Принципы обучения психологии в ВУЗе (по В.Н. Карандашеву).
15 (075.8)
К 728
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Севастопольский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
М.В. Косцова, А.В. Гришина
ПСИХОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие
Севастополь
15 (075.8)
К 728
УДК 15 (075.8)
Косцова М.В., Гришина А.В.
К 728 Психология: Учебно-методическое пособие. - Севастополь: СевГУ, 2016. - 60 с.
Представлены учебная и рабочая программы дисциплины «Психология» : структура курса, темы лекций, планы семинарских и практических занятий, задания для самостоятельной работы студентов, вопросы итогового контроля знаний студентов очной и заочной формы обучения.
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры «Общая и прикладная психология и педагогика» ГПИ СевГУ «18» июня 2016 г., протокол № 13
© Косцова М.В., Гришина А.В., 2016
© ФГАОУ ВО «СевГУ», 2016
1.1. Распределение часов по дисциплине «Психология»
Форма образования | Общее кол-во часов | Формы обучения (ч) | Формы контроля | |||
Лекции | Семинары, прак. занятия | СРС | Контр. работа | |||
Дневная (очная) | 72/34 | зачет | ||||
Заочная | 72/8 | зачет |
ВВЕДЕНИЕ
Программа курса учебной дисциплины «Психология» предназначена для изучения студентами системы психологических знаний, закономерностей психического развития человека, условий становления и развития личности, овладения методикой анализа психических явлений, что позволяет осознать роль психики, сознания и самосознания в поведении, деятельности человека.
В курсе рассматриваются история и современные достижения психологии, теории ведущих научных школ, основные понятия и категории психологии. Также курс «Психология» включает изучение следующий отраслей психологии: «Общая психология», «Социальная психология», «Психология управления» и «Инженерная психология».
На лекциях и семинарских занятиях студенты овладевают системой основных знаний, умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Обучаются навыкам эффективного взаимодействия с другими людьми в различных жизненных ситуациях. Студенты пишут творческую работу на тему: «Психолого-педагогическая характеристика студента» (по результатам психодиагностических методов) и контрольную работу.
Цели освоения дисциплины «Психология»: формирование у студентов адекватного представления о предмете, методах и задачах современной психологии, ее основных категориях, месте среди других наук о человеке.
Основными задачами данного учебного курса являются:
- познакомить студентов с базовыми категориями и понятиями психологической науки, основными методологических и исследовательских проблемами психологии и путями их решения, с разнообразной проблематикой общей психологии личности и познания;
- представить студентам анализ индивидуальных особенностей человека (способностей, темперамента, характера), внутренней (эмоциональной и волевой) регуляции его деятельности, представлений о потребностно-мотивационной сфере человека, основных теоретических подходах к пониманию факторов и закономерностей развития личности;
- обучить студентов теоретическим основам психологии, пониманию основных закономерностей формирования психики и ее функций в регуляции поведения человека;
- сформировать навыки эффективного общения, анализа конфликтных ситуаций; ознакомить с феноменом взаимодействия между людьми и как частная, но наиболее интересная его форма – общение;
- изучить закономерности социального поведения людей и групп, групповые феномены;
- содействовать развитию рефлексии, самосознания и самоорганизации личности студентов в процессе профессионального самоопределения;
- выявить основные психологические особенности взаимодействия в системе «Человек-Техника».
Изучение дисциплины «Психология предусматривает включение следующих вопросов:
ü Основные отрасли психологии.
ü Социальная психология, психология управления.
ü Специфика взаимодействия в СЧМ.
В рамках изучения дисциплины формируются следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
ОК -1 - культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК- 2 - умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способен в письменной и устной речи правильно (логически) оформить результаты мышления;
ОК- 3 - способностью и готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
ОК-4 - находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность;
ОК-8 - критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;
ОК – 9 - развития достоинств и устранения недостатков; осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
ОК-10 - использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, способностью и готовностью к мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем;
В результате изучения дисциплины «Психология» студенты должны З Н А Т Ь:
- Результаты освоения данного курса предполагают знание студентами основных психологических категорий и понятий, теоретических подходов к изучению человека как субъекта деятельности и познания, основных экспериментальных путей решения ключевых проблем общей психологии, закономерностей становления и развития личности, индивидуально-психологических особенностей человека, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной и когнитивной сфер, структуры личности, места и роли процессов познания и самопознания в психическом развитии человека.
- Систему знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой.
- Особенности информационного взаимодействия в системе «Человек - Техника».
У М Е Т Ь:
- На основании изученного материала студенты должны уметь самостоятельно разбираться в постановке и решении проблем, связанных со строением и развитием личности и индивидуальности человека, его системы познавательных процессов, понимать общие закономерности его поведения.
- практически использовать полученные знания в профессиональной и гражданской жизнедеятельности;
- применить полученные психологические знания в профессиональной деятельности инженеров.
БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМИ:
- с основными современными тенденциями изучения психики человека, а также с психологическими теориями личности.
Cеминар № 1.
Семинар № 2
Характеристики личности»
Семинар проводится в форме развернутой беседы c использованием психодиагностических методов диагностики
познавательной сферы студентов.
Цели семинара:
· Закрепление понятий: индивид, личность, индивидуальность; врожденное и приобретенное; психологической структуры личности.
· Психодиагностика особенностей познавательной сферы студентов.
· Формирование осознанного отношения к ПВК инженеров как модели профессиональной компетентности.
План семинара:
1. Понятия: индивид, личность, индивидуальность; врожденное и приобретенное; психологическая структура личности.
2. Познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы.
3. Профессионально важные качества инженера
Темы рефератов и докладов:
1. Внимание, его виды и свойства.
2. Ощущения и восприятие: взаимосвязь и различия.
3. Память: основные виды, процессы и индивидуальные отличий, мнемотехники.
4. Мышление и его особенности.
5. Воображение: виды, основные теории воображения.
6. Эмоциональная сфера личности.
7. Волевые психические процессы и качества личности.
8. Темперамент и характер: индивидуальные особенности личности.
Список основной и рекомендуемой литературы:
Ø Кумкин А.Н. Методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине «основы психологии и педагогики». – Севастополь: СИЯЭиП, 2000. – 40 с.
Ø Кумкин А.Н. Основы психологии и педагогики. Учебное пособие. – Севастополь: СИЯЭиП, 2000. – 186 с.
Ø Кумкин А.Н. Психология: Учебно-метод. пособие. – Севастополь: СНИЯЭиП, 2005. – 44 с.
Ø Кумкин А.Н., Ерош И.Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах.- Севастополь: СНИЯЭиП, 2002.
Ø Кумкин А.Н., Косцова М.В. Психология: I раздел. Общая психология: учеб. пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, 2011. – 124 с.: ил.
Ø Немов Р.С. Психология. Учеб. для стдентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
Ø Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003 – 713 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
Ø Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. – 416 с.
Ø Психология: тесты и тестовые задания для самостоятельной работы студентов и контроля знаний по дисциплине: учебно-метод. пособие. - Севастополь: СНУЯЭиП, 2008. – 72 с.
Р.S. Проверка самостоятельной работы студентов по теме
«Понятие «личность» в психологии» - анализ авторских теорий.
Практическое занятие 1
Семинар № 3
Практическое занятие № 2
В форме тренинга.
Практическое занятие № 3.
Таблица 1.
Вариант № 1
1. ТЕСТЫ: ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
1.1. | Предметом социальной психологии является: А) изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп; Б) формирование социально детерминированных качеств личности; В) социализация личности. | 1.2. | Перцептивный аспект общения выражает потребность субъектов общения в: А) установлении теплых дружеских взаимоотношений; Б) сопереживании, во взаимной эмпатии; В) преодолении стереотипов восприятия в процессе общения; Г) сохранении высокого статуса в общении; Д) выявлении истинных мотивов общения у своего партнера. |
1.3. | Кто был основоположником первой в мире научной психологической лаборатории: А) Бехтерев. Б) Фрейд. В) Вундт. Г) Выготский. Д) Ушинский. | 1.4. | Какие качества передаются от родителей к детям? А) способы мышления, особенности интеллектуальной деятельности; Б) задатки, служащие основой для развития индивидуальных способностей человека; В) социальный опыт; Г) нравственные качества. |
1.5. | Настрой человека на определенное восприятие окружающей действительности это: А) конформизм. Б) фрустрация. В) адаптация. Г) установка. Д) сенсибилизация. | 1.6. | Инициативность – это… А) волевое качество, заключающееся в активности и своевременном выполнении распоряжения и решения начальников; Б) способность человека включать творчество в выполнение своих обязанностей; В) волевое качество человека, благодаря которому он способен своевременно принимать обоснованные решения и без лишних колебаний выполнять их. |
1.7. | О каком виде групп говорится: взаимоотношения в группе существуют, но они не опосредованы групповой совместной деятельностью? А) коллектив; Б) ассоциация; В) диффузная группа. | 1.8. | Взаимодействие двух и более людей с цель установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата – это: А) общение; Б) деятельность; В) обучение; Г) коммуникация. |
1.9. | Какие из приведенных понятий относятся к психологической характеристике групп: А) групповые ценности; Б) групповые интересы; В) групповые цели; Г) групповые мнения; Д) групповые нормы. | 1.10. | Темперамент был впервые описан: А) Аристотелем. Б) Платоном. В) Гиппократом. Г) Павловым. Д) Кречмером. |
1.11. | Психика-это: А) отражение окружающей действительности посредством деятельности мозга. Б) физиологическая функция нервной системы. В) рефлекторная деятельность мозга. Г) субстрат материи головного мозга. Д) проявление души, познаваемое самонаблюдение. | 1.12 | Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов и реальное их преобразование, называется: А) наглядно-образным; Б) наглядно-действенным; В) словесно-логическим; Г) абстрактным. |
1.13 | В понимании цели, задач, особенностей функционирования и проектирования СЧМ выделяют следующие подходы: А) Антропоцентрический; Б) Машиноцентрический; В) Антропофункциональный. | 1.14. | Особенностями труда операторов в современных условиях являются: А) увеличение числа объектов; Б) необходимость работы со знаковыми системами; В) понижение степени автоматизации производственных процессов; Г) увеличение сложности и скорости производственных процессов. |
1. 15. | В какой из ситуаций обращение к мышлению не требуется: А) Все 30 лампочек елочной гирлянды неожиданно погасли, но телевизор работал. Б) Во время урока учитель задал вопрос «как по-английски «граница»?» В) Надо было разжечь костер, но ни спичек, ни зажигалки у туристов не нашлось. Г) Передвинуть тяжелый шкаф можно было только вчетвером, но Сидоров был совершенно один. | ||
1.16 | УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ТЕРМИНАМИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ:
|
2.ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛЕДУЮЩИМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ПОНЯТИЯМ:
2.1. Познавательные психические процессы – это …
2.2. Групповая сплоченность - это …
2.3. Общение – это …
3. Психологическая задача (решите и обоснуйте свой ответ с точки зрения психологических процессов).Американский психолог Пауль Нильсон предъявив пяти разным группам студентов университета одного и того же человека, каждый раз присваивая ему новые звания и титулы, а потом попросил студентов определить приблизительного его рост. Результаты были впечатляющими. Когда человек был представлен как студент, рост незнакомца достигал 171 см, но, стоило было назвать его ассистентом кафедре, как рост поднимался до 178 см. При звании «старший преподаватель» его рост превышал 180 см. Наконец-то, рост профессора достигал 184 см.Какое название получило это явление в психологии?Кратко раскройте его сущность. Определите составляющие данного психического явления. Приведите примеры.4. Творческое задание:завершите незаконченные предложения и проанализируйте свою индивидуальную управленческую позицию: Управление для меня – это… Самый эффективный метод управления, с моей точки зрения, - это… Мои будущие подчиненные ожидают от меня… К какому эволюционному подходу менеджмента (научная организация труда, концепция административного управления, концепция человеческих отношений и концепция человеческих ресурсов) можно отнести Вашу управленческую позицию? Обоснуйте свой ответ.ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПСИХОЛОГИЯ»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Контрольная работа для студентов заочной формы обучения состоит из двух заданий: первой задание – это ответы на два вопроса, соответственно Вашего номера по списку. Вторая работа – это анализ авторской теории личности – см. Приложение 1.
1. Предмет психологии как науки. Современные задачи психологии.
2. Становление психологии как науки: исторический аспект. Основные школы психологии (психоанализ, гештальтпсихология, бихейворизм, гуманистическая психология, психология деятельности).
3. Методы исследования, применяемые в психологии.
4. Психика, ее структура и функции.
5. Психологические состояния и психологические свойства и процессы.
6. Волевые психические процессы.
7. Эмоциональные психические процессы.
8. Познавательные психические процессы.
9. Мышление и воображение, их виды.
10. Сознание человека и его структура.
11. Понятие чувства, эмоции, их виды и роль.
12. Понятие личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность.
13. Зарубежные теории личности.
14. Отечественные теории личности.
15. Психологическая структура личности.
16. Темперамент и характер, акцентуация характера.
17. Склонности и способности, их виды.
18. Направленность личности, ее структура и виды.
19. Мотивационная сфера личности.
20. Основные теории мотивации.
21. Профессионально важные качества инженера.
22. Социальная психология как наука. Социализация личности. Факторы, влияющие на формирование личности.
23. Проблема профессионального самоопределения в психологии.
24. Понятия о группах, их видах. Групповые феномены.
25. Психологическая структура общения.
26. Перцептивная сторона общения.
27. Коммуникативная сторона общения.
28. Интерактивная сторона общения.
29. Вербальные и невербальные средства общения.
30. Конфликты, виды конфликтов и их пути разрешения.
31. Методы психологического воздействия в процессе общения.
32. Механизмы социальной перцепции.
33. Психологическая сплоченность и совместимость.
34. Групповая деятельность операторов.
35. Психология управления. Основные подходы современного менеджмента.
36. Тип руководителя, стиль руководства.
37. Инженерная психология как отрасль психологии.
38. Психологические особенности взаимодействия в СЧМ (системе: Человек - Машина).
39. Психофизиологические основы деятельности оператора.
40. Проблема надежности операторского труда.
Номер студента в списке группы, фамилия, имя студента | Номер темы 1-ой темы | Номер темы 2-ой темы |
Рекомендации по написанию и защите контрольной работы.
Целью контрольной работы является корректное и обоснованное раскрытие актуальной темы, на основе применения современной методологии, ознакомление с репрезентативными источниками и изложение собственного отношения к рассматриваемой проблеме. В контрольной работе должно быть продемонстрировано умение рассматривать важную психологическую тему, классифицировать различные подходы к ней, отношение к интерпретациям, оперировать психологическими категориальным аппаратом, излагать собственное понимание проблемы.
Содержание контрольной работы приобретает определенную основательность, если происходит не только обоснование актуальности проблемы, но и приводится «история вопроса». Для обоснованного анализа необходимо реферирование не менее десяти, именно источников по избранной теме (монографий и статей).
Структура контрольной работы. Контрольная работа состоит из «Введения», где обосновывается актуальность темы, ставится цель и задачи, определяется уровень исследования проблемы; 1-2 глав (разделов), при необходимости разбитых на параграфы, и «Заключения», где подводится итог анализа и формулируются некоторые выводы.
Список реферируемой литературы приводится в конце работы в алфавитном порядке. План работы или оглавление приводится в начале контрольной работы перед «Введением».
Структура контрольной работы должна быть обоснованна, логична, соответствовать содержанию, целям и задачам.
Объем работы от 20 до 30 страниц, на странице 28-30 строк, в строке 58-60 знаков.
Оформление контрольной работы предполагает наличие титульного листа, обложки, обязательного чистого листа для отзыва преподавателя в конце работы, библиографии после текста. Контрольная работа должна быть тем или иным способом сброшюрована.
При оценке контрольной работы преподаватель исходит из следующих критериев:
· соответствие темы работы содержанию;
· достаточность и современность привлеченных к рассмотрению психологических источников;
· аналитичность работы;
· методологическая корректность;
· нетривиальность суждений;
· новизна взгляда;
· обоснованность выводов;
· логичность построения;
· использование психологического понятийного аппарата;
· стиль работы и оформление работы.
В случае получения неудовлетворительной оценки за работу студент не допускается до зачета и ему предлагается новая проблема для рассмотрения.
Рецензент представляет обоснованный и аргументированный отзыв об уровне написания контрольной работы, о степени соответствия предъявляемых к данной работе требований.
Требования к оформлению работы:
Размер бумаги стандартный А4. Интервал – полуторный. Размер шрифта – 14. Поля страницы: левое – 3 см, правое – 1,5, верхнее – 1,5 см, нижнее – 2 см. Дополнительные замечания вписываются в отпечатанный текст черными чернилами. Работа должна быть выполнена с применением ПК.
Пример оформления титульного листа и рецензии смотрите в Приложениях №2 и № 3.
1.9. Учебно-методические материалы по дисциплине:
Основная литература:
Ø Кумкин А.Н. Методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине «Основы психологии и педагогики». – Севастополь: СИЯЭиП, 2000. – 40 с.
Ø Кумкин А.Н. Основы психологии и педагогики. Учебное пособие. – Севастополь: СИЯЭиП, 2000. – 186 с.
Ø Кумкин А.Н. Психология: Учебно-метод. пособие. – Севастополь: СНИЯЭиП, 2005. – 44 с.
Ø Кумкин А.Н., Ерош И.Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах.- Севастополь: СНИЯЭиП, 2002.
Ø Кумкин А.Н., Косцова М.В. Психология: I раздел. Общая психология: учеб. пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, 2011. – 124 с.: ил.
Ø Кумкин А.Н., Косцова М.В. Психология управления: Учеб. пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, 2007. – 96 с.
Ø Кумкин А.Н. Инженерная психология. Учебное пособие. - Севастополь: СНУЯЭиП. 2006. – 56 с.
Ø Психология: тесты и тестовые задания для самостоятельной работы студентов и контроля знаний по дисциплине: учебно-метод. пособие. - Севастополь: СНУЯЭиП, 2008. – 72 с.
Дополнительная литература:
Ø Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – 5-е изд., испр. И доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с.
Ø Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания – учебник. - Киев.: «Политиздат», 1989.
Ø Немов Р.С. Психология. Учеб. для стдентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
Ø О воспитании: Макаренко А.С. / Под ред. Хемендик В.С. - М.: «Политиздат», 1990.
Ø Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003 – 713 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
Ø Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. – 416 с.
Ø Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского. - М.: «Политиздат», 1990.
Ø Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. - Изд. «Урал», 1989.
Ø Щекин Г.В. Основы психологических знаний: учебное пособие. - К.: «МАУП», 2001.
Ø Щетинин Ю.В. Познай себя и помоги себе. - Сев.: СВМИ, 1994.
Интернет-ресурсы по психологии:
· psychology-online.net - сайт «Научная и популярная психология» Библиотека. Мастерская (Компьютерная психодиагностика, Психологический практикум).
· flogiston.ru - сайт «Флогистон. Психология из первых рук». Публикации. Новости. Обзоры. Библиотека. (Тематические подборки статей.).
· ido.rudn.ru (Психология и Педагогика) - электронный учебник по курсу «Психология и Педагогика» (авт.: Богданов И.В., Лазарев С.В. и др.) от Федерального фонда учебных курсов на портале Института Дистанционного Образования.
· yurpsy.by.ru - сайт «Юридическая психология». В разделах «Учебные материалы» и «Библиотека» представлено очень много книг, лекций, статей и т.д.
· psi.webzone.ru - сайт под названием «Психологический словарь».
· azps.ru А.Я. Психология - статьи, тесты, тренинги, словарь, хрестоматия, классификации, новости.
· ethnopsyhology.narod.ru – «Этнопсихология» - онлайновый учебный центр. Историческая этнология. Этнопсихология. Справочник-руководство. Современная этнопсихология.
· follow.ru - сайт «Познай себя и окружающих». Небольшая подборка статей по теме Психология (общая, возрастная, семейная, в бизнесе, психотерапия, сексология и др.).
· psy.com.ru – «Психология жизни». Популярная психология (психология в повседневной жизни). - Психологический портал развития человека. Развитие потенциала мозга и тела. Подборки статей по темам: Самосовершенствование, Я - хозяин жизни, Деньги и успех, Копаемся в себе, Он и она, Мудрость жизни и др.
· koob.ru - Библиотека «Куб», дочерний проект сайта yugzone.ru «Всестороннее развитие возможностей человека».
· http://psylib.org.ua/index.html - Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры.
Коллекции ссылок:
● psylib.ukrweb.net - около 20 ссылок на сайте PSYLIB.
Дополнительные материалы смотрите в группе Вконтакте: (http://vkontakte.ru/club34035598) – «Психология в СНУЯЭиП».
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - обособленность личности, т.е. способность к самоопределению своих позиций.
АГРЕССИЯ - действие, которое наносит травму физического или психического характера окружающим, такое действие связано теснейшим образом с отрицательными эмоциями, к числу которых относятся гнев, враждебность и ненависть. Агрессия, которая направлена лицом на самого себя, — это аутоагрессия, она служит показателем патологических изменений личности.
АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - приспособление конкретного индивида к различным социальным условиям. Нарушением социальной адаптации является проявление наркомании и алкоголизма.
АЖИТАЦИЯ - сильное возбуждение конкретного лица в экстремальных ситуациях.
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА - неустойчивость настроения, конфликтность, повышенная обидчивость, т.е. повышенная уязвимость личности в отношении ряда психотравмирующих факторов.
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ - одновременно противоречивые эмоции к одному и тому же объекту.
АМНЕЗИЯ - нарушение памяти: ретроградная амнезия - нарушение памяти на события, которые предшествовали заболеванию; защитная амнезия - забывание травмирующих событий.
АМОРАЛЬНОСТЬ - отрицательное отношение к нормам морали и нравственности.
АНДРОГИНИЯ - сочетание в одном индивиде одновременно мужских и женских качеств.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ- большой класс наук, объектом изучения которых является сам человек, а также материальные и нематериальные продукты его деятельности (антропология, физиология, психология, педагогика, социология, философия, история, этнография и др.).
АППЕРЦЕПЦИЯ - зависимость восприятия предметов и явлений действительности от предыдущего опыта.
АССОЦИАНИЗМ - деятельность психики на основе образования ассоциаций.
АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ- направление психологии (начиная с середины XVIII в. - Д. Гартли и до конца XIX в. - В. Вундт), в котором были определены типы, механизмы ассоциаций как связи психических процессов и ассоциации как основы психики. На материалах исследования ассоциаций изучались особенности памяти и научения.
АСТЕНИЯ - повышенная утомляемость и раздражительность.
АТРИБУЦИЯ - стереотипное достраивание образа.
АУТИЗМ - уход от контактов с действительностью, крайняя форма психического отчуждения.
АФФЕКТ - непатологическая дезориентация сознания, вызванная внезапным сильным эмоциональным воздействием при неспособности лица найти адекватный выход из острой ситуации.
АФФЕКТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ - действие, которое направлено и регулируется определенным эмоциональным состоянием субъекта — страстью, независимостью, любовью и т.п.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - психические процессы, которые осуществляются без сознательного контроля, т.е. на инстинктах.
БИХЕВИОРИЗМ - направление психологии (Дж. Уотсон, 1912 - 1920), которое ввело в научный аппарат психологии категорию действия в качестве не только внутренней, но внешней реальности. Центральный объект исследований - поведение, понимаемое как совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Вклад направления в развитие психологии заключается в расширении области изучения - доступный внешнему наблюдению, независимый от сознания стимул - реактивные отношения.
ВЛЕЧЕНИЕ - подсознательно возникающая направленность на определенные объекты.
ВЛИЯНИЕ - изменение под каким-то влиянием поведения субъекта, его позиций, установок.
ВНИМАНИЕ - оптимальное состояние сознания его направленность и организованность, определенные значимые объекты. Различают следующие виды внимания: - произвольное - связанное с целенаправленными волевыми усилиями — непроизвольное непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция; - постпроизвольное выполнение действия осуществляется без волевых усилий.
ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ - представляет собой средство мышления в уме.
ВНУШАЕМОСТЬ - готовность быть подвергнутым соответствующему воздействию, обычно связанная с неуверенностью в себе.
ВНУШЕНИЕ - внедрение в сферу психической деятельности помимо воли индивида, воздействие на его психику в условиях снижения его сознательности.
ВОЛЯ - самодетерминация активности человека, основанная на осознании значимости планируемого результата.
ВООБРАЖЕНИЕ - это психический процесс, заключающийся в образном моделировании действительности, реконструкция явлений действительности по их мысленному описанию.
ВОСПОМИНАНИЕ - локализация сформированных ранее образов, воспринимаемого материала.
ВОСПРИЯТИЕ - отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на систему рецепторов человека.
ВРЕМЯ РЕАКЦИИ - интервал во времени между предъявлением раздражителя и началом реакции на него, значительно возрастает при решении сложных сенсомоторных задач.
ВЫТЕСНЕНИЕ - разновидность психологической зашиты, глубокое торможение следов психотравмирующих воздействий.
ГЕНОТИП - генетическая конструкция организма индивида.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ - направление психологии (начало ХХ в. - М. Вертгаймер, В. Келер, К. Коффка), в котором сознание человека представлено как целостность, созидаемая динамикой познавательных (когнитивных) структур, преобразующихся по психологическим законам.
ГИПНОЗ - состояние сознания, характеризующееся его сужением и гипердоминированием внушаемого образа.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ- направление психологии (60 - 90 гг. ХХ в. – А. Маслоу, К. Роджерс), выдвинувшее концепцию «центрированной на клиенте» терапии, теорию самоактуализации, фасилитации (облегчения и активизации); центрированного на учащемся гуманистического подхода в обучении.
ДИСФОРИЯ - негативное эмоциональное состояние раздражительности или озлобленности.
ДОЛГ - превращение социального требования, относящегося ко всем, и личную задачу конкретного лица в определенной ситуации.
ДОМИНАНТА - господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, что придает поведению субъекта определенную направленность.
ДОСТОИНСТВО- отношение человека к себе и отношение к нему общества.
ДУХОВНОСТЬ - система высших нематериальных ценностей.
ЗАВИСТЬ - негативное восприятие субъектом чьих-либо приобретений благ, влияет на психику завидующего, побуждая его к агрессивным действиям.
ЗАДАЧА - цель деятельности, которая достигается в результате преобразования исходных условий.
ЗАРАЖЕНИЕ - процесс перехода эмоционального состояния от одного индивида к другому в психофизиологическом уровне контакта; фактор спонтанного социального сплочения.
ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - регулятивная система личностной стабилизации, которая направлена на снижение уровня недостижения в очень сложных и трудных условиях.
ЗАЩИЩЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - состояние психической стабильности, возникающее при осознании субъектом возможности устойчивого удовлетворения его основных потребностей.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ - самоотнесение субъекта к определенной социальной группе.
ИНДИВИД - психофизическое качество конкретного человека как природного существа и носителя определенных, только ему присущих черт.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - своеобразие психики отдельного человека.
ИНСТИНКТ - совокупность врожденных поведенческих комплексов, могущих активизироваться при воздействии ключевых раздражителей.
ИНТЕЛЛЕКТ - устойчивая структура умственных способностей конкретного субъекта.
ИНТУИЦИЯ - познавательное предчувствие, озарение, возникающее от высокого обобщения приемов познавательной деятельности в определенном направлении.
ИНФАНТИЛИЗМ - сохранение у взрослого индивида ряда особенностей детского поведения, его пониженная самокритичность.
КАТАРСИС - эмоциональное потрясение, зачастую связанное с глубоким раскаянием.
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ- направление психологии (60 - 80 гг. ХХ в. - Г.У. Найссер, М. Бродбент, Д. Норманн, Дж. Брунер), делавшее акцент на изучении знаний, информированности, организации семантической