обучения детей с ЗПР совпадает с целью традиционного начального обучения – научить детей читать, считать, писать, сформировать основные умения и навыки учебной деятельности, развить элементы теоретического мышления, операции самоконтроля, культуру речи и поведения, привить основы личной гигиены.
Однако успешное освоение школьниками с ЗПР знаний, умений, навыков, способов учебной деятельности возможно только при условии решения специфических задач, разработанных для каждого этапа образования. Назовем в качестве примера специфические задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР младшего школьного возраста:
1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.
2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал.
3. Формирование социально-нравственного поведения (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.).
4. Формирование учебной мотивации.
5. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.
6. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.
7. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).
8. Коррекция индивидуальных отклонений.
9. Организация благоприятной социальной среды.
10. Системный и планомерный контроль за развитием детей с ЗПР педагогами - членами психолого-медико-педагогического консилиума школы.